Ирина Мовчан
Цикл игровых занятий на летний период (средний дошкольный возраст)
▼ Скачать + Заказать документы
Методическое пособие для педагогов-психологов ДОУ
Цикл игровых занятий на летный период
с детьми среднего дошкольного возраста.
Цель: Развитие эмоциональной сферы. Введение ребенка в мир ребенка, в мир человеческих эмоций; развитие коммуникативных умений, необходимых для успешного развития процесса общения.
Задачи:
• Содействовать развитию у детей положительного образа Я;
• Развитие адекватной самооценки;
• Развивать навыки общения;
• Помочь детям обратить внимания на самого себя, на свои чувства и эмоции;
• Способствовать осознанию ребенком своих положительных качеств;
Публикация «Цикл игровых занятий на летний период (средний дошкольный возраст)» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Лето
- Лето. Конспекты занятий на тему Лета
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2016
• Снятие состояния эмоционального дискомфорта
• Помочь детям чувствовать себя в коллективе свободней и раскованней;
• Развивать умения чувствовать настроение окружающих, а также умение правильно передавать свои эмоции.
Игровые занятия проводятся один раз в неделю
Продолжительность занятия: 25мин.
Занятия проводятся со всей группой
Средний дошкольный возраст
Группа ___
Июнь
1неделя
Тема "Пряничная кукла" Цель:Содействовать развитию у детей положительного образа Я.
1."Волшебный клубочек"
Дети сидят на стульях по кругу. Психолог передаёт клубок ниток, тот наматывает нить на палец и при этом говорит ласковое слово, или доброе пожелание, или ласково называет рядом сидящего ребёнка по имени, или произносит «волшебное вежливое слово» и т. п. Затем передаёт клубок следующему ребёнку, пока не дойдёт очередь до психолога.
2. «Ролевая гимнастика»
Дети по очереди изображают различных животных, причем так, чтобы эти животные сочетали в себе противоречивые качества— например, были большими и трусливыми (трусливый орел, трусливый лев) или маленькими и смелыми (например, смелая мышка, смелый воробей).
3. «Пряничная куколка".
Дети делятся на пары. Один ребенок - "Тесто", второй ребенок "Пекарь" С начало Пекарь "месит" Тесто (поглаживает по рукам, плечам, спине, добавляя ласковые слова "Ты красивый, смелый. " Затем "лепит" пряничную куклу (придумывает позу кукле) В конце проговаривает "Кукла живи! " И ребенок - кукла начинает двигаться (танцует, прыгает и т. д.) Потом дети меняются ролями.
4. Круг друзей.
Стоя или сидя в круге, всем взяться за руки. Пожать их, посмотреть по очереди на всех, поблагодарить.
2неделя Тема"Мое имя" Цель:Способствовать развитию самоуважения детей.
1. Дружба начинается с улыбки.
Сидящие в кругу дети берутся за руки, смотрят соседу в глаза и молча улыбаются друг другу.
2. "Ласковое имя"
Дети передают мягкую игрушку и называют свое имя ласково. Например: "Машенька"
3.«Имя шепчет ветерок»
Ведущий просит детей представить, что с ними хочет подру-житься. ветерок. Он зовет их по имени. Дети все вместе прого-варивают имя каждого ребенка так, как это сделал бы ветерок, то есть тихонечко: «Ван-я-я, шур-шур-шур». Потом дети придумы-вают, как их мог бы позвать дождик или камешки на дороге.
4. Эстафета дружбы.
Взяться за руки и передавать, как эстафету, рукопожатие. Начинает психолог: «Я передам вам свою дружбу, и она идёт от меня к Тане, от Тани к Вове и т. д. и, наконец, снова возвращается ко мне. Я чувствую, что дружбы стало больше, так как каждый из вас добавил частичку своей дружбы. Пусть же она вас не покинет и греет. До свидания!»
3неделя Тема"Я -самый хороший" Цель:Развитие адекватной самооценки
1. Доброе животное.
Участники встают в круг и берутся за руки. Психолог тихим голосом говорит: «Мы с вами – одно большое доброе животное. Давайте послушаем, как оно дышит!» Все прислушиваются к своему дыханию, дыханию соседей. «А теперь послушаем вместе!»
Вдох – все делают шаг вперёд, выдох – шаг назад. «Так не только дышит животное, так же ровно бьётся его большое доброе сердце. Стук – шаг вперёд, стук – шаг назад и т. д.
2." Скучно, скучно так сидеть"
Ведущий:
Скучно, скучно так сидеть
Друг на друга все глядеть;
Не пора ли пробежаться
И местами поменяться.
Как только заканчивается чтение, все дети бегут к противоположной стене и стараются занять стулья. Кто остался без места - проиграл. При продолжении игры каждый раз убирается по одному стулу.
3.«Я очень хороший»
Ведущий предлагает детям повторить вслед за ним несколько слов. Каждый раз ведущий произносит слово с разной гром-костью: шепотом, громко, очень громко. Таким образом, все дети прошептывают, затем проговаривают, затем кричат слово «Я», затем — слово «очень», потом — слово «хороший».
4. Солнечные лучики.
Протянуть руки вперёд и соединить их в центре круга. Тихо так постоять, пытаясь почувствовать себя тёплым солнечным лучиком.
4 неделя Тема"Я и мои друзья" Цель:Снятие состояния эмоционального дискомфорта 1. Дружба начинается с улыбки.
Стоящие в кругу дети берутся за руки, смотрят соседу в глаза и молча улыбаются друг другу.
2. "Подари движение"
Среди детей выбирается ведущий. Остальные дети становятся в круг, а ведущий в центр круга. Ведущий начинает выполнять какие-нибудь движения, а остальные повторяют эти движения за ним. Далее меняется ведущий.
3. «Что я люблю?»
Дети перекидывают друг другу мячик и говорят при этом: «Я люблю делать.»
4. Речёвка.
Все мы дружные ребята.
Мы ребята-дошколята.
Никого не обижаем.
Как заботиться, мы знаем.
Никого в беде не бросим.
Не отнимем, а попросим.
Пусть всем будет хорошо,
Будет радостно, светло!
Июль
1неделя Тема "Поход в магазины" Цель:развивать фантазию и самоуважение детей. 1."Волшебный клубочек"
Дети сидят на стульях по кругу. Психолог передаёт клубок ниток, тот наматывает нить на палец и при этом говорит ласковое слово, или доброе пожелание, или ласково называет рядом сидящего ребёнка по имени, или произносит «волшебное вежливое слово» и т. п. Затем передаёт клубок следующему ребёнку, пока не дойдёт очередь до психолога.
2. «Посудный магазин»
Ведущий говорит детям, что он пришел в посудный магазин и хочет купить себе очень красивые вещи: ложку, вилку и ножик. Для этого он просит ребят превратиться в ложки (руки полукругом вверх, вилки (руки вверх уголком) и ножи (руки, сомкнутые вверху). Сначала все дети превращаются в один и тот же предмет, потом — в разные. Тогда ведущий может сказать, что все ложки, вилки и ножи в магазине такие замечательные, такие красивые, что лучшую и не выберешь, поэтому он ничего не будет покупать.
3. «Игрушечный магазин»
Ведущий выбирает несколько детей и «превращает» их в разные игрушки: машину, куклу, мячик, коляску и т. п. (при этом он шепчет на ушко каждому ребенку, в какую игрушку тот «превра-щается»). Ребята изображают их, а остальные угадывают, во что они «превратились». В продвинутой группе можно предложить одному из детей ни во что «не превращаться», а, посмотрев на «игрушки», выполнить с ними какие-либо действия, например, погладить куклу, покатать машину и т. п.
4. «Ручеек радости» Дети берутся за руки, закрывают глаза и мысленно передают друг другу радость.
2неделя Тема"Я, ты, он, она - вместе дружная семья" Цель: Развивать навыки общения 1. Дружба начинается с улыбки.
Сидящие в кругу дети берутся за руки, смотрят соседу в глаза и молча улыбаются друг другу.
2." Я, ты, он, она - вместе дружная семья"
Дети выполняют движения, стоя в кругу:
-обними соседа слева, справа;
- ущипни соседа.
- пожалей соседа.
- обними соседа.
3."Найди меня"
Дети делятся на две команды, в одной команде детям завязывают глаза и они находят детей из второй подгруппы. необходимо не только найти, но и узнать ребенка, назвать его по имени.
4. Речёвка.
Все мы дружные ребята.
Мы ребята-дошколята.
Никого не обижаем.
Как заботиться, мы знаем.
Никого в беде не бросим.
Не отнимем, а попросим.
Пусть всем будет хорошо,
Будет радостно, светло!
3 неделя Тема"Мое настроение" Цель: Помочь детям обратить внимание на самого себя, на свои чувства и эмоции
1. Доброе животное.
Участники встают в круг и берутся за руки. Психолог тихим голосом говорит: «Мы с вами – одно большое доброе животное. Давайте послушаем, как оно дышит!» Все прислушиваются к своему дыханию, дыханию соседей. «А теперь послушаем вместе!»
Вдох – все делают шаг вперёд, выдох – шаг назад. «Так не только дышит животное, так же ровно бьётся его большое доброе сердце. Стук – шаг вперёд, стук – шаг назад и т. д.
2. "Распознай себя"
Дети стоят в кругу, передают друг другу мяч и рассказывают какое у них настроение. Наводящие вопросы:
- какое у тебя настроение сейчас?
- почему у тебя такое настроение?
- если ребенок отвечает, что у него плохое настроение - Как ты думаешь, что нужно сделать чтобы настроение стало хорошим?
3. «Потерялась девочка»
Дети сидят в кругу, ведущий «делает объявление по радио»: «Внимание, внимание, потерялась девочка (мальчик).» — и далее описывает внешность и одежду одного из детей, и его настроение Тому, кто узнает себя, нужно громко крикнуть: «Это я себя нашла (нашел, в детский садик к вам пришла (пришел)».
4. «Ручеек радости» Дети берутся за руки, закрывают глаза и мысленно передают друг другу радость.
4 неделя Тема «Раз-два-три, заяц, замри!» Цель:способствовать развитию спонтанности детей.
1."Комплименты".
Сидя в кругу, все берутся за руки. Глядя в глаза соседу, надо сказать ему несколько добрых слов, за что-то похвалить. Принимающий комплимент кивает головой и говорит: «Спасибо, мне очень приятно!» Затем он произносит комплимент своему соседу. При затруднении психолог может сделать комплимент или предложить сказать что-то «вкусное», «сладкое», «цветочное».
Во время ритуала психолог находится в кругу вместе с детьми, показывает пример, подсказывает, подбадривает, настраивает детей.
2.«Раз-два-три, заяц, замри!»
Дети ходят по комнате. Ведущий говорит им: «Сейчас вы будете превращаться в тех животных, которых я назову. Когда я дам команду: «Раз-два-три, замри!» — вам нужно будет перестать дви-гаться и замереть. Например: «Попрыгайте как зайцы. А теперь — «Раз-два-три! Заяц, замри!» По команде ведущего дети замирают в позе зайца. Для маленьких детей позу показывает сам ведущий, старшие дети придумывают позы самостоятельно. Дальше веду-щий может спросить детей, не боятся ли они превратиться в каких-нибудь больших зверей — волков, медведей, и после этого дать им команду «Раз-два-три! Медведь (волк, замри!».
3. «Превратись в пластилинчик»
Цель • способствовать развитию спонтанности детей.
Ведущий выбирает одного ребенка, предлагает ему представить, что он кусочек пластилина и из него можно что-либо вылепить. Но для того, чтобы это сделать, сначала пластилинчик нужно размять. Ведущий разминает, растирает ребенка-пластилинчика и «лепит» из него какое-либо животное. Остальные ребята уга-дывают, какое животное было вылеплено.
4." Круг друзей. "
Стоя или сидя в круге, всем взяться за руки. Пожать их, посмотреть по очереди на всех, поблагодарить.
Август
1 неделя Тема"Конкурс хвастунов" Цель:способствовать осознанию ребенком своих положительных качеств.
1. Волшебный клубочек.
Дети сидят на стульях или на ковре по кругу. Психолог передаёт клубок ниток, тот наматывает нить на палец и при этом говорит ласковое слово, или доброе пожелание, или ласково называет рядом сидящего ребёнка по имени, или произносит «волшебное вежливое слово» и т. п. Затем передаёт клубок следующему ребёнку, пока не дойдёт очередь до психолога.
2. «Конкурс хвастунов»
Взрослый предлагает детям посоревноваться в умении хвастаться. Они хвастаются по очереди, например, одна говорит: «Я — красивая», другой: «А я смелый», следующий: «А я добро-желательный», и т. п. Взрослый при этом подбадривает детей. Нужно стремиться к тому, чтобы сказать про себя как можно больше хорошего.
3. «Крылья»
Дети закрывают глаза и руками изображают крылья. Ведущий просит детей представить, что у них появились крылья, они теперь умеют летать. Куда они полетят? С кем? Что увидят? Дети, не открывая глаз, придумывают, а затем открывают глаза и рас-сказывают о своих фантазиях группе.
4. "Эстафета дружбы. "
Взяться за руки и передавать, как эстафету, рукопожатие. Начинает психолог: «Я передам вам свою дружбу, и она идёт от меня к Тане, от Тани к Вове и т. д. и, наконец, снова возвращается ко мне. Я чувствую, что дружбы стало больше, так как каждый из вас добавил частичку своей дружбы. Пусть же она вас не покинет и греет. До свидания!»
2 неделя Тема"Путешествие в Сказку" Цель:Формировать у детей чувство уверенности в своих силах
1. Дружба начинается с улыбки.
Сидящие в кругу дети берутся за руки, смотрят соседу в глаза и молча улыбаются друг другу.
2."Помоги принцессе"
Перед началом игры детям рассказывается история, как прекрасную принцессу забрал к себе злой дракон и запер в башне в своем замке. этот замок находится очень далеко и окружен со всех сторон водой. существует только один вход в замок - тоненький мостик, по которому можно пройти к замку. Но для того, чтобы спасти прекрасную принцессу, нужно принести ей волшебную воду.
Детям необходимо перенести воду в ладошках по тоненькому мостику (прорисовывается на асфальте) и наполнить сосуд водой.
3. «Хочу быть счастливым»
Ведущий рассказывает детям сказку:
«Жил-был котенок, который очень волновался, вырастет ли он счастливым, и поэтому часто спрашивал у своей мамы:
- Мам! Я стану счастливым?
- Не знаю, сыночек. Я бы очень этого хотела, но сама не знаю, — отвечала мама.
- А кто знает? — допытывался котенок.
- Может быть, небо, может быть, ветер. А может быть, солнце. Они далеко, высоко, им виднее, — отвечала мама улыбаясь.
И тогда наш котенок решил сам поговорить с небом, ветром, солнцем. Залез он самую высокую березу в их дворе и закричал:
- Эй, небо! Эй, ветер! Эй, солнце! Я хочу быть счастливым!
И услышал он глухой сильный голос, чей он был, он так и не понял, но запомнил на всю жизнь:
- Ты хочешь быть счастливым — значит, будешь счастливым!»
После того как дети послушают сказку, они проигрывают ее. Каждый по очереди становится на стул в центре круга и громко кричит последние слова котенка, а группа громко отвечает: «Ты хочешь быть счастливым — значит, будешь счастливым».
4."Солнечные лучики. "
Протянуть руки вперёд и соединить их в центре круга. Тихо так постоять, пытаясь почувствовать себя тёплым солнечным лучиком.
3 неделя Тема"Давайте полетаем" Цель:способствовать развитию самоуважения детей; самовыражению детей
1."Комплименты. "
Сидя в кругу, все берутся за руки. Глядя в глаза соседу, надо сказать ему несколько добрых слов, за что-то похвалить. Принимающий комплимент кивает головой и говорит: «Спасибо, мне очень приятно!» Затем он произносит комплимент своему соседу. При затруднении психолог может сделать комплимент или предложить сказать что-то «вкусное», «сладкое», «цветочное».
Во время ритуала психолог находится в кругу вместе с детьми, показывает пример, подсказывает, подбадривает, настраивает детей.
2.«Ракета»
Детям предлагается «запустить в космос ракету». Все дети встают в круг, один ребенок становится ракетой — он стоит в центре круга. Все дети садятся на корточки и шепчут «у-у-у». При этом ребенок и группа вокруг него постепенно приподнимаются, уве-личивая громкость голоса. Затем с громким криком «ух!» все под-прыгивают и поднимают руки вверх. Ребенку в роли ракеты предлагается гудеть громче всех и подпрыгнуть.
3. «Крылья»
Дети закрывают глаза и руками изображают крылья. Ведущий просит детей представить, что у них появились крылья, они теперь умеют летать. Куда они полетят? С кем? Что увидят? Дети, не открывая глаз, придумывают, а затем открывают глаза и рас-сказывают о своих фантазиях группе.
4. Речёвка.
Все мы дружные ребята.
Мы ребята-дошколята.
Никого не обижаем.
Как заботиться, мы знаем.
Никого в беде не бросим.
Не отнимем, а попросим.
Пусть всем будет хорошо,
Будет радостно, светло!
4 неделя на встрече с детьми дети предлагают игры, из тех игр, которые понравились и запомнились.
Литература:
1. Мазелина Т. Б. "Развитие навыков общения ребенка в играх, тренингах, тестах"/ Серия "Мир вашего ребенка" Ростов н/Д: Феникс, 2002.-32с.
2. Хухлаева О. В. "Практические материалы для работы с детьми 3-9 лет. Психологические игры, упражнения, сказки" М: Генезис. 2007. - 2-е изд. - 176с.