Марина Еникеева
Конспект НОД в подготовительной к школе группе компенсирующего вида «Лес. Грибы. Ягоды»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект НОД по образовательной области «Речевое развитие»
в подготовительной к школе группе компенсирующего вида
(для детей с ОВЗ по зрению)
Лексическая тема «Лес. Грибы. Ягоды»
Образовательные задачи:
Расширять представления о лесе и растениях, произрастающих в лесу.
Публикация «Конспект НОД в подготовительной к школе группе компенсирующего вида „Лес, Грибы, Ягоды“» размещена в разделах
- Грибы и лесные ягоды
- Грибы. Конспекты занятий, НОД
- Группы компенсирующей направленности
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Лес. Прогулки и путешествия по лесу
- Лесные ягоды
- Подготовительная группа
- Темочки
Уточнять, расширять и активизировать словарь по теме «Лес. Грибы. Ягоды» (лес, гриб, грибок, грибочек, грибница, грибной, грибник, ножка, шляпка, подберезовик, подосиновик, белый гриб – боровик, сыроежка, опенок волнушка, груздь, лисичка, съедобные, несъедобные, ядовитые, мухомор, бледная поганка, ягода, кустик, земляника, черника, клюква, брусника, малина, лесные, садовые, крыжовник, красная, черная смородина, вишня, слива, вороний глаз, спелый, вкусный, сладкий, кислый).
Совершенствовать грамматический строй речи (образование однокоренных слов).
Продолжать учить составлять описательный рассказ по предметной картинке.
Развивающие задачи:
Развивать зрительное внимание и восприятие, мышление, память, речевой слух, связную речь; координацию речи с движением, мелкую моторику.
Воспитательные задачи:
Формировать навыки сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности.
Воспитывать любовь и бережное отношение к природе.
Оборудование:
Магнитофон, диск с записью музыки П. И. Чайковского «Времена года», наборное полотно, корзинка, контурные цветные изображения грибов, предметные картинки с изображением ягод, палочка с осенним листом из цветной бумаги на ниточке, схема составления описательного рассказа в картинках, картинки с заданием «Соедини пары» (ягоды, грибы, фломастеры.
Предварительная работа:
рассматривание предметных картинок с изображением грибов, ягод, беседы по теме, отгадывание загадок, чтение Я. Тайц «По грибы», заучивание стихотворения М. Ивенсен «Осень».
Ход занятия:
1. Организационный момент. Звучит музыка П. И. Чайковского из цикла «Времена года» («Осенняя песенка»).
Воспитатель (встречает детей, стоя на ковре, в руках пустая корзинка). Ребята, сегодня мы продолжим разговор о лее, грибах и ягодах. Но сначала отгадайте загадку:
Утром мы во двор идем –
Листья сыплются дождем,
Под ногами шелестят
И летят, летят, летят…
Кто скажет, кто знает,
Когда это бывает?
Дети. Осенью.
Воспитатель. Правильно. Давайте с вами вспомним стихотворение М. Ивенсен «Осень»
Дети читают стихотворение, выполняют движения в соответствии с текстом:
Падают, падают листья –
В нашем саду листопад…
Желтые, красные листья
По ветру вьются, летят.
Птицы на юг улетают,
Гуси, грачи, журавли.
Вот уж последняя стая
Крыльями машет вдали.
В руки возьмем по корзинке,
В лес за грибами пойдем,
Ахнут пеньки и тропинки
Вкусным осенним грибком.
2. «Наполним корзинку»
Воспитатель. Ребята, а у меня в руках пустая корзинка, давайте отправимся в лес за грибами и наполним мою корзинку. А как называются люди, которые собирают грибы?
Дети. Грибники.
Воспитатель. А как правильно вести себя в лесу и собирать грибы?
Ответы детей. (Идти не спеша, не шуметь, аккуратно срезать ножку гриба)
Дети находят грибы, «в лесу» (расставленные на ковре) и приносят воспитателю в корзинку.
Воспитатель (задает вопрос каждому ребенку). Какой гриб ты нашел?
Дети. Я нашел гриб боровик и т. д. (подберезовик, лисичку, волнушку, опенок, подосиновик, сыроежку)
При необходимости, при затруднениях ребенка ответа на вопрос, воспитатель просит помочь ответить других детей.
Воспитатель. Осенний лес нам подарил много грибов. А для чего люди собирают грибы? Что можно приготовить из грибов?
Дети (перечисляют блюда: суп грибной, грибница; можно пожарить с картошкой, засолить, замариновать, засушить)
Воспитатель. Пройдемте на свои рабочие места и назовем грибы, которые вы собрали.
Дети вместе с воспитателем идут на свои рабочие места, садятся.
Воспитатель достает грибы из корзинки, выкладывает на наборное полотно, дети хором и индивидуально называют грибы.
Воспитатель. А я еще нашла грибы (показывает мухомор и бледную поганку). Какие это грибы? Сварим из них суп? Почему?
Дети отвечают, что это ядовитые грибы, их нельзя даже трогать руками, они несъедобные.
Воспитатель, вместе с детьми, закрепляет понятия: съедобные и несъедобные. Несъедобные грибы ставятся отдельно от съедобных.
3. Упражнение «Соберем семейку».
Воспитатель. Ребята, отгадайте загадку:
Под сосною у дорожки
Кто стоит среди травы?
Ножка есть, но нет сапожка
Шляпка есть – нет головы?
Дети. Гриб.
Воспитатель. Давайте подберем слова одной семейки к слову гриб. К кому прилетит листочек (зрительная гимнастика), тот и отвечает.
- Как ты назовешь маленький гриб? (Грибок)
- А как можно назвать очень большой гриб? (Грибище)
- Как называют суп из грибов? (Грибной)
- Как называют человека, собирающего грибы? (Грибник)
- Как называются тонкие переплетенные нити, которые спрятаны в земле и на которых вырастают грибы? (Грибница)
- Как можно ласково назвать гриб? (Грибочек)
Отлично, молодцы!
4. Игра «Чего не стало» (с грибами на полотне)
Воспитатель. Ребята, сейчас мы поиграем в игру «Чего не стало». Посмотрите внимательно на полотно. Сейчас вы на слова: 1-2-3, глазки закрой! - закроете глаза, а я уберу одну картинку. А на слова: 1-2-3, глазки открывай – откроете глаза и скажите, чего не стало.
Игра проводится 2- 3 раза.
Воспитатель. Правильно, вы были очень внимательны.
5. Физминутка «По ягоды»
Воспитатель. В осеннем лесу мы можем найти не только грибы, но и ягоды. Какие ягоды можно собирать в лесу осенью?
Дети отвечают.
Воспитатель. Давайте представим себе, что мы отправились за клюквой.
Дети выходят на ковер, вместе с воспитателем проговаривают слова и выполняют движения:
Мы шли – шли – шли (идут по кругу, маршируют)
Много клюквы нашли(наклоняются, достают руками до носочков ног)
Раз, два, три, четыре, пять (маршируют)
Мы опять идем искать!
Воспитатель. Вот сколько клюквы мы набрали.
Дети садятся на свои места.
6. «Назови ягоды»
Воспитатель. А какие еще лесные ягоды вы знаете, но собирают их летом, а не осенью?
Дети перечисляют, воспитатель выставляет картинки с изображением (малина, земляника, черника, костяника и т. д.)
Воспитатель. А какие ягоды растут в саду?
Дети. Садовые: клубника, смородина, крыжовник и т. д.
Воспитатель. Показывает картинку с изображением ягоды вороний глаз. Объясняет, что это ядовитая ягода.
Воспитатель (задает вопросы детям):
- Какие ягоды красного цвета?
- Какие ягоды другого цвета?
- Назовите круглые ягоды.
- А какие ягоды имеют овальную форму? Треугольную?
-Обратите внимание, что у малины ягоды сложные, как бы состоят из отдельных маленьких ягодок.
- Что можно приготовить из этих ягод? (варенье, компот, морс, десерт и т. д.)
Вы хорошо отвечали на вопросы.
7. Игра «Четвертый лишний»
Воспитатель. А сейчас поиграем в игру «Четвертый лишний». Будьте внимательны! (на слух):
1. Подосиновик, лисичка,мухомор, опенок;
2. Черника,сыроежка, малина, земляника;
3. Боровик, волнушка, клюква, подберезовик;
4. Малина, клубника, земляника, брусника.
Дети отвечают, дают объяснения.
8. Физминутка (при необходимости возле столов)
Ветер ёлками шумит (дети встают и качают вверху руками)
Ёжик наш домой спешит. (дети соединяют ладошки рук, раскрывают пальцы)
Вдруг навстречу ему волк –
Он зубами щёлк, да щёлк (указательные пальцы сгибают, средние и безымянные вместе – «волк», раздвигают средние и безымянные пальцы, открывают – рот волка)
Ёж иголки показал - (ладошки вместе, все пальцы раздвигаются)
Волк со страху убежал! («волк», кисти рук двигают в сторону)
9. Игра «Писатель»
Воспитатель. А теперь поиграем в игру «Писатель». Будем составлять рассказы – описания по картинкам. Показывает схему для составления рассказа.
А поможет нам схема:
1. Что это?
2. Это ягода или гриб?
3. Где растет?
4. Какого цвета?
5. Какой формы?
6. Съедобное или несъедобное?
7. Что можно из него приготовить?
Дети по желанию выходят и составляют рассказы – описания, остальные после рассказа - аплодируют. (2 -3 рассказа). Если много желающих, можно применить считалочку.
10. Игра «Найди и соедини пару»
Самостоятельная работа детей. Соединить пары – провести «ниточки» фломастером (у детей за одним столом разные задания: ягоды или грибы)
После выполнения задания отметить хорошие результаты.
11. Окончание занятия.
Предложить детям вспомнить, чем сегодня занимались, о чем вели разговор.
Затем оценка работы детей воспитателем.
Используемая литература:
1. Васильева С. А., Мирясова В. И. Тематический словарь в картинках: Мир растений и грибов: Грибы, ягоды. – М. : Школьная пресса, 2008. – 32 с.
2. Нищева В. П. «Конспекты подгрупповых логопедических занятий в старшей группе детского сада для детей с ОНР» Детство-Пресс, 2012 г. –704с.