Марина Медведева
Комплексное учебно-методическое обеспечение учебной деятельности на ступени начального общего образования
▼ Скачать + Заказать документы
Важную роль в нормальном функционировании процесса обучения имеет его учебно-методическое обеспечение. Оно включает две составные части: учебно-методическую документацию и учебно-методические средства обучения.
Под комплексным учебно-методическим обеспечением учебного процесса следует понимать планирование, разработку и создание оптимальной системы, учебно-методической документации и дидактических средств обучения, необходимых для полного и качественного обучения учащихся. При определении критериев и содержания комплексного учебно-методического обеспечения процесса обучения необходимо исходить прежде всего из рабочей учебной программы, отражающей требования государственного образовательного стандарта, определяющей проект содержания учебного процесса по предмету, профессии в соответствии с современными требованиями.
Публикация «Комплексное учебно-методическое обеспечение учебной деятельности на ступени начального общего образования» размещена в разделах
Основное назначение учебно-методической документации – определение содержания и основ планирования обучения. Учебно-методические средства обучения - это материальные объекты, обеспечивающие оптимальное функционирование обучения.
Ведущим принципом такого обеспечения должен быть принцип комплексности. Методическое оснащение должно постоянно трансформироваться в комплексное методическое обеспечение (КМО). Это позволит осуществить подлинно научный подход к планированию, разработке, созданию, учету и контролю учебно-методической оснащенности процесса обучения.
Комплексное методическое обеспечение складывается из нормативной документации, УМК (учебно-методический комплекс) тем, КМО всех видов практики, КМО итоговой государственной аттестации, работы кабинета и внеучебной деятельности учащегося.
Система учебно-методической документации и средств обучения прежде всего должна охватывать все основное содержание программного материала. Комплексность в данном случае выражается в том, что изучение каждого узлового вопроса содержания обучения по каждой теме (разделу) учебной программы обеспечивается необходимым оптимальным минимумом средств обучения и необходимой документацией, позволяющим качественно осуществлять учебный процесс.
Процесс обучения выполняет три основные функции: образовательную, воспитательную и развивающую. Комплексный подход к учебно-методическому обеспечению предполагает реализацию всех основных функций педагогического процесса в совокупности.
При оценке качества УМК нужно рассматривать два аспекта. Первый - это степень адекватности отображения области профессиональной деятельности и специальности в УМК специальности или предметной области - в УМК дисциплины. Второй - успешность решения поставленных задач обучения.
Качество УМК и эффективность их применения зависят от ряда факторов:
- уровня профессионально-педагогической компетентности руководящих и педагогических кадров, управляющих образовательным процессом;
- уровня обученности и обучаемости учащихся;
- организационно-педагогических и дидактических условий образовательного процесса.
Цель УМК - обеспечение высокого качества подготовки специалистов.
Задачами УМК, его элементов (или составляющих) являются:
- создание наилучших условий для управления образовательным процессом путем систематизации учебно-методических материалов и сведения к минимуму нормативно-методических, стандартно реализуемых документов, обеспечивающих подготовку выпускников;
- оптимизация подготовки и проведения занятий, интенсификация всего учебно-воспитательного процесса;
- активизация деятельности как обучаемого, так и обучающего, развитие познавательной активности обучающихся через дифференциацию заданий с учетом их индивидуальных способностей;
- обеспечение единства требований к учащимся;
- организация и регулирование методической работы преподавателей, классных руководителей, лаборантов, мастеров и прочих сотрудников и подразделений образовательного учреждения, совершенствование мастерства преподавателей с передачей педагогического опыта;
- оказание методической помощи: учащимся в учебной, учебно-исследовательской, научной и прочих видах деятельности; преподавателям, не имеющим достаточного опыта работы.
Качественная разработка и постоянное совершенствование нормативной и учебно-методической документации - это составная часть создания оптимального комплексного учебно-методического обеспечения образовательного процесса по учебным дисциплинам.