Елена Борская
Методическое пособие-тренажёр «Шарики» для детей с ОНР
▼ Скачать + Заказать документы
Данный тренажёр был разработан преподавателями ИПКРО для работы с детьми коррекционных групп на развитие зрительно-ручной координации. Изучив возможности тренажёра, мною была разработана технология использования на занятиях, которая включает в себя упражнения с учётом возраста и возможностей детей.
Цель: удовлетворение потребностей ребёнка в двигательной активности.
Задачи:
1. способствовать развитию зрительно-ручной координации, чувства равновесия.
2. совершенствовать механическую память, внимание, чувства ритма, темпа.
3. развивать произвольность действий, коммуникативные навыки.
Публикация «Методическое пособие-тренажёр „Шарики“ для детей с ОНР» размещена в разделах
Устройство тренажёра
Количество шариков зависит от количества занимающихся: один на двоих или на подгруппу.
На всю длину группы крепиться шнур на высоту поднятой руки воспитателя, на карабинах, что помогает ускорить подготовку тренажёра к занятиям. К шнуру подвешиваются нити с шариками. Важно, что бы шарики были с утяжелением, это позволяет им двигаться более равномерно и не подпрыгивать. Длина нити фиксируется зажимами, такое приспособление помогает менять высоту шариков в ходе занятия.
Игра «Кто кем был»
Цель: развитие мышления, расширение словаря, закрепление падежных окончаний.
Ход игры: один ребёнок называет предмет, а другой, возвращая мяч, отвечает на вопрос, кем (чем) был раньше названный объект. Например: цыплёнок – яйцом, лошадь – жеребёнком, дуб – жёлудем, рыба – икринкой, яблоня – семечкой, хлеб – мукой, шкаф – доской, взрослый – ребёнком и т. д.
Игра «Кто чем занимается?»
Цель: закрепление знаний о профессии, обогащение глагольного словаря детей, развития внимания, ловкости.
Ход игры: 1 вариант - один ребёнок называет профессию, а другой, возвращая шарик, называет глагол, обозначающий, что делает человек названной профессии. Например: строитель – строит, художник – рисует, повар – готовит. 2 вариант: сначала называется глагол, а потом профессия.
Игра «Шарик отбивай – дни недели называй»
Цель: закрепление временных понятий в активном словаре ребёнка.
Ход игры:Дети поочереди, перебрасывая шарик, называют дни недели.
Игра «Один – много»
Цель: закрепление различных типов окончаний имён существительных.
Ход: Один ребёнок говорит имя существительное в единственном числе, другой ребёнок - во множественном.
Например: стол – столы, гора – горы, глаз – глаза, носок - носки и т. д.
Игра «Весёлый счёт»
Цель: закрепление в речи согласования существительных с числительными.
Ход: Один ребёнок говорит существительное с числительным «один», а другой ребёнок с числительным «пять».
Например: один стол – пять столов, один слон – пять слонов, один заяц – пять зайцев и т. д.
Игра «Чья голова»
Цель: расширение словаря детей за счёт употребления притяжательных прилагательных.
Ход: Один ребё нок говорит: «У вороны голова …», а другой ребёнок, отбивая: «… воронья»
Например: у рыси – рысья, у сороки – сорочья, у кошки – кошачья и т. д.
Игра «Скажи ласково»
Цель: закрепление уменьшительно-ласкательных прилагательных.
Ход: Один ребёнок называет первое слово, а другой, возвращая шарик, уже в уменьшительно – ласкательной форме.
Например: стол – столик, шапка – шапочка, белка – белочка, мыло – мыльце, жук – жучок и т. д.
Игра «Горячий – холодный»
Цель: закрепление противоположных признаков предметов или слов – антонимов.
Ход: один ребёнок произносит прилагательное, а другой ребёнок, отбивая шарик, произносит с противоположным значением.
Например: взрослые – дети, хороший – плохой, умный – глупый, светлый - тёмный и т. д.
Игра «Весёлые стихи»
Цель: развитие памяти, ритма и темпа речи
Ход: дети, отбивая шарик, вместе читают стихи.
Например: С. Маршак «Мяч», К. Чуковский, А. Барто.
Техника - стоя у шарика по одному, в паре, раскачивать шарик ладонью, кулаком, пальцем, ракеткой.
Варианты выполнения: двумя руками, одной рукой попеременно, с остановкой шарика, без остановки, шарик на уровне глаз, груди, выше головы, с поворотом вокруг себя, с хлопком
Практическая значимость тренажёра «Шарики» в том, что его внедрение стимулирует двигательную активность детей, развивает пространственные представления детей, чувства равновесия, ритма и такта. Способствует совершенствованию механической памяти, произвольности действий.
Применяя на занятиях тренажёр, обратила внимание, что у детей повысилось качество выполнения основных движений, появилась возможность наглядного самоконтроля.
Использование тренажё ра: повышает интерес к занятию, повышает положительный, эмоциональный фон настроения.