вера будникова
Современные тенденции в музыкальном развитии дошкольника
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект выступления на педсовете «Современные тенденции в музыкальном развитии дошкольника».
Будникова Вера
Современные требования дошкольного образования, в соответствии с условиями реализации ФГОС требуют от музыкального руководителя использование продуманной, научно обоснованной системы художественно-эстетического воспитания.
Публикация «Современные тенденции в музыкальном развитии дошкольника» размещена в разделах
- Работа музыкального руководителя
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» май 2017
Основной целью дошкольного воспитания является создание необходимых и благоприятных условий разностороннего и разнообразного развития детей, становления их личности. Именно в этот период ребенок активно осваивает культуру.
Поскольку ребенок воспринимает мир (об этом утверждают психологи) в художественных образах: он одновременно и художник, и музыкант, и танцор, и актер, и фантазер, то считаю одной из необходимых задач музыкального руководителя внедрение в сферу жизнедеятельности детей разных видов искусства. Каждое из них позволяет развивать данные детям природой способности: видеть, слышать, двигаться, ощущать запах, вкус, умение общаться друг с другом.
Наиболее благоприятной формой в поиске педагогических условий внедрения искусства в систему воспитания считаю интегрированный полихудожественный подход, понимаемый как взаимодействие образования — воспитания — развития. Именно такой комплексный подход позволяет организовывать общее культурное и художественное образование детей в единстве с умственным, нравственным, трудовым и физическим развитием личности.
Интегрированный подход к освоению явлений окружающей мира в отличие от традиционных меж-предметных связей требует проведения занятий на принципиально ином, качественном уровне, когда творчество, познание и навыки практической деятельности осваиваются во взаимосвязи и взаимопереходе одной сферы в другую.
Необходимо осуществлять единство эстетического воспитания с общим развитием детей широким постижением окружающего мира с опорой на экологию и этнокультуру, учет местных художественных традиций.
Работа должна быть выстроена таким образом, чтобы дети многое могли делать своими руками; умели действовать в различных пространствах и разных коллективах сверстников; владели телом, голосом, слухом, обонянием, осязанием; могли самостоятельно познавать окружающую действительность, «данную нам в ощущениях»; решать творческие задачи, оригинально мыслить, не бояться нового, неожиданного.
Полихудожественный подход рассматривается как качественно новый уровень работы с детьми, раскрытие внутреннего родства разнообразных художественных проявлений и перевод, перенос, преображение одной художественной формы в другую художественную модальность. Например, цвета в звук, звука в пространство и др. Через «живое искусство», такие виды деятельности, в которых дети сами создают искусство с помощью красок, звуков, движений и воспринимают искусство не в записи, а «во-очию», наблюдая за действиями и творчеством своих друзей и себя.
Наполнение жизни ребенка творческой художественной деятельностью развивают у него индивидуальные способности, эстетическое мировосприятие и миропонимание. Именно поэтому сфера эстетического — как всеобщая для системы обучения и воспитания актуальна и значима.
Такой подход к воспитанию отождествляет его с понятием «культура», обозначает более высокий и качественный уровень развития ребенка с позиций духовности, нравственности, художественности и даже научности и методологии, так как опирается на серьезную научную базу.