Екатерина Попова
Методический семинар «ФЭМП у детей дошкольного возраста через использование игровых форм обучения» (ч. 3)
▼ Скачать + Заказать документы
Приложения
Список литературы:
1. Азаров Ю. П. Игра и труд. М. : Знание, 2003.
2. Аникеева Н. П. Воспитание игрой : Книга для учителя. – М. : Просвещение, 1987.
3. Белошистая А. В. Преемственность в математическом образовании дошкольника и младшего школьника // Начальная школа. – 2003. - № 4.
4. Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. – М., 1968.
Публикация «Методический семинар „ФЭМП у детей дошкольного возраста через использование игровых форм обучения“ (ч, 3)» размещена в разделах
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Семинар, практикум
- Темочки
5. Воспитание детей в игре : Пособие для воспитателя детского сада /Сост. А. К. Бондаренко, А. И. Матусик. – 2-е изд., переработанное и дополненное. – М. : Просвещение, 1983.
6. Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте - М. : Просвещение, 1991.
7. Выготский Л. С. Игра и ее роль в психологическом развитии ребенка // Вопросы психологии - 1966. - № 6.
8. Выготский Л. С. Педагогические сочинения. - Т. 4. М. : Просвещение, 1990.
9. Геллер Е. М. Наш друг – игра. Минск: Народна света, 1979.
10. Гельфан Е. Н., Шмаков С. А. От игры к самовоспитанию. М. : Педагогика, 1971.
11. Горький А. М. О молодежи. – М. : Просвещение, 1949.
12. Давайте поиграем: Математические игры для детей 5-6 лет : Книга для воспитателя детского сада и родителей / Под ред. А. А. Столяра. - М. : Просвещение, 1991.
13. Дошкольная педагогика. М. : Просвещение 1991.
14. История дошкольной педагогики. М. : Просвещение, 1989.
15. Козлова С. А., Куликова Т. А. Дошкольная педагогика : Учебное пособие для студентов средних педагогических учебных заведений. – М. : Издательский центр «Академия», 2002.
16. Кон И. С. Ребенок и общество. М. : Просвещение, 1988.
17. Логика и математика для дошкольников : Методическое пособие / Автор – сост. Е. А. Носова. – СПб: Акцидент, 1997.
18. Метлина Л. С. Занятия по математике в детском саду: Формирование у дошкольников элементарных математических представлений. Пособие для воспитателя детского сада. – 2-е издание – М. : Просвещение, 1985.
19. Минский Е. М. От игры к знаниям: Пособие для учителя. – 2-е изд., доработанное – М. : Просвещение, 1987.
20. Никитин Б. П. Развивающие игры. – 2-е изд. – М. : Педагогика, 1985.
21. Оконь В. У. Введение в общую дидактику. / Пер. С. Кольского. – М. : Высшая школа, 1990 г.
22. Педагогика и психология игры: Межвузовский сборник научных трудов. – Новосибирск: НГПИ, 1985.
23. Пидкасистый П. И. Технология игры в обучении – М. : Просвещение, 1992 г.
24. Смоленцева А. А. Сюжетно-дидактические игры с математическим содержанием: Книга для воспитателя детского сада. – М. : Просвещение, 1987.
25. Терский В. Н., Кель О. С. Игра. Творчество. Жизнь. – М. : Просвещение, 1966.
26. Шербинина Г. К. Сказка как средство воспитания. // Начальная школа – 1995 – №3.
27. Шмаков С. А. Игра и дети. – М. : Знание, 1968.
28. Эльконин Д. Б. Психология игры. – М. : Педагогика, 1978.
29. Эльконин Д. Б. Символика и ее функции в игре детей // Дошкольное воспитание – 1966 – №3
Приложение №1
Конспекты занятий в старшей группе
Занятие 1.
Цель. Учить детей выделять отдельные предметы из группы и составлять группу из отдельных предметов, устанавливать отношения между понятиями «один», «много», «мало»; употреблять слова много, один, по одному, ни одного; согласовывать числительное один с существительными в роде и числе.
Демонстрационный материал. Набор игрушек-птичек (их столько же, сколько детей в группе, салфетка, 4 карточки, на первой из них наклеен 1 флажок, на второй - 3 флажка, на третьей - 8 флажков, на четвертой карточке ничего не наклеено.
Ход занятия. 1-я часть. Дети сидят полукругом перед детским столом. На подносе под салфеткой игрушки-птички.
«Пик-пик, пик-пик! - произносит воспитатель и спрашивает: - Кто это кричит? (Снимает салфетку.) Кто это? Сколько птичек? Как много птичек! Целая стайка!» (Слова много и стайка выделяются интонацией.)
Воспитатель по очереди вызывает детей к столу и предлагает им взять по одной птичке: просит 3-4 малышей сказать, сколько они взяли птичек. Подчеркивает, что каждый должен взять по одной птичке. На подносе птичек остается все меньше и меньше и, наконец, не остается ни одной. Выражения «по одной», «ни одной» выделяются интонацией.
По предложению педагога дети рассматривают игрушки. Воспитатель задает вопрос: «Сколько птичек у каждого?» На вопрос отвечают 3-4 ребенка. Воспитатель обобщает ответы: «У Веры одна птичка, у Наташи одна, у Димы тоже одна, у всех по одной птичке, а на подносе не осталось ни одной птички. Скажем все вместе: «Ни одной птички». Далее воспитатель просит принести птичек (они хотят поклевать зернышки) : «Сейчас я насыплю зернышек, птички увидят и захотят поклевать их». Вновь поочередно вызывает детей к столу, спрашивает, сколько птичек каждый принес, подчеркивает результат действий: «Оля принесла одну птичку, Галя принесла одну птичку, Кирюша еще одну, птичек становится все больше и больше».
Когда все птички снова окажутся на подносе, педагог выясняет, сколько стало птичек, и делает обобщение: «Все принесли по одной птичке, а на подносе стало много птичек, собралась вся стайка! А у вас, дети, сколько птичек? («Совсем нет», «Ни одной нет».) Правильно, у вас сейчас нет ни одной птички, а на подносе много птичек!» Затем вызывает 2-3 детей, просит взять по одной птичке, показать своих птичек остальным детям и сказать, сколько птичек. («Одна птичка».) Остальным предлагает ответить на следующие вопросы: «По сколько птичек взяли Катя, Юра и Алеша? («По одной птичке».) Сколько птичек у вас осталось? («Ни одной птички».) Сколько птичек на подносе?» («Много птичек».) Выражения: «по одной птичке», «ни одной птички», «много птичек» - дети повторяют все вместе (хором).
Воспитатель заключает: «Правильно, у нас с вами ни одной птички нет, у Кати, Юры и Алёши по одной птичке, а на подносе много птичек, собралась вся стайка».
Это упражнение проводится повторно.
2-я часть. Педагог выставляет в ряд 4 карточки. Вызывая малышей по очереди, предлагает им показать, где один (мало, много, ни одного) флажок. Далее, указывая на карточки, задает вопросы: «Сколько здесь флажков? Много или мало здесь флажков?» и т. п.
Занятие 2.
Цель. Учить детей выделять отдельные предметы из группы и составлять группу из отдельных предметов; находить 1-2 признака, общих для всех предметов группы; употреблять слова много, один, по одному, ни одного; учить согласовывать числительное один с существительным в роде и числе.
Демонстрационный материал. Игрушки (елочки и зайчики по количеству детей в группе, машина).
Ход занятия. Дети сидят на стульчиках полукругом перед детским столом. Воспитатель привозит на машине елочки, обращает внимание малышей на то, как их много.
Взяв елочку в руку, спрашивает: «Сколько у меня елочек? А на машине сколько елочек?» Каждому ребенку предлагает взять по одной елочке. Вызывая детей по очереди, воспитатель просит трех-четырех из них сказать, сколько он взял елочек, подчеркивает, что каждый ребенок берет по одной елочке, а на машине их остается все меньше и меньше и, наконец, не остается ни одной.
Выясняет, как это получилось; задает вопросы: «Какого цвета елочки? Сколько елочек у Гали?» На каждый вопрос отвечают 2-3 ребенка. Воспитатель обобщает ответы малышей: «У всех детей по одной елочке. А сколько елочек на машине? А на столе есть елочки?
На столе нет ни одной елочки»,- уточняет вместе с детьми, затем предлагает подумать, что надо сделать, чтобы на столе стало много елочек. («На столе станет много елочек, если все принесут по одной») Далее поочередно вызывает детей к столу. Спрашивает каждого из них, сколько елочек он поставил, подчеркивает результат действия каждого и всех детей : «Кирюша поставил одну елочку, Оля еще одну, Лена еще одну, елочек становится все больше и больше».
Когда все елочки окажутся на столе, педагог спрашивает: «Сколько елочек стало? Да, на столе много елочек! Целый лес! Как мы получили много елочек?»
Аналогично проводится работа с зайчиками, которые вначале «спрятаны» на подносе под салфеткой.
Воспитатель дважды раздает и собирает зайчиков. В ходе второго сбора дети, действуя поочередно, отпускают зайчиков в «лес». Они собираются вокруг стола и играют с зайчиками. Педагог спрашивает «Сколько в лесу зайчиков? Сколько елочек?» - и заключает: В лесу много елочек и зайчиков».
Приложение № 2
Конспекты занятий в старшей группе
Занятие 1.
Цель. Закрепить умения выделять отдельные предметы из группы и объединять их в группы; находить признаки, общие для всех предметов группы, и признаки, общие лишь для части предметов; закрепить умение находить много предметов и один предмет в указанных местах комнаты, называть количество предметов, согласуя числительное один с существительными в роде, числе и падеже; упражнять в сравнении размеров предметов, отличающихся длиной, шириной и высотой.
Демонстрационный материал. Два подноса: один - пустой, а на другом крупные и мелкие морковки (по числу детей в группе, они покрыты салфеткой; наборы игрушек и вещей разных размеров.
Подготовка к занятию. Воспитатель заранее размещает на полочке, фланелеграфе, столе, ковре группы однородных вещей или игрушек и единичные предметы. В состав групп входят предметы разного размера, например длинные и короткие скамеечки из строительного материала (дощечки, высокие и низкие елочки, большие и маленькие кубики.
Ход занятия. 1-я часть. Воспитатель снимает салфетку с подноса и говорит: «Посмотрите, как много морковок я собрала вчера на огороде». Берет морковку в руку. «Сколько я взяла морковок? А на подносе сколько морковок?» После этого предлагает одному ребенку взять самую крупную морковку, а другому - самую мелкую, спрашивает детей, у кого морковка длиннее (толще, а у кого короче (тоньше).
Далее раздает детям по одной морковке и выясняет, какого размера морковка, какое количество морковок у каждого, сколько морковок на подносе (вызывает 4-5 детей). Предлагает детям догадаться, что надо сделать, чтобы на подносе опять стало много морковок. Воспитатель, задавая вопросы, подводит детей к выводу : надо всем положить на поднос по одной морковке, тогда их станет много. Затем предлагает положить большие (длинные, толстые) морковки на один поднос, а маленькие (короткие, тонкие)- на другой. Дети выходят по очереди и кладут свои морковки на подносы. Обобщая ответы детей, педагог подчеркивает, что каждый положил по одной морковке, а на подносах стало много морковок, что морковки разных размеров: на одном подносе большие, а на другом - маленькие. Много больших и маленьких морковок.
2-я часть. Детям предлагают поиграть в «поезд». По сигналу «Поезд идет!» дети делают круговые движения руками. Поезд останавливается на станциях «Полочка», «Стол» и т. п. Дети называют, сколько и каких предметов они увидели на данной станции. Педагог обращает их внимание на размер предметов, выясняет, например, что есть длинные и короткие скамеечки, большие и маленькие кубики и т. п. Размеры предметов сравнивают, используя прием приложения.
Занятие 2.
Цель. Закрепить умение находить много предметов и один предмет в специально подготовленной обстановке (рассказывать о том, каких игрушек на столе много, какая - одна); закрепить умение прикладывать к группам игрушек равное количество других игрушек; раскладывать игрушки правой рукой слева направо.
Подготовка к занятию. До занятия воспитатель помещает на отдельные столы группы предметов, состоящие, например, из таких игрушек: много белочек (4) и один зайчик, одна белочка и много зайчиков (5, много медвежат (4) и один котенок, один медвежонок и много котят (3). На каждый стол ставит тарелку с соответствующими угощениями: орехами, морковками, конфетами, блюдечки с молоком.
Ход занятия (игровое упражнение «Угости зверей»). Воспитатель рассматривает с детьми обстановку и объясняет задание: «Тот, кого я вызову, подойдет к столу и расскажет, какие игрушки на нем стоят и сколько их». (Вызывает 4 детей.) Важно, чтобы ребенок, называя предметы, указывал их количество. («Много белочек и один зайчик».) Далее педагог говорит: «Сейчас мы угостим зверей. У нас много зверей, надо их всех угостить. Каждому мишке надо положить по одной конфете, каждой белочке дать по одному ореху, а каждому зайчику что нужно положить?»
Воспитатель напоминает детям прием приложения. Для выполнения задания он по очереди вызывает к каждому столу по одному ребенку. Выполнив задание, малыш рассказывает, что сделал.
В заключение организуется проверка усвоения знаний. («Всех ли зверей угостили?») Вызванные дети подходят к одному из столов и рассказывают, что на нем стоит.
.
Приложение № 3
Конспект НОД по ФЭМП
«Путешествуем вместе с Колобком»
Цель: продолжать учить детей считать в пределах 5,учить сравнивать предметы по двум признакам величины (длиннее, короче, развивать представление о геометрических фигурах.
Программное содержание:
Образовательные задачи: - продолжать учить детей считать до 5, и называть цифры от 1 до 5.
- учить различать геометрические фигуры (треугольник, круг, квадрат, прямоугольник, а так же развивать представление детей о кубе и шаре.
- совершенствовать умение сравнивать предметы по величине (длиннее,короче) соотносить их по цвету.
-учить понимать учебную задачу и выполнять ее самостоятельно.
Развивающие задачи: - развивать речь,упражнять в отгадывании загадок.
- развивать наблюдательность и логическое мышление.
- расширять и активизировать словарь детей.
Оборудование:- музыкальные компопозиции " В гостях у сказки", " Песенка про колобка".
- кукольный театр " Колобок" (колобок,заяц,волк,медведь,лиса)
- колобок в виде куба.
- корзинка с кубиками и с шариками.
- карточки с цифрами от 1 до 5.
- разноцветные геометрические фигуры и ведерки соответствующего цвета.
- грибы с шляпками разного цвета и формы по 6 шт.
- гимнастический коврик, веревки разной длинны
- портреты зверей из геометрических фигур
- листы цветного картона, геометрические фигуры из цветного картона.
Ход занятия
I.Организационный момент
Звучит мелодия «В гостях у сказки». Воспитатель читает стихотворение:
В мире много разных сказок
Грустных и смешных,
Но прожить на свете
Нам нельзя без них.
В сказке может все случиться,
Наша сказка впереди,
Сказка в двери постучится –
Скажем гостье: «Заходи». В. А. Стеклова
Дети стоят возле воспитателя.
Воспитатель: Ребята, а вы любите сказки? Сегодня утром я встретила одного сказочного героя. Он сказал, что хочет с вами увидеться. А вы бы этого хотели? (ответы детей).
II. Основная часть.
1. Воспитатель: А чтобы узнать с кем я повстречалась надо отгадать загадку. Ну что Вы готовы? Тогда внимательно слушайте:
Формой он похож на мяч.
Был когда-то он горяч.
Спрыгнул со стола на пол,
И от бабушки ушел.
У него румяный бок…
Вы, узнали? (КОЛОБОК)
2. На стол выставляется кубик «Колобок», ответы - высказывания детей по поводу его внешнего вида.
Воспитатель. Молодцы, ребята! Правильно. А вот и наш герой - посмотрите, какой он? Ну- ка, присаживайтесь в круг, сделайте его пошире., чтобы всем было видно.
Колобок: Здравствуйте, ребята. Я – Колобок! Почему вы так смеетесь? Что-то не так? (ответы детей).
Исследовательская деятельность детей по выявлению свойств куба, шара (детям предлагаются кубики, массажные мячи)
Воспитатель: Почему куб не может катиться? (дети берут по кубику и исследуют его, высказывая свои версии.
Воспитатель делает вывод: кубы не могут катиться, потому что у них есть углы (показать) и грани (показать).
3. Воспитатель меняет кубик на шар.
Воспитатель: Колобок решил над вами подшутить. Он очень веселый, любит шутки, игры, решать задачи и отгадывать загадки. А ещё он очень любит путешествовать и приглашает нас отправиться с ним в путешествие. Вы согласны? (Да)
(Звучит весёлая песня, дети строятся по росту и шагают в колонне друг за другом. В это время воспитатель выкладывает обручи на пол по количеству детей.)
Воспитатель: Катился Колобок, катился, а навстречу ему прыгает заяц! - Какой по счету заяц? (Первый) - Ребята, а опишите зайчика, какой он? (Маленький, пушистый, трусливый, беленький)
4. Дидактическая игра «Поиграем с Зайчиком»
Заяц: Здравствуй, Колобок, здравствуйте дети. Как хорошо что мы с вами встретились! А вы знаете, что я больше всего люблю делать? (прыгать и играть) Давайте с вами поиграем! У меня есть цифры. А вы знаете цифры? Сейчас проверим! Вставайте на кочку (массажный коврик) Задание: Я буду показывать вам цифру, а вы должны прыгать, как зайчики столько раз, сколько обозначает данная цифра.
Заяц: Молодцы, ребята вы очень хорошо знаете цифры, и умеете прыгать.
Воспитатель: Ребята, давайте представим, что у нас в руках фотоаппараты, и сделаем снимок зайчика на память.
(дети фотографируют зайчика, воспитатель показывает его «фотографию»)
Воспитатель: Ребята, давайте попрощаемся с Зайчиком и отправимся дальше в путь за Колобком. (дети шагают друг за другом под музыку)
Воспитатель: Покатился Колобок дальше, а навстречу ему Волк. – Какой он по счёту? (второй) – Ребята, а скажите, какой волк? (Злой, серый, зубастый, голодный)
5. Дидактическая игра «Поможем Волку»
Волк: Здравствуй, Колобок. Здравствуйте, дети. Куда путь держите? Ребята, а вы любите играть с цветными фигурами? Вот и мои волчата тоже любят играть с ними. Дома они у нас лежат в цветных ведёрках, а они взяли да и вытащили их все на дорожку, я их вот собрал в корзину. Помогите мне донести их в моё логово – это мой дом так называется и положить ох обратно на свои места. (Вопрос детей : а где находится твой дом) Недалеко: надо пройти прямо по дорожке, подлезть под поваленное дерево, а там и увидите моё жилище.
(Дети берут по 2 блока Дьенеша, выполняя подлезание под воображаемое бревно и раскладывают фигуры по цветам)
Волк: Спасибо, ребята.
Воспитатель: Ребята, давайте сфотографируем и Волка на память. Вот какая фотография у нас получилась. До свидания, Волк!
(дети шагают друг за другом под музыку)
Воспитатель: Покатился Колобок дальше. Катится, катится Колобок а навстречу ему Медведь. – Какой он по счёту? (третий) – Ребята, а расскажите, какой Медведь? (косолапый, неуклюжий, сладкоежка)
6. Дидактическая игра «Соберём грибы для Мишки»
Медведь: А вот и нет! Я очень люблю есть …. угадайте что:
Под сосною у дорожки
Кто стоит среди травы?
Ножка есть, но нет сапожка,
Шляпка есть - нет головы (Грибы)
- Посмотрите, какие необычные грибочки растут на этой полянке. Чем они отличаются? (Цветом и формой шляпок).
- Назовите цвет шляпок грибочков. А какую они имеют форму? (овальную и треугольную)
- Нужно собрать грибы. Девочки соберут грибочки с овальной шляпкой в эту корзинку.
А в эту соберут мальчики грибочки с треугольной шляпкой. (Дети собирают грибы)
Раз, два, три – начни!
Давайте посчитайте, сколько грибочков собрали девочки, а сколько мальчики? (Считают хором)
- Где больше? (Поровну)Замечательно!
Медведь: Спасибо, ребята.
Воспитатель: Ребята, давайте сфотографируем Медведя на память.
Вот какая фотография у нас получилась. До свидания, Медведь!
(дети шагают друг за другом под музыку)
Воспитатель: Покатился Колобок дальше. Катится, катится Колобок а навстречу ему Лиса. – Какая он по счёту? (четвёртая) – Ребята, а расскажите, какая Лиса? (рыжая, хитрая)
7. Дидактическая игра «В гостях у Лисички»
Лиса: Здравствуй, Колобок. Здравствуйте, дети. Куда путь держите?
Дети: Мы путешествуем!
Лиса: А поиграйте со мной, я вам секрет расскажу!
8. Пальчиковая гимнастика (игра) для малышей
Колобок - румяный бок,
Укатился за порог!
(Левая кисть лежит на коленке ладонью вверх. Правой раскрытой ладонью круговыми движениями, как катаем пластилиновый шарик,водим поверх левой ладошки)
Скок-по-скок, скок-по-скок
Укатился за порог! (Правую ладонь сжать в кулачок, и послогово с небольшим надавливанием "пройтись" кулачком, как молоточком, по подушечкам пальцев левой руки. На шестой слог - кулачком "стукнуть" в середину ладони, и закончить круговыми движениями)
Покатился Колобок
По тропинке во лесок! (поменять руки и выполнять движения из предыдущей части)
Скок-по-скок, скок-по-скок,
По тропинке во лесок!
Повстречал в лесу зайчонка,
(Двумя пальчиками каждой руки изображаем "ушки" зайчика, слегка сгибая и разгибая -указательный и средний подняты вверх, остальные прижаты к ладони)
И зубастого волчонка("устрашающе" сжимаем и разжимаем все пальцы на двух руках)
Мишку косолапого. (Кулачки сжать и "потопать" по коленкам)
А лисичка Колобка Хвать!
Взяла и сцапала! (Пальцы обеих рук быстро соединить в замок)
Лиса: Как с вами было весело. Спасибо вам, что со мной поиграли. А мой секрет находится вон на той полянке за рекой. До свидания!
Воспитатель: Ребята, давайте сфотографируем и Лису на память. Вот какая фотография у нас получилась. До свидания, Лиса!
Колобок: Но что же нам делать, я ещё ни разу не перебирался через реку? (ответы детей)
(Подвести детей к тому, что надо перекинуть верёвку с одного берега на другой. Все верёвки разной длины. Сравнить длину верёвок и выбрать самую длинную)
Переходим на другой берег приставным шагом по гимнастической палке.
9. Плоскостное конструирование
На столах лежат контейнера с геометрическими фигурами.
Колобок: Ребята, а давайте с вами выложим портреты того героя, с кем вам больше всего понравилось сегодня играть.
(дети по схемам выкладывают животное, с которым им больше всего понравилось играть. Колобок всех хвалит.)
III. Рефлексия.
Воспитатель. Ну вот, ребята, пришло время возвращаться в детский сад. Давайте скажем до свидания Колобку. Возьмём своего друга за руку и пойдём по тропинке под весёлую музыку. Вот мы и дома. Понравилось ли вам путешествовать с Колобком? И мне тоже сегодня понравилось: (обобщить положительные достижения детей).
Приложение №4
П Р И М Е Р Н Ы Й П Е Р Е Ч Е Н Ь
ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР ПО РАЗНОВОЗРАСТНЫМ ГРУППАМ
СТАРШАЯ ГРУППА
1. Количество и счет
«Какой игрушки не стало?», «Скажи наоборот», «Найди столько игрушек, сколько…», «Чудесный мешочек», «Отметь цифрой», «Рассеянный художник», «Найди пару», «Найди соседей», «Считай дальше» и другие.
2. Величина
«Два бассейна», «Большой –маленький», «Ставь правильно», «Расставь по порядку», «Сложи лесенку», «Что изменилось?» и другие.
3. Геометрические фигуры
«Чудесный мешочек», «Найди пару», «Гаражи», «Какой фигуры не хватает», «Какая фигура лишняя», «Домино», «Лото», «Что изменилось?» и другие.
4. Ориентировка в пространстве
«Помоги слонику добраться до…», «Куда пойдешь, что найдешь», «Скажи куда мы положили?», «Что, где стоит?», «Найди флажок», «Путешествие» и другие.
5. Ориентировка во времени
«Когда это бывает?», «Наш день», «Дни недели», «Продолжай», «Наоборот», «Вчера, сегодня, завтра», «Было, будет», «Символ - часть суток», «Символ – время года», «Кто когда спит?» и другие.
ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ ГРУППА
1. Количество и счет
«Путаница», «Какой цифры не стало?», «Убираем цифры», «Не ошибись», «Исправь ошибку», «Назови число на 1 больше (меньше)», «Торопись, да не ошибись», «Примеров много – ответ один», «Рассеянный художник», «Сколько, какой», «Цветные цифры» и другие.
2. Величина
«Расставь по высоте», «У кого длиннее хвост», «Скажи наоборот», «Два бассейна», «К какому домику быстрее добежит Волк» и другие.
3. Геометрические фигуры
«Какая фигура здесь лишняя?», «Где мой домик?», «Домино», «Лото», «Уборка комнаты», «Какой формы картина?», «Собери игрушки в ящик», «Какой формы посылка или разложи посылки по почтовым ящикам» и другие.
4. Ориентировка в пространстве
«Помоги Чебурашке добраться до крокодила Гены», «Помоги Буратино дойти до школы», «Куда спрятался Котенок», «Расставь игрушки на полку» и другие.
5. Ориентировка во времени
«Живая неделя», «Назови скорей!», «Покажи какое время», «Символ – часть суток», «Символ – время года», «Машенькин день», «В какой день недели ходил в гости петушок?», «Какой день недели спрятался?» и другие