Анна Гришанова
Методическое пособие для педагогов «Всестороннее развитие детей с помощью игрушки POP IT»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 38 «Апельсин»
Методическое пособие для педагогов
«Всестороннее развитие детей с помощью игрушки
POP IT»
Разработала:
Воспитатель: Гришанова А. Ю.
Тамбов, 2022 г.
Пояснительная записка
«Ум ребенка находится на кончиках его пальцев»
Публикация «Методическое пособие для педагогов „Всестороннее развитие детей с помощью игрушки POP IT“» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» июль 2022
В. Сухомлинский
Pop it (поп-ит) – с английского переводится как «лопни это». Поп-ит — это сенсорная игрушка антистресс с «пузырьками» одинакового размера, которые вы можете проталкивать или «лопать», что-то вроде пузырчатой пленки! Играть можно до бесконечности, как только продавили все пузырьки, переворачиваете другой стороной, начинаете заново. Поэтому у нас поп-ит называют «вечной пупыркой».
Практически у каждого ребёнка уже есть эта игрушка. Как же ее можно использовать в работе воспитателя в детском саду?
Все дело в тактильном восприятии этих простых, на первый взгляд изделий. На кончиках пальцев находится большое количество рецепторов, которые соответствуют определенным участкам мозга. Массаж рецепторов развивает нейронные связи, то есть рецепторы мозга тренируются напрямую через сигналы от касания. «Ум ребенка находится на кончиках его пальцев», говорил известный педагог Василий Сухомлинский. Поэтому однозначно можно отнести игрушку поп-ит к полезным тренажерам.
Изначально они были разработаны для обеспечения сенсорного и тактильного опыта, чтобы помочь детям с нарушением внимания.
Подобные сенсорные игрушки, использовались еще в 1970-х годах. Они активируют один или несколько органов чувств: зрение, слух или осязание. Помогают с концентрацией и вниманием. Многоразовые, моющиеся, имеют целый ряд забавных цветов и форм. Большинство сделаны из силикона. Их можно использовать в любом месте, например, в автомобиле, самолете, офисе, удобно брать в путешествие. Есть как в одном цвете, так и радужные. Поп-ит имеет многообразие форм. Это может быть и бабочка, и сердечко, и ананас. На мой взгляд, для образовательно-развивающих целей больше подходит поп-ит квадратной формы. Они просты в использовании, помогают восстановить концентрацию внимания, справиться со стрессом, улучшают мелкую моторику.
Игрушка и впрямь универсальная. Обучает, развивает, укрепляет межполушарные связи мозга. Для чего это нужно? Левое полушарие, напомним, мыслит логически, а правое творчески. У взрослых обычно одно полушарие развито лучше второго. Если же поднажать в дошкольном возрасте, можно развить одинаково хорошо оба полушария, тогда и учеба в школе будет даваться легче. А еще есть интересные игры с поп -итом, в которые можно играть дома, на улице, в транспорте. Главное не увлекаться с занятиями по времени (для детей подготовительной группы - не более 30 минут).
Как и любые игрушки-антистрессы - это инструменты саморегуляции, помогающие сосредоточиться, успокоиться, активно слушать. Могут, например, избавиться от суетливости, постукивания ногой, наматывания волос на палец или покусывание ногтей - это различные способы тела высвободить беспокойную энергию. Исследования показывают, что большинство детей обучаются лучше, когда их руки активны, направление расширяемой энергии позволяет им лучше сосредоточиться на том, что они пытаются узнать. Кроме того, эксперты пришли к выводу, что движение необходимо для обучения, поскольку учащийся должен использовать оба полушария мозга. Антистрессы уменьшают беспокойство, напряжение, повышают ловкость, улучшают координацию и мелкую моторику, развивают мышцы рук. Оказывают успокаивающее действие на тех, кто страдает от тревоги или сенсорных проблем, таких как СДВГ (синдром дефицита внимания с гиперактивностью). Хотя игрушки не являются лекарством от этих проблем, они успокаивают, дают возможность занять руки. В играх и игровых упражнениях с речевым сопровождением, поп-ит улучшает координацию речи с движением, что благотворно влияет на развитие психических и речевых процессов. Особую актуальность приобретает использование поп-ита в условиях пандемии, при соблюдении рекомендаций Роспотребнадзора об обработке игрового и учебного оборудования.
Целевое назначение
Цель: всестороннее развитие ребенка с помощью игрушки поп-ит.
Задачи:
- обеспечение сенсорного и тактильного опыта, координирование внимания;
- активация одного или нескольких органов чувств: зрение, слух или осязание;
- укрепление межполушарных связей мозга;
- развитие мелкой моторики и мышц рук, ловкости;
-использование поп-ит, как инструментов саморегуляции, помогающих успокоиться, сосредоточиться и активно слушать;
- улучшение координации речи с движением, благотворно влияющих на развитие психических и речевых процессов:
- обучение, развитие.
Описание содержания работы
Предлагаю вашему вниманию несколько вариантов упражнений, решающих самые разные задачи. Больше всего для этого подойдет прямоугольный вариант пупырки с полем 6 на 6 кружочков.
1. Сенсорное развитие.
Для самых маленьких – изучение цветов с опорой на картинки: «Соотнеси цвет с картинкой» (Какой цвет у помидора, тучки, травки, - ребенку нужно посмотреть на картинку и нажать пальчиком на нужный цвет поля). «Подбери только зелёные» - сначала малыш нажимает на нужный кружок, затем подбирает картинку. В данном случае происходит развитие мыслительных операций, умения согласовывать имена существительные с прилагательными (синее платье, синий шар, синяя лента).
2. Оптико-пространственное восприятие.
Для игры понадобится две панели. На одной взрослый даёт образец узора, задача ребенка – выполнить у себя такой же. Задачу можно усложнить, предложив продавить рисунок в зеркальном варианте.
3. Изучение букв и цифр.
Закрепить образ буквы или цифры можно с помощью их продавливания на панели. Покажите ребенку образец, и непременно дайте возможность выложить букву самостоятельно.
4. Автоматизация звуков.
Это занятие позволяет тренировать произношение нового правильного звука, отработанного вместе с логопедом. Но такой необходимый этап для формирования правильного произношения пройдет интереснее, соединив проговаривание с нажатием кружков. Начиная с изолированного произношения звука, постепенно переходим на слоги и слова, одновременно продавливая кружок. Например, автоматизация звука Р в словах: один красный помидор, два красных помидора…
5. Формирование слоговой структуры слов.
Деление слов на слоги – важное умение для развития речи детей. Логопеды обычно используют «прохлопывание» слогов во время произношения слов. Разнообразить это задание можно с помощью продавливания кружков в зависимости от количества слогов в слове. Так, наглядно показываем длинные и короткие слова, ищем ударный слог, даём задание на поиск нужного слога.
6. Формирование математических представлений.
Начиная от формирования понятия «один-много» у малышей, заканчивая счётом в пределах 36 у школьников, продавливаем заданное количество кружков. Примеры на сложение, вычитание, нахождение неизвестного, сравнение чисел, решение задач, - все это наглядно можно продавить на панели игры.
7. Развитие словарного запаса.
«Кто больше придумает» - называем по очереди слова, одновременно продавливая кружок (названия диких животных, деревья, транспорт).
8. Развитие межполушарного взаимодействия.
Проговаривание и продавливание кружков сначала одной рукой, затем двумя одновременно (используем две панели в форме ладошки).
9. Игры на скорость
Самые младшие просто нажимают кто быстрее, старшим можно давать задачи сложнее (конкретным пальцем, или наоборот, задействуя сразу пять пальцев).
10. Сортировка и изучение цветов
С помощью пинцета раскладываем помпошки по цветам.
Усложняем задачу и раскладываем скользкие деревянные бусины, если легко орудует пинцетом. берем палочки для суши или более тонкий пинцет.
Сортируем все, что угодно - пуговицы, бусинки, бисер (кстати, рукодельницам может быть удобно брать бисер из таких маленьких ячеек).
11. Изучение букв, цифр и геометрических фигур
Если размер пупырки позволяет, то можно по образцу или без выдавливать нужные контуры или изучать геометрические фигуры
12. Поиск предмета
Под одну из пупырок подкладываем бусину или камешек и, нажимая, ищем ее. Можно играть с парой пупырок на скорость.
13. Сложение
Отжимаем 1 плюс еще 3 и считаем сколько получилось.
14. Координация и предлоги
Выше - ниже, правее -левее, над - под. И счет - три направо, две вниз и так далее. Можно при этом пользоваться дополнительными элементами (пуговицами, фигурками, бусинами).
15. Игра с кубиком
По очереди бросаем кубик и нажимаем выпавшее число пупырок. Если Поп-итов несколько, то каждый нажимает на своем и кто быстрее продет, если один, то на одном каждый отжимает по очереди и, например, побеждает тот, кто первый дойдет до конца или, наоборот.
16. Изучение цветов
Обучение цвету и счет с цветами - нажми три желтых и одну красную.
Заключение
Поп-ит это одна из лучших игрушек современности. Она подходит для игры всем возрастным категориям, снимает стресс, и помогает развиваться малышам и детям дошкольного возраста.
Список используемой литературы
1. Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию дошкольников [Текст] / [Л. А. Венгер, Э. Г. Пилюгина, З. Н. Максимова и др. ]; Под ред. Л. А. Венгера. - 2-е изд., перераб. - Москва: Просвещение, 1978. - 96 с., 12 л. ил. : ил. ; 20 см. - (Пособие для воспитателя детского сада)
2. Сербина Е. В. Математика для малышей: (Мл. разновозраст. группа) : Кн. для воспитателя дет. Сада - М. : Просвещение, 1992 77, [3] с. : ил.
3. Швайко Г. С. Игры и игровые упражнения для развития речи : Кн. Для воспитателей дет. сада/ под ред. В. В. Гербовой. - 2-е издание, испр. - М. :Просвещение, 1988.-64с.
Приложение 1
Комплекс дидактических игр с игрушкой поп-ит как средства всестороннего развития детей дошкольного возраста
1. Дидактическая игра «Соберем бусы» для детей 3-4 лет.
Цель: развитие умения чередовать цвета, выявлять закономерность;
Оборудование:
- пластина «поп –ит» (по количеству игроков);
- разноцветные шарики;
- схемы.
Ход игры:
Вариант 1. Ребенку предлагается сделать маме бусы из разноцветных шариков в любом порядке.
Вариант 2. Ребенку предлагается сделать бусы по схеме (см. приложение 1)
Вариант 3. Ребенку предлагается сделать бусы, чередуя цвета. Ребенок комментирует вслух: «Сначала зеленая бусинка, потом желтая. Затем зеленая, снова желтая. Беру опять зеленую, а потом желтую».
2. Дидактическая игра «Отгадай заданный цвет» для детей 3-4 лет.
Цель: закрепление умения называть основные цвета;
Оборудование:
- пластина «поп –ит»(по количеству игроков);
Ход игры: Воспитатель раздает детям пластины поп - ит по количеству игроков и называет 2 цвета. Например: между красным и желтым и т. д. Ребенок должен нажать на все ячейки-цвета, которые находятся между красным и желтым.
3. Дидактическая игра «Разложи по цветам» для детей 3-4 лет.
Цель: формирование умения различать и правильно называть основные цвета (красный, синий, зеленый, желтый); их оттенки (оранжевый, розовый, фиолетовый)
Оборудование:
- пластина «поп –ит»(по количеству игроков);
- набор разноцветных медведей;
- пинцет (по количеству игроков);
- набор стаканчиков по цветам.
Ход игры:
Детям предлагается разложить цветных медведей в стаканчики по цвету, называя цвет стаканчиков и цвет медведей. И наоборот, дети из стаканчиков выкладывают в пластину «поп –ит» разноцветных медведей.
4. Дидактическая игра " Изучаем геометрические фигуры: прямоугольник, квадрат, треугольник" для детей 3-4 лет.
Цель: развитие умения называть геометрические фигуры.
Оборудование:
- пластина «поп –ит»(по количеству игроков);
- карточки с геометрическими фигурами (прямоугольник, треугольник, квадрат);
Ход игры:
Воспитатель раскладывает перед детьми карточки с изображенными на них геометрическими фигурами (квадрат, треугольник, прямоугольник). Дети выбирают по одной. Затем воспитатель предлагает детям нажать на «пузырьки» на пластине "поп-ит", так же как нарисовано на карточке. Выигрывает тот, кто правильно нажмет на сферы и получит такую же фигуру как на образце (варианты выполнения задания могут быть разными).
5. Дидактическая игра «Смотри, не пропусти»для детей 3 -5 лет.
Цель: развитие внимания.
Оборудование:
- пластина «поп-ит» (по количеству участников игры);
- песочные часы.
Ход игры:
1 вариант. Участники игры определяются согласно наличия количества пластин «поп-ит». Детям предлагается нажать на все ячейки по порядку. Побеждает тот, кто выполнил задание, не пропустив ни одного пузырька. Свой результат в процессе игры дети могут постепенно улучшать.
2 вариант. Воспитатель предлагает детям нажать на все ячейки по порядку с учетом определенного временного отрезка (для этого могут быть использованы песочные часы).
6. Дидактическая игра "Я знаю….» 3-5 лет.
Цель: расширение словарного запаса.
Оборудование:
- пластина «поп-ит» (по количеству игроков);
Ход игры:
Воспитатель раздает «поп-ит» по количеству игроков и называет тему, например "Посуда". Дети называют названия посуды и, после каждого правильного ответа нажимают на ячейку в игре «поп-ит». Выигрывает тот, кто нажмет на пластине большее количество ячеек.
7. Дидактическая игра «Я умею считать» для детей 4-6 лет.
Цель: закрепление счета от 1 до 6.
Оборудование:
- 2 пластины «поп –ит»;
- игровой кубик (с точками для детей помладше);
- игровой кубик с числами (для детей постарше и кто знает числа)
Ход игры: Для игры потребуются 2 участника. Дети садятся напротив друг друга, по очереди подбрасывают кубик и нажимают столько ячеек, сколько точек (или какое число) выпало на кубике. Выигрывает тот, кто правильно нажмет ячейки.
8. Дидактическая игра «Повтори узор» для детей 5- 7 лет.
Цель: развитие умения создавать простейшие узоры по образцу;
Оборудование:
- пластина «поп-ит» (по количеству игроков);
- карточки с узорами.
Ход игры:
Воспитатель раздает детям «поп-ит» и карточки с узорами, просит ребенка повторить заданный узор. Вначале дети упражняются, а затем задание можно выполнять на скорость. Выигрывает тот, кто быстрее повторит узор, нажав на пузырьки на своей пластине.
9. Дидактическая игра «Реши пример» для детей 5-6 лет.
Цель: упражнять в счете в пределах 6.
Оборудование:
- пластина «поп-ит» (по количеству игроков);
- карточки с примерами.
Ход игры:
Вариант 1.
Воспитатель раздает пластины «поп-ит» и карточки с примерами по количеству игроков, затем просит решить пример. Ответы дети нажимают на пластине «поп-ит».
Вариант 2.
Воспитатель раздает пластины «поп-ит» и карточки с примерами по количеству игроков, и просит решить пример. Дети находят нужный цвет на пластине, и ответы нажимают на пластине «поп-ит».
10. Дидактическая игра «Если слышишь слово» для детей 4-6 лет.
Цель: развивать слуховое восприятие, речевой слух.
Оборудование:
- пластина «поп-ит» (по количеству детей)
Ход игры:
1 вариант: Воспитатель произносит слова.
Задание: дети продавливают кружок голубого цвета, если услышат слово
–снег-.
Слова: снег, мороз, снег, сугроб, снеговик, снег, валенки, снег, лед, вьюга, снег, санки, лыжи, коньки, снег, Новый год, снег, Дед Мороз, снег.
2 вариант:
Задание: дети продавливают кружок фиолетового цвета, если услышат «зимнее слово» (под музыкальное сопровождение) : мороз, жара, сугроб, снеговик, валенки, ручьи, лед, вьюга, капель, санки, лыжи, коньки, снег, Новый год, Снегурочка, дождь, Дед Мороз.
11. Дидактическая игра «Заучивание чистоговорок» для детей 4-6 лет.
Цель: развивать слуховое восприятие, речевой слух.
Оборудование:
- пластина «поп-ит»
Ход игры:
Ребенок, проговаривая чистоговорку, выделяет голосом заданный звук и продавливает пузырек на игрушке.
Например при произношении чистоговорки «Зайка» :
«Зайке холодно зимой.
Зайке голодно зимой.
Зубки зайкины стучат,
Так морковки хотят.»
Дети выделяют голосом звук -з-, и произнося этот звук продавливают пузырек в синем ряду. При подведении итогов
наглядно видно на сколько у ребенка развиты слуховое восприятие, речевой слух
12. Дидактическая игра «Какая буква» для детей 6-7 лет.
Цель: развитие представлений о графическом видении букв, мелкой моторики, обогащение знаний и активизация речи.
Оборудование:
- пластина «поп-ит»;
- карточки с буквами;
- камушки, помпончики
Ход игры:
Ребенку нужно по образцу выложить на «поп-ит» букву из предлагаемых предметов (камушки, помпончики) продавить пузырек, а затем произнести.
13. Дидактическая игра «Звуковой анализ слова» для детей 6-7 лет. Цель: сформировать и закрепить знания о гласных и согласных звуков русского языка, их графическом (цветовом) обозначении.
Оборудование:
- пластина «поп-ит»
Ход игры:
Делая звуковой анализ слова с помощью «поп-ит», предложите выдавливать красный пузырек, если ребенок услышит гласный звук. А если ребенок слышит согласный твердый звук, то синий. И зеленый пузырек, если слышит согласный мягкий.
13. Дидактическая игра «Хлопочки» для детей 6-7 лет.
Цель: развитие слоговой структуры слова и определение количества слогов в слове.
Оборудование:
- пластина «поп –ит»;
-предметные картинки
Ход работы: детям предлагаются предметные картинки. Ребенок продавливает кружок на каждом слоге, а затем подбирает карточку с цифрой, соответствующей количеству слогов.
14. Дидактическая игра «Ухо-нос» для детей 5-7 лет.
Цель: развитие самоконтроля, межполушарного взаимодействия, мышления. Оборудование:
- пластина «поп-ит»
Ход игры: Взрослый дает задание - левой рукой взяться за кончик носа, а правой нажать на ячейку определенного цвета или в нужном ряду. Затем – взяться правой рукой за левое ухо, а левой рукой нажать на ячейку. Далее чередовать до конца ячеек.
15. Дидактическая игра «Что изменилось» для детей 4-7 лет.
Цель: развитие внимания, быстроты реакции.
Оборудование:
- пластина «поп-ит»;
-камешки, помпончики
Ход игры:
1-й вариант: Воспитатель кладет камешки в три или четыре ячейки игрушки «поп-ит» в зависимости от возраста и особенностей внимания ребенка. Ребенок рассматривает узор в течение минуты, а затем отворачивается. В это время взрослый убирает один из камешков и предлагает ребенку догадаться, в какой ячейке произошли изменения.
2-й вариант: воспитатель кладет камешки в три или четыре ячейки игрушки «поп-ит». Затем накрывает свою панель, просит ребенка так же расставить камешки на своей панели.
15. Дидактическая игра «Гонки по вертикали» для детей 4-7 лет.
Оборудование:
- пластина «поп –ит»
Цель: развитие устойчивости и концентрации внимания, межполушарного взаимодействия быстроты реакции, мелкой моторики рук.
Ход: ребенку предлагается продавить ячейки в заданном педагогом направлении. Игра усложняется для детей старшего возраста путем добавления соревновательного эффекта, а также использованием двух рук одновременно или попеременно.
Приложение 2
Консультации для педагогов и родитеоей к методической разработке : «Всестороннее развитие детей с помощью игрушки
POP IT»
2. 1 Консультация: «Как легко сделать форму»
Для того, чтобы сделать форму игрушки, придерживайтесь такого алгоритма:
1. Нарисуйте на листе бумаги круги, диаметром 2 см. Делать это удобнее всего циркулем.
2. Далее разрисуйте их в разные цвета и оттенки. Можно сделать их радужными или изобразить прикольные мордашки.
3. Разрежьте по радиусу каждый кружочек, и склейте их таким образом, чтоб одна сторона немного находила на другую. Полученная конструкция и есть пупырки поп-ита.
4. Остается только взять картон, вырезать в нем отверстия такого размера, чтоб полученные пирамидки поместились, и приклейте их к основанию.
Модная игрушка готова, можно играть и обучаться.
2. 2 Консультация: «Поп-ит: играть, нельзя выбрасывать»
В последнее время поп-ит не пользуется такой же популярностью, как несколько месяцев назад. Чаще всего он, забытый, лежит на полке или в ящике с игрушками, поскольку дети вдоволь насытились безделушкой, не придумав, как с ней еще можно поиграть, кроме как антистрессового лопания шариков. Практически у каждого ребенка поп-ит уже есть. По сравнению с предыдущими «хитами продаж» — спинером, сквишем, слаймом — это не просто игрушка, а отличный помощник родителям и воспитателям в развитии и обучении детей. С помощью поп-ит решается множество задач по сенсорному развитию; развитию памяти; формированию математических представлений; автоматизации звуков; формированию слоговой структуры слов; увеличению словарного запаса; изучению букв и цифр; оптико-пространственному восприятию; развитию фонематического слуха. Дети всегда открыты новому, стоит только грамотно направить их интерес. Даже в знакомые игры они с удовольствием играют в изменившихся условиях.
- «Минное поле». Цель: развитие пространственной ориентации, закрепление понятий «столбец», «ряд». Взрослый просит ребенка лопнуть (разминировать) шарик в правом верхнем углу, левом нижнем, правом нижнем, левом верхнем. Усложняем — предлагаем лопнуть шарик во втором ряду третьего столбика, в пятом ряду шестого столбика и т. п.
-«Лопни радугу». Цель: упражнение в пространственной ориентировке на плоскости, сенсорное развитие. Попросить ребенка лопнуть все шарики ниже красного, выше зеленого, между желтым и фиолетовым, выше зеленого, но ниже оранжевого, выше синего, но ниже красного, и т. п.
-«Делим слово на слоги». Цель: формирование слоговой структуры слов. Логопеды обычно используют «прохлопывание» слогов во время произношения слов. Разнообразить это задание можно с помощью продавливания кружков в зависимости от количества слогов в слове. Наглядно показываем длинные и короткие слова, ищем ударный слог, кладем в него бусинку или камешек.
-«Узоры». Цель: развитие оптико-пространственного восприятия. Вариант игры с двумя панелями. На одной взрослый дает образец узора. Задача ребенка – выполнить на своей панели такой же. Усложнение. Продавить рисунок в зеркальном варианте. Вариант игры на одной панели. Взрослый выкладывает узор на одной стороне, ребенок — на другой. Для поддержания интереса к данной игре взрослый и ребенок могут поменяться: ребенок выдавливает образец, а взрослый повторяет. Ребенок проверяет правильность выполнения и исправляет «ошибки» (которые взрослый может делать сознательно).
-«Составь слово». Цель: закрепление навыков чтения и звуко-буквенного анализа слова. Развитие умения составлять из букв слова, внимания, памяти, логического мышления. Напишите маркером на выпуклых частях игрушки буквы. Дальше подготовьте карточки с изображением предметов, название которых состоит из трех букв. Задача ребенка — посмотрев на карточку, составить слово и нажать нужные буквы.
Пальчиковая гимнастика. Продавливание кружков разными пальцами одной руки (или двумя руками одновременно) в ритме стихотворения. Раз — кружок, два — кружок, Раз — шажок, два — шажок, Наши пальчики шагают, На кружочки наступают. Один, два, три, четыре, пять, Ходят пальчики опять. От мизинца до большого, А затем к мизинцу снова.
-«Pop-действие». Цель: развитие координации, моторики рук, концентрации внимания, межполушарных связей. По аналогии с ладушками — лопаем шарик, хлопаем в ладоши, лопаем, хлопаем и т. д. Можно усложнить, добавив новое действие, например: лопаем, хлопаем в ладоши, лопаем, стучим кулаком по столу, называем животное и т. д.
- «Симметрия». Цель: развитие внимания, моторики, координации рук, межполушарных связей. Мысленно разделяем поп-ит на половины. Ребенок лопает одновременно двумя руками простой симметричный рисунок.
-«Звуки». Цель: звуковой анализ слова. Можно выполнять звуковой анализ предложенных слов, последовательно нажимая на соответствующие кружки. Например, лук — синий, красный, синий (ребенок лопает красный шарик, если звук гласный; синий, если согласный твердый; зеленый шарик, если согласный мягкий).
-«Соседи». Цель: усвоение правил употребления предлогов. Выкладывать пуговки, фигурки, бусинки, камешки в соответствии с командой: выше — ниже, правее — левее, над — под. Например: «Давай поселим красную пуговку выше ракушки. А ее подружку, синюю пуговку, под камешком, а рядом с камешком бусинку». И т. д. Бороться с «новинками» в мире игрушек — не по нашим силам, но направить в нужное русло можем вполне!