Ирина Банникова
Роль интегративной деятельности в развитии речи детей на занятиях физической культурой в условиях ДОУ компенсирующего вида
▼ Скачать + Заказать документы
Роль интегративной деятельности в развитии речи детей на занятиях физической культурой в условиях ДОУ компенсирующего вида
Дети - это будущее нашей нации, и от того, какими здоровыми мы их вырастим, зависит всеобщее благополучие. В последнее десятилетие во всём мире наметилась тенденция к ухудшению здоровья детей. Экологические проблемы, различные отрицательные бытовые факторы, химические добавки в продуктах питания, некачественная вода, накапливающиеся раздражения в обществе, связанные с неудовлетворительным экономическим положением, - вот лишь некоторые факторы, агрессивно воздействующие на здоровье дошкольника.
Публикация «Роль интегративной деятельности в развитии речи детей на занятиях физической культурой в условиях ДОУ компенсирующего вида» размещена в разделах
- Группы компенсирующей направленности
- Занятия по физкультуре. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Работа инструкторов по физической культуре
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Физическое воспитание. Консультации для родителей
- Темочки
Происходящие изменения в обществе ставят перед дошкольной образовательной системой задачу обновления содержания в воспитании личности дошкольника. Предлагаются различные пути обновления содержания гуманитарного образования, среди них - интегративный подход в обучении.
Интегративный подход определяет виды интеграции : (по материалам программы «Шаг в искусство», см. Дошкольное воспитание №8-2013, стр. 52-53)
- деятельностная интеграция предполагает корреляцию основных видов деятельности дошкольников (познавательно-исследовательской, трудовой, художественно-творческой, коммуникативной, двигательной);
- качественная интеграция направлена на формирование качеств личности, которые предусмотрены ФГОС как конечный результат образовательной деятельности ДОУ;
- содержательная интеграция характеризуется использованием комплексно-тематического планирования, в котором осуществляется многоуровневая корреляция информационного поля различных образовательных областей;
- функциональная интеграция предполагает сочетание различных форм организации педагогического процесса в условиях ДОУ;
- возрастная интеграция нацеливает педагога на организацию совместной деятельности, в которой участвуют дети разных возрастных групп и их родители.
Любой из указанных видов интеграции определяет использование в качестве приоритетной совместную деятельность взрослого и ребёнка, а также активизацию самостоятельной деятельности ребёнка.
ДОУ № 9 компенсирующего вида посещают дети, которые имеют отклонения в состоянии здоровья, отстают в физическом развитии, у них снижен порог сопротивляемости различным инфекциям, для них характерны общая скованность и замедленность выполнения движений, дискоординация, недостаточно развитии чувство ритма, нарушение координации в пространстве, замедленность освоения новых движений, недостаточность резерва дыхательной системы. Такие дети, по сравнению со здоровыми, с большими усилиями преодолевают трудности в освоении знаний, с более значительными психофизиологическими затратами справляются с предъявленными им требованиями, предусмотренными условиями жизни и развития в дошкольном учреждении.
Невозможно переоценить значение двигательной активности в воспитании детей с задержкой психического развития :
- укрепляется здоровье, развивается мышечная память и сила, усиливается работа важнейших органов, улучшается обмен веществ;
- развивается глазомер, ловкость и быстрота реакции;
- активизируется непроизвольное внимание, участие в игре формирует произвольное внимание;
-развивается общая и мелкая моторика, ориентировка в пространстве;
- движение отвлекает ребёнка от имеющихся у него дефектов и позволяет освободить его от утомляемости и неподвижности;
- двигательная активность во всех формах и видах способствует проявлению разнообразия видов деятельности детей на коррекционных занятиях по всем разделам программы, задействует различные уровни регуляции;
- способствует формированию просодических компонентов речи.
Образовательный процесс предполагает комплексность подхода, обеспечивает развитие детей во всех образовательных областях. Интеграция детской деятельности имеет большое значение для повышения эффективности воспитания и образования детей, способствует формирования у них обобщённых представлений, знаний и умений, развитию мышления, логики, коммуникативных навыков, побуждает их к активному познанию окружающей действительности. Исходя из принципа интеграции, речевое развитие детей осуществляется во всех видах детской деятельности. Интегрированное обучение рассматривается как воспитательно - образовательный процесс, построенный на усилении взаимосвязей и взаимопроникновении всех его компонентов, отражающего в той или иной степени целостную картину мира в его естественных взаимосвязях и направленный на формирование комплексных представлений, знаний, умений и навыков, способствующих целостному и всестороннему развитию и обучению личности ребёнка.
Здоровье ребёнка является важнейшим показателем его благополучия, поскольку определяет не только физические возможности, но и перспективы всестороннего развития.
Проблемы воспитания здорового ребёнка были и остаются наиболее актуальными в общественном и семейном воспитании. Поэтому важную роль играет создание условий для организации коррекционно-оздоровительных средств и методов, при которых развивающий эффект достигается без какого-либо ущерба для растущего организма и способствует улучшению физического статуса дошкольника.
Для преодоления у детей имеющихся нарушений, предупреждения патологических состояний, укрепление психофизического здоровья необходимо проведение комплексной психокоррекционной работы, формы которой мы предлагаем к рассмотрению. Требуется специальная работа с нарушениями в двигательной сфере.
Скоординировать познавательную, речевую и двигательную активность дошкольников становиться возможным благодаря применению новых форм оздоровления, воспитания и образования детей с отклонениями в речевом развитии.
Взаимосвязанные компоненты представляют собой интегрированную систему, способную эффективно воздействовать на организм и личность ребёнка.
Высокий уровень двигательной активности – важнейшее условие не только физического, но и умственного развития ребёнка. Ведущим направлением в деятельности ДОУ в рамках программы является создание технологий по сохранению и укреплению здоровья дошкольников путём интеграции – введения движения во все виды деятельности детей с нарушениями речевого и психофизического развития. Главная задача всех педагогов - вовлечь ребёнка в игру на том содержательном материале, которым владеет взрослый; сформировать потребность в движении, а через него и в познании.
Значительное место в физическом воспитании детей отводится игровым занятиям, потому что они являются естественной формой передачи детям необходимого объёма знаний и двигательных навыков и умений. Такое занятие, как правило, состоит из 3-5 игр различной двигательной нагрузки и направленности, посредством которых воспитанники усваивают одно новое движение и закрепляют 2-3 хорошо знакомых. Основу таких занятий составляет целостная игровая ситуация, объединяющая действия едины игровым сюжетом, отражающим окружающий мир ребёнка. Тематика таких занятий не случайна, она соответствует единому планированию по развитию речи учителя-логопеда, во взаимосвязи с которым планируют свою работу все педагоги ДОУ. На занятиях используются речевые игры и упражнения по рекомендации учителей-логопедов, которые помогают закреплять не только правильное употребление звука, но и умение проводить фонетический анализ слов, правильно использовать грамматические формы и конструкции, пользоваться точными выразительными словами для передачи эмоций.
Эффективная коррекция речевого дефекта возможна лишь в комплексном подходе к его преодолению, который предполагает преемственность в работе всех специалистов детского сада, взаимодействие педагогов с родителями, чёткую организацию времени пребывания воспитанников в детском саду.
С учётом того, что дети с нарушением речи соматически ослаблены, быстро утомляются в ходе непосредственно образовательной и коррекционно-развивающей деятельности, особое внимание уделяется взаимодействию учителя-логопеда и инструктора по физической культуре. Следуя рекомендациям специалиста, инструктор на своих занятиях использует игры с речевым содержанием разной сложности, повышая речевую активность воспитанников, сочетая упражнения, направленные на развитие двигательных навыков и понимание инструкций. Также необходимо учитывать при построении воспитательного процесса с дошкольниками с речевыми нарушениями их речевые недостатки, психологические и возрастные возможности детей данной категории (неполная сформированность процессов, тесно связанных с речевой деятельностью : внимание, память, словесно-логическое мышление, пальцевая моторика и игровая деятельность, характерологические особенности.
Если нормально развивающимся детям достаточно создать условия для игры, то воспитанников с нарушениями речи надо учить играть, потому что игра большинства таких детей является процессуальной, лишё нной творчества: они не всегда умеют договариваться и распределять роли. Их игра очень примитивна и не отражает действительности. Поэтому то и приходиться сначала создать базу – создать у детей запас знаний и впечатлений от реальной жизни, а затем уже вводить этот материал в игровую деятельность. Педагог стремится не руководить игрой, а участвовать в ней, увлекая детей, предотвращая возможные конфликты
Главной задачей во время игры продолжает оставаться формирование речи у дошкольников, поэтому помимо общих правил игры,оговариваются ряд вопросов, которые не только помогают детям понять правила, следовать им, но и способствуют их умственной и речевой активности.
Коррекционная работа невозможна без активного участия в ней родителей воспитанников. Включение родителей в совместную с педагогами коррекционную деятельность позволяет значительно повысить её эффективность. Педагогические проекты по интегративной развивающей деятельности, физкультурные досуги и праздник, валеологические развлечения не обходятся без активного участия родителей, с которыми у нас в ДОУ установлены доверительные отношения в системе «педагоги – дети – родители». Только в тесном взаимодействии всех участников педагогического процесса возможно успешное развитие детей с нарушениями речи.