Галина Григорьева
Значение фольклора в музыкальном развитии дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Фольклор культивирует главные жизненные ценности --- ценности жизни, здоровья, общения. Всё это позволяет нам утверждать, что фольклор
является действенным фактором сохранения психического, физического и духовно-нравственного здоровья ребёнка. Фольклор полифункционален.
Наряду с развлекательной функцией, снимающей физическое напряжение,
Публикация «Значение фольклора в музыкальном развитии дошкольников» размещена в разделах
- Народная культура, фольклор
- Работа музыкального руководителя
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
он выполняет и другую, психотерапевтическую функцию. В данном отношении фольклор является идеальной платформой для развития всех органов чувств, памяти, внимания, воли, а также базой для формирования культурно-эстетического восприятия, как своего народа, так и других национальностей. Кроме того фольклор формирует патриотические чувства. Всё вышесказанное свидетельствует о целесообразности приобщения дошкольника к традиционному русскому фольклору.
Одно из главных мест в работе с дошкольниками занимают русские народные песни. Они присутствуют на занятиях, праздниках и развлечениях и в повседневной жизни детского сада.
В своей работе с народной песне я ненавязчиво объясняю детям, почему мы сейчас поём старинные песни. Старинная песня для нас - частица высокой духовной культуры нашего народа, история всей его жизни, претворённая в изумительных по красоте музыкально-поэтических образах,
в которых для нас столько нового, оригинального и яркого.
Песни мы разучиваем в русской избе. Дети знакомы с такими видами народных песен, как колыбельные, пестушки, частушки, песни рабочих, календарные и обрядовые песни. Процесс разучивание песни становится для детей занимательным, если подключить трудовые действия, движения, отвечающие содержанию песни.
Я подобрала серию потешек, попевок, прибауток. Ведь именно они просты, коротки, с чётким ритмом побуждают к действию, движением. Дети расширяют кругозор, развивает речь, память, воображение а так же способствует умственному развитию.
Игра остаётся одним из любимейших видов деятельности. Предпочитаю использовать народные игры с пением. Я убедилась, что игры развивают не только интерес к пению, но и чувство ритма. Когда мы играем, то дети учатся передавать в движении художественный образ. Но самое главное - через игру русская народная песня входит в быт семьи. В народных играх, я стараюсь приобщать детей к народным традициям. Дети любят играть в такие игры, как: «Заря-зарница», «Ворон», «Гори ясно», «Чижик», «Горшки» и др. Считаю, что после народных музыкальных игр, дети более выразительно выполняют музыкально-ритмические движения, в хороводах, русских плясках.
При исполнении русских народных танцев и плясок ребёнок уподобляется человеку, твёрдо стоящему на земле, благодаря чему он формирует не только уверенную осанку, но и соответствующий характер. Начиная с младшего возраста, дети осваивают движения русской пляски. Они учатся топать, хлопать, ходить хороводным шагом, кружиться в парах, выполнять движения с атрибутами и музыкальными инструментами. Мы совместно с детьми придумываем элементы русского хоровода. Так в русском народном хороводе «Калинка», дети предлагают двигаться «Змейкой», «Улиткой».
В целях развития у детей умения импровизировать, использую различные переплясы девочек и мальчиков. Движения пляски предлагают то девочки, то мальчики. Также дети предлагают использовать для обогащения танцев и плясок музыкальные народные инструменты.
Как известно, дети любят инсценировать русские народные сказки. И музыкальный фольклор является неотъемлемой частью игры-драматизации, театральной постановки. Его использование повышает интерес к сказке. Очень важно, что в процессе данной работы, дети опосредованно учатся понимать добро и зло, познают черты характера, чувства и настроения, как сказочных героев, так и свои собственные.
Как правило, все, что дети разучили, освоили, познали, демонстрируется на праздниках. Праздники и развлечения – яркие и радостные события в жизни детей дошкольного возраста, подготовка к которым способствует нравственному воспитанию детей. Они объединяются общими переживаниями, у них воспитываются основы коллективизма; произведения фольклора формируют патриотические чувства.
Родители, глядя на выступления детей, сами знакомятся с русским фольклором и становятся помощниками и участниками мероприятий. Они готовят костюмы, декорации, атрибуты к таким мероприятиям, как:
«Капустные посиделки»
«Зима не лето, в шубу одето»
«Грач на горе, весна на дворе»
Масленица и др.
В заключении я хочу сказать, что значение фольклора в развитии дошкольников трудно переоценить. Она направлена на активное приобретение детьми культурного богатства русского народа, формирование эмоционального окрашенного чувства причастности детей к наследию прошлого.