Ольга Александровна Сапронова
Методическое обеспечение развития в изобразительной деятельности в условиях ДОУ компенсирующего вида
▼ Скачать + Заказать документы
Учебно-методическое обеспечение это совокупность всех учебно-методических документов (программ, методик, пособий и т. д., необходимых для эффективной организации воспитательно-образовательного процесса.
Воспитатели МКДОУ «Детский сад № 9 компенсирующего вида» используют в своей работе адаптированную основную образовательную программу, в которой содержание образовательного процесса выстроено с учетом примерной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой, М., «Мозаика-Синтез», 2014 г. и программы Н. В. Нищевой «Примерная адаптированная программа коррекционно-развивающей работы в группе компенсирующей направленности ДОО для детей с тяжелыми нарушениями речи (ОНР) с 3 до 7 лет», 3-е изд., СПб., 2015 г.
Публикация «Методическое обеспечение развития в изобразительной деятельности в условиях ДОУ компенсирующего вида» размещена в разделах
- Группы компенсирующей направленности
- ИЗО. Изобразительная деятельность в детском саду
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
В ней приведен перечень технологий и пособий разных авторов (Комаровой Т. С., Казаковой Т. Г., Богатеевой З. А., Дороновой Т. Н., Петровой И. М., Соломенниковой О. А., Лыковой И. А., Малышевой А. Н., Ермолаевой Н. В., Халезовой Н. Б., Швайко Г. С., Куцаковой Л. В.). Данная литература позволяет организовать в ДОУ систему различных художественных занятий, суть которой - комплексный подход, предполагающий педагогический процесс во взаимосвязи.
В детском саду в течение определенного логопедическим тематическим планированием времени (неделя, периоды «Осень», «Я в мире» и т. д.) проводятся преимущественно одновидовые занятия по рисованию, лепке, аппликации, конструированию. Педагоги способствуют формированию у детей эстетического восприятия, воображения, творчества, обучают способам действия. Между занятиями по изодеятельности и прочими (логопедическими, музыкальными, физкультурными) существует логическое единство в пределах лексической темы, при составлении планирования по изодеятельности учитывается вся воспитательно-образовательная работа, поэтому воспитатели стараются максимально использовать не только проверенные временем пособия известных авторов, но и передовой опыт работы с детьми, накопленный на современном этапе отечественными педагогами-практиками.
Таким образом, перечень пособий в адаптированной образовательной программе был составлен на основе списка, рекомендованного программой «От рождения до школы», дополнен всеми воспитателями ДОУ, но методическая литература используется вариативно в каждой группе, каждым педагогом.
Из опыта своей работы могу отметить, что самыми востребованными являются технологии и пособия:
По рисованию, лепке, аппликации:
1. Доронова Т. Н., Якобсон С. Г. Обучение детей 2-4 лет рисованию, лепке, аппликации в игре. – М. : Просвещение, 1992.
2. Казакова Т. Г. Развивайте у дошкольников творчество. – М. : Просвещение, 1985.
3. Комарова Т. С. Занятия по изобразительной деятельности в детском саду. – М. : Просвещение, 1991.
4. Комарова Т. С. Обучение дошкольников технике рисования. – М. : Педагогическое общество России, 2005.
5. Лыкова И. А. Изобразительная деятельность в детском саду. Подготовительная группа. – М. : ТЦ Сфера, 2006.
6. Малышева А. Н., Ермолаева Н. В. Аппликация в детском саду. – Ярославль: Академия развития, 2006.
7. Петрова И. М. Аппликация для дошкольников. – СПб. : Детство-Пресс, 2009.
8. Петрова И. М. Объемная аппликация. – СПб. : Детство-Пресс, 2007.
9. Халезова Н. Б. и др. Лепка в детском саду. – М. : Просвещение, 1986.
10. Швайко Г. С. Занятия по изобразительной деятельности. – М. : Владос, 2001-2003 /все возрастные группы/.
По конструированию:
1. Богатеева З. А. Чудесные поделки из бумаги. – М. : Просвещение, 1992.
2. Куцакова Л. В. Занятия по конструированию из строительного материала. – М. : Мозаика-Синтез, 2006-2010 /разные возрастные группы/.
3. Кобитина И. И. Работа с бумагой: поделки и игры. – М. : ТЦ Сфера, 1999.
Качественная разработка и постоянное совершенствование нормативной и учебно-методической документации – это составная часть создания оптимального комплексного учебно-методического обеспечения образовательного процесса.
Важно, чтобы вся эта документация была не формальным набором документов, а действенным инструментом повышения результативности образовательного процесса. Особенностью методологического сопровождения организации изодеятельности в ДОУ является процесс адаптации типизированной методической литературы к применению в группе согласно возможностям и возрастным характеристикам детей с ОВЗ.