Елена Нарышкина
Мастер-класс для педагогов «Коммуникативные танцы-игры как одна из форм работы с детьми в соответствии с ФГОС»
▼ Скачать + Заказать документы
Коммуникативные танцы-игры как одна из форм работы с детьми в соответствии с ФГОС
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 3»
Шатурского муниципального района Московской области
Мастер – класс для педагогов на тему :
«Коммуникативные танцы-игры, как одна из форм работы с детьми в соответствии с ФГОС»
Подготовил:
Музыкальный руководитель
I квалификационной категории
МБДОУ «Детский сад № 3»
Нарышкина Е. В.
2016г.
Цель мастер-класса :
Публикация «Мастер-класс для педагогов „Коммуникативные танцы-игры как одна из форм работы с детьми в соответствии с ФГОС“» размещена в разделах
- Игры для детей
- Мастер-классы для воспитателей и педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- ФГОС. Внедрение и реализация
- Хореография для детей, детские танцы, постановки
- Темочки
- способствовать формированию активного творческого восприятия музыки, умению получать наслаждение от игр и совместных действий, воспитывая доброжелательность и умение быть коммуникабельным.
- создать положительный эмоциональный настрой
- вовлечь педагогов в игровое общение с коллегами
- способствовать сплочению коллектива педагогов
- формировать положительное отношение к коллегам
В процессе освоения и исполнения коммуникативных танцев-игр решаются следующие задачи:
Обучающие:
- формирование двигательных навыков и умения ориентироваться в пространстве;
- обогащение слушательского и двигательного опыта, умение осмысленно использовать выразительные движения в соответствии с музыкально-игровым образом;
- формирование умений исполнять знакомые движения в игровых ситуациях под музыку;
Развивающие:
- развитие слухового внимания, умения выполнять движения в соответствии с характером и темпоритмом музыки;
- развитие динамической стороны общения: лёгкости вступления в контакт, инициативности, готовности к общению;
Воспитательные:
- воспитание интереса, потребности к самовыражению в движениях под музыку;
- воспитание умения чувствовать настроение музыки, понимать состояние образа, переданное в музыкальном произведении, и выражать это в пластике;
Оборудование: ноутбук, проектор, экран, презентация, ноты и диски с музыкальным репертуаром;
Раздаточный материал: ложки, платочки, кубики, шапочки зверей, грибочков.
Ход мастер - класса :
Вводная часть
В работе по музыкально-ритмическому воспитанию детей нужен разнообразный репертуар: упражнения, игры, этюды, парные танцы, сюжетные пляски и т. д. Среди всего этого многообразия особое место занимают коммуникативные танцы-игры, поскольку они и развивают, и развлекают. Это весьма актуально в связи с внедрением в образовательный процесс ФГОС. И если следовать формуле, что «учиться надо весело.», то лучшего материала для занятий с детьми просто не придумаешь, поскольку игра является ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте. (А. Н. Леонтьев, А. В. Запорожец,Д. Б. Эльконин).
Каковы же особенности коммуникативных танцев-игр?
Во-первых, это, в основном, танцы с несложными движениями, включающие элементы невербального общения, смену партнеров, игровые задания. Движения и фигуры в таких плясках очень просты, доступны для исполнения даже маленьким детям. В этих танцах, как правило, есть игровые сюжеты, что еще более облегчает их запоминание. К таким танцам – играм относятся всем известные и любимые танцы «Лавата», «Руку правую вперед», «Буги – вуги» (это еще из нашего детства, это и танцы Т. Сауко из программы «Топ – хлоп, малыши», некоторые танцы А. Бурениной из «Ритмической мозаики» («Разноцветная игра», «Рыбаки», «Мишка плюшевый», и др., танцы – игры для малышей Железновой. Сейчас в современном мире появилось большое количество подобных танцев Это,например всем полюбившийся танец «Помогатор» из «Фиксиков» и др.
Происхождение этого материала связано с фольклором разных народов. Известно, что в фольклорной традиции нет разделения на исполнителей и зрителей, а все присутствующие являются участниками и создателями игрового действия. Этот момент является весьма существенным, поскольку он снимает механизм оценивания, раскрепощает ребенка и наделяет смыслом сам процесс его участия в танце-игре.
Это особенно актуально для настоящего времени, поскольку в дошкольных учреждениях проводятся совместные праздники и развлечения с родителями. На таких праздниках родители не только гости и зрители, но и активные исполнители, принимающие участие в различных танцах и играх вместе с детьми. Кроме того, коммуникативные танцы – игры можно использовать и на праздниках, где собраны дети разных возрастов. Они не требуют специальной подготовки, движения диктуются текстом. Дети воспринимают их как игры, не требующие особого запоминания.
Ценность и польза коммуникативных танцев-игр очевидна. Использовать их можно в самых разнообразных формах работы с детьми (и не только с детьми) — и на занятиях, и на праздниках, и на развлечениях.
В коммуникативных танцах-играх (помимо развития музыкального слуха, выразительности движений, ориентировки в пространстве и т. д.) могут быть эффективно реализованы следующие направления воспитательной работы :
• развитие динамической стороны общения: легкости вступления в контакт, инициативности, готовности к общению;
• развитие эмпатии, сочувствия к партнеру, эмоциональности и выразительности невербальных средств общения;
• развитие позитивного самоощущения, что связано с состоянием раскрепощенности, уверенности в себе, ощущением собственного эмоционального благополучия, своей значимости в детском коллективе, сформированной положительной самооценки.
Поскольку многие коммуникативные танцы построены, в основном на жестах и движениях, которые в житейском обиходе выражают дружелюбие, открытое отношение людей друг к другу, то в целом они производят положительные, радостные эмоции. Тактильный контакт, осуществляемый в танце, еще более способствует развитию доброжелательных отношений между детьми и, тем самым, нормализации социального климата в детской группе.
Еще одно важнейшее направление использования коммуникативных танцев - игр — это коррекционная работа с детьми. Поскольку они являются доступным и в то же время привлекательным, вызывающими яркие положительные эмоции, их с успехом можно включать и в коррекционную работу с детьми, имеющими различную патологию развития (как правило, у всех детей с проблемами развития нарушена эмоциональная сфера).
Есть дети активные и замкнутые, конфликтные и доброжелательные. Моя цель, помимо задач музыкального развития, стоит задача помочь детям раскрыться, поверить в себя, социализироваться, «проснуться». Возможностей, как у музыкального руководителя, у меня немало, но я поставила задачу выбрать среди множества методик и технологий музыкального воспитания наиболее подходящую для этой цели. Я остановила своё внимание на коммуникативных танцах-играх.
Основная часть
1) Теоретическая:
Коммуникативный танец – это танец с простыми, легкими, игровыми компонентами, и вызывает у детей массу положительных эмоций, что, способствует развитию не только музыкально-ритмических способностей, но и коммуникативных навыков.
Движения данного танца довольно просты и доступны для детей: ходьба, бег, скольжение, подпрыгивание, кружение и т. д. Танцуя, дети вслушиваются в части музыкального произведения, и, поскольку музыкальные фрагменты повторяются несколько раз, дети легко осваивают форму и могут предвидеть каждую новую или повторяющуюся часть. Взаимодействие помогает ребенку ориентироваться в пространстве, познавать себя, сверстников, узнавать о культуре различных стран, понимать отличие характера и традиций в танце.
Также в этих танцах формируется умение по взгляду партнера, понять намерение друг друга. Используются простые танцевальные движения : шаг польки, шаг вальса, кружение в паре. Контакт с партнером усиливается тактильно – рукопожатие, хлопки, как элемент открытости. Поскольку подобные танцы построены в основном на жестах и движениях, выражающих дружелюбие, открытое отношение людей друг к другу, то в целом они воспроизводят положительные, радостные эмоции.
В некоторых танцах дети могут имитировать движения и повадки животных, птиц. А также импровизировать движение различных профессий: повара, прачки, сапожника и так далее. Особый интерес может придать детям ускорения темпа музыки или непарное
количество участников, таким образом, кто-то может остаться без пары.
Разучивание данных танцев, не занимает много времени, так как танцевальные движения просты и повторяются несколько раз. В этих танцах, как правило, есть игровые сюжеты, что еще более облегчает их запоминание. Можно предложить некоторым участникам исполнить аккомпанемент танца на шумовых и ударных инструментах.
2) Практическая (показ и разучивание танцев) :
Для того, чтобы успешно использовать коммуникативные танцы-игры в музыкальном развитии детей, я начала собирать материалы, нотные приложения, составлять картотеку, фонотеку танцев-игр. Сейчас в моей коллекции около двадцати коммуникативных игр-танцев. Предстоит рассортировать материалы по возрастным категориям и по тематическим разделам. Уверена, коллекция моя будет пополняться. Для примера перечислю несколько танцев-игр, которые сегодня мы с вами разучим: «Я от тебя убегу, убегу…», Шла коза по лесу», «Маленькие помощники», «Маленькие прачки», «Будущие воины», «Пляска с ложками», «У тебя, у меня – губки, словно бантики», «Осенние деревья», «Хоровод грибов», «Пугало и дети», «Пляска лесных зверят».
Заключительная часть
Как известно, особый ребенок, как правило, страдает многими сопутствующими отклонениями: он зажат (или излишне расторможен, у него неадекватная самооценка и, как следствие, проблемы в общении. В несложных, но веселых и подвижных танцах-играх дети получают радость от самого процесса движения под музыку, от того, что у них все получается, от возможности себя выразить, проявить, получить приз, и т. д. Все это дает прекрасный эффект в коррекции развития особых детей и не нуждается в каких-то дополнительных рекомендациях. Ценность коммуникативных танцев также и в том, что они способствуют повышению самооценки у тех детей, которые чувствуют себя неуверенно в детском коллективе.
Таким образом, использование коммуникативных танцев – игр помогает в работе по развитию музыкально – ритмических способностей.