Ирина Викторова
Применение методов ТРИЗ-ртв в музыкальном развитии детей с нарушением зрения.
▼ Скачать + Заказать документы
Применение методов ТРИЗ-РТВ
в музыкальном развитии детей с нарушением зрения.
Я работаю музыкальным руководителем в детском саду для детей с нарушением зрения. Все дети, посещающие детский сад имеют различные зрительные нарушения. Это дети с различными зрительными нарушениями, такими как: косоглазие, амблиопия, миопия, спазм аккомодации. Есть слабовидящие и инвалиды по зрению. Нарушение зрительных функций влечёт за собой отклонения в речевой, двигательной, психической сферах. Большинство детей, страдающих косоглазием и амблиопией, плохо ориентируются в пространстве, у многих детей замедлены двигательные реакции, дети заторможены, вялы. Другие дети наоборот перевозбуждены, двигательно беспокойны. Наличие физического недостатка вызывает у детей переживания по поводу своей неполноценности, что накладывает отпечаток на развитие личности, задерживая развитие ребёнка. Работа с такими детьми требует особого, наиболее внимательного отношения. Но в то же время, пред всеми педагогами стоит задача помочь детям научиться жить полноценной жизнью, познать все краски окружающего мира. Это влечет за собой внесение в содержание музыкального воспитания определенной коррекционной составляющей.
Публикация «Применение методов ТРИЗ-ртв в музыкальном развитии детей с нарушением зрения,» размещена в разделах
- Нарушение зрения. Обучение детей с нарушением зрения
- Работа музыкального руководителя
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- ТРИЗ. Занятия и игры с использованием ТРИЗ-технологий
- Темочки
Передо мной, как и перед другими специалистами нашего детского сада, стоят следующие коррекционные задачи:
- формирование у детей бинокулярного зрения;
- укрепление мышц глаз и развитие прослеживающих функций;
- развитие глазомерной оценки протяженности;
- развитие пространственной ориентировки и координации движений;
На протяжении многих лет работы я считаю наиболее эффективным проведение музыкальных занятий, разделив их на музыку и ритмику.
Основными видами деятельности детей на музыке являются слушание, пение, игра на музыкальных инструментах, творческая импровизация.
Ритмика включает музыкально- ритмические упражнения на развитие координации движений, ориентировки в пространстве, внимание, а также игры, танцы.
На занятиях ритмикой решаются задачи, связанные с коррекцией вторичных нарушений :
- развитие движений;
- развитие координации движений;
- развитие ритмического чувства;
- развитие ориентировки в пространстве;
- развитие быстроты реакции;
- развитие произвольности психических процессов;
- развитие эмоционально-волевой сферы;
- развитие тормозных процессов;
- развитие личностных качеств;
- развитие представлений об окружающем мире;
- создание благоприятных условий для детей.
Как же организовать на музыкальных занятиях детей с разным уровнем развития, подготовленности, имеющих разные нарушения? Главное - заинтересовать детей, создать интересную игровую ситуацию. А как это сделать? Одной из очень интересных, на мой взгляд, находок оказалась методика ТРИЗ-РТВ. Я решила использовать методы ТРИЗ-РТВ, которые оказались довольно продуктивными в развитии творческой активности детей.
Изучив литературу и некоторые практики, я стала использовать различные игры и приемы ТРИЗ-РТВ в музыкальной деятельности детей.
На музыкальном занятии это :
- знакомство с музыкальными инструментами - Системный оператор,
- слушание и анализ музыкального произведения - модель «Объект - имя признака – значение имени признака».
Используя эти методы, необходимо использовать пособия в соответствии со зрительной патологией:
- крупные размеры,
- четкие рисунки,
- яркие цвета,
- черно-белые карточки,
- пособия с рельефными изображениями.
Чем больше органов чувств участвуют в процессе деятельности ребенка, тем интенсивнее идет его развитие. Для детей с нарушением зрения важны тактильные прикосновения к различным предметам и поверхностям, а также использование слуховых анализаторов.
Игры: «Потрогаем музыку»
«Найди друга»
«Да-Нетка»
На занятиях ритмикой я тоже решила использовать некоторые методы ТРИЗ - РТВ
Методика проведения и содержания музыкальных занятий несколько отличается от той, которая применяется в массовом детском саду. Формирование музыкально-ритмической деятельности у детей с нарушением зрения идет от поэтапного показа движений к обучению детей действовать по подражанию. Для этого использую:
• показ характерных поз музыкальным руководителем, ребенком.
• демонстрация характерных поз с использованием дидактических игрушек (большая кукла, медведь, заяц).
• использование крупных иллюстраций с изображением характерных поз.
В данном случае считаю очень удачным метод Эмпатии – личностного уподобления – способности ребенка отождествлять себя с кем-либо или чем-либо, уметь сопереживать объекту. Дети перевоплощаются в движениях в различных персонажей. Это сказочные герои, музыкальные инструменты, явления природы, предметы, животные и др. Музыка при этом действует на весь организм, а он в свою очередь на действие музыки. Ведь восприятие и понимание музыкальных произведений заключается в ощущении ее связками, мышцами, движением, дыханием.
Игры: «Угадай, кто я?»,
«Палочка-превращалочка»
Учитывая нарушения пространственной ориентировки и координации движений у дошкольников со зрительной патологией, необходимо уделять определенное время обучению детей перестроениям в колонну, пары, круг, учить свободно передвигаться по залу в различных направлениях; делать различные перестроения. При этом использую карточки-схемы.
Игра «Повторите рисунок».
Подобные упражнения следует проводить с постепенным усложнением, учитывая возраст и зрительно-двигательные возможности детей.
А также несколько игр, которые появились в моей практике:
Игры: «Противоположности»
«Соберем оркестр»
«Музыкальная Да-Нетка»
«Найди пару»
Одним из любимых видов детской деятельности является игра на музыкальных инструментах. Доказано, что игра на музыкальных инструментах лучше всего развивают музыкальный слух. Я придаю большое значение систематическому обучению детей игре на музыкальных инструментах. С их помощью развиваются чувство ритма, тембровый и звуковысотный слух, а у детей со зрительными нарушениями развивается прослеживающая функция, «рука-глаз».
Для развития творческой инициативы, импровизационных навыков в игре на музыкальных инструментах возможно использование Кругов Луллия. Круги Луллия – на исполнительское творчество: первый круг – четыре времени года, второй круг – музыкальные инструменты, в дальнейшем используются для сочинения мелодии или аккомпанемента, третий круг – пиктограммы с настроением. Раскрутив оба кольца и соединив время года, придумать и озвучить на выпавшем инструменте мелодию в характере выпавшей пиктограммы. Круги Луллия - на знакомство с музыкальными инструментами, из каких частей они состоят. Но для детей с нарушением зрения секторов на таких кругах должно быть от 4 до 6, а также необходимо использовать четкие рисунки и схемы.
Хочется отметить, что тот небольшой опыт, который мною наработан по применению технологии ТРИЗ-РТВ, показал, что дети с удовольствием творят, фантазируют, играют, а в результате становятся более активными и раскрепощенными, что так важно для детей с нарушением зрения.
Таким образом, использование адаптированных методов и приемов ТРИЗ- РТВ на занятиях помогает музыкальному руководителю успешно решать дидактические задачи музыкального развития детей.
Музыкальные игры
* на составление сравнений
«Противоположности»
Цель: Формировать умение детей двигательно изображать противоположные средства музыкальной выразительности (темп, динамику, характер)
Дети шагают по кругу. Показывается карточка «Темп» (быстро) - они должны начать двигаться медленно. Карточка «Динамика» (громко) - дети двигаются легко и тихо. Карточка «Весело» - дети изображают походку грустного человека.
*сужение поля поиска
Пространственная «Да-Нетка»
Цель: формировать умение задавать вопросы, развивать мышление.
1 вар. Принцип игры: «найди серединку, убери половинку».
У детей в руках игрушки (или инструменты, или картинки). Они выстраиваются в линию. Ведущий загадывает предмет. Водящий ребенок пытается определить загаданный предмет, используя вопросы: это? (называя предмет по центру). Дети могут отвечать только «да» или «нет». Если в руках у детей музыкальные инструменты : «да» – звуковыми сигналами, «нет» - тишина. Следующий вопрос: этот предмет находится справа от? (уже названного). Если правильно, то половинка детей, где нет загаданного предмета, отходят в сторону. И так далее. Когда водящий отгадывает, дети разбегаются, он их ловит.
2 вар. Ребенок-водящий задает вопросы по признакам: Это инструмент симфонического оркестра? Это духовой инструмент? Это деревянный инструмент?
*на установление системных связей
«Соберем оркестр»
Цель: формировать умение систематизировать предметы по принадлежности определенной системе.
Два мольберта. На одном изображения музыкальных инструментов, второй – пуст. У детей в руках магниты разного цвета. Музыкальный руководитель ставит задачу: «На втором мольберте мы должны собрать инструменты симфонического (народного, духового) оркестра. Дети под музыку двигаются по залу, с окончанием, по команде воспитателя: «Красный!», дети, у которых в руках красные магнитики, подходят к мольберту с инструментами и переносят на другой мольберт инструменты заданного оркестра (симфонического, народного, эстрадного).
«Найди пару»
Цель: развивать творческое воображение, навыки выразительного движения.
Дети разделены на две колонны, стоят напротив друг друга. Одной линии воспитатель по очереди каждому ребенку показывает или называет инструмент. Под музыку дети изображают игру на нем. Под веселую музыку дети двигаются по залу врассыпную. С окончанием музыки находят свое место, и противоположная сторона изображает инструмент своего напарника.
*Для определения характера музыки и обогащения словаря с помощью тактильных ощущений
«Потрогай музыку»
Цель: развитие воображения и речи.
Оборудование: пластинки с различной на ощупь поверхностью (мягкой, гладкой, шершавой, колючей и т. д.)
Ход игры.
1 вариант. Ребенку предлагается прослушать музыку с закрытыми глазами. Затем на ощупь выбрать пластинку (или несколько, подходящую по ощущениям к данной музыке. С помощью выбранной пластинки описать характер музыки.
2 вариант. Детям раздаются разные пластинки. После прозвучавшего музыкального фрагмента предложить поднять пластинки, которые подходят к музыкальному фрагменту.
* для развития творческого воображения
«Палочка-превращалочка»
Цель: развивать творческое воображение, навыки выразительного движения.
Дети стоят по кругу, под музыку передают трость по кругу. у кого в руках она остается с окончанием музыки, тот выходит в центр и придумывает, что у него в руках. (например, хоккейная клюшка, гитара, метла, дирижерская палочка, трость и т. д.) Изображает действие с предметом. Воспитатель может называть предмет, а ребенок придумывает и изображает движения.
«Угадай, кто я?»
Цель: развивать творческое воображение, навыки выразительного движения.
Дети по очереди выходят в круг и изображают какой-либо сказочный персонаж (или игру на музыкальном инструменте, или музыкальное произведение)