Екатерина Александровна Рахмаева
Методический семинар для воспитателей «Метод экспериментирования в развитии детей дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
Методический семинар для воспитателей
«Метод экспериментирования в развитии детей дошкольного возраста»
Полготовила:
-Здравствуйте, уважаемые жюри, коллеги!
- Меня зовут Рахмаева Екатерина Александровна, детский сад №3 «Капелька» г. Вольска.
Публикация «Методический семинар для воспитателей „Метод экспериментирования в развитии детей дошкольного возраста“» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Семинар, практикум
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» май 2018
Тема моего методического семинара «Метод экспериментирования в развитии детей дошкольного возраста».
2слайд
Цель семинара : раскрыть значение метода экспериментирования в развитии детей дошкольного возраста.
Актуальность Развитие познавательной активности у детей дошкольного возраста особенно актуальна на современном этапе, так как она развивает детскую любознательность, пытливость ума и формирует на их основе устойчивые познавательные интересы через исследовательскую деятельность.
3 слайд
1. Теоретическая часть.
«Ребёнок, овладевший искусством эксперимента, побеждает
нерешительность и неуверенность в себе. У него просыпается
инициатива, способность бодро преодолевать трудности,
переживать неудачи и достигать успеха, умение оценивать
и восхищаться достижением товарища и готовности прийти
к нему на помощь.
Вообще опыт собственных открытий – одна из лучших школ характера»
Анатолий Шапиро.
Познавательно-исследовательская деятельность детей дошкольного возраста – один из видов культурных практик, с помощью которых ребенок познает окружающий мир.
Исследовательская деятельность обогащает память ребенка, активизирует мыслительные процессы, стимулирует развитие речи, становится стимулом личностного развития дошкольника.
4 слайд
В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования познавательно-исследовательской деятельности выделено особое место.
Рассматривая Целевые ориентиры нужно отметить, что на этапе завершения дошкольного образования одним из пунктов прописано: ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей; склонен наблюдать, экспериментировать.
5 слайд
«Я слышу и забываю
Я вижу и запоминаю
Я делаю и понимаю»
Писал великий Конфуций.
• Экспериментирование даёт детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и средой обитания. Ребёнку самому предоставляется возможность найти ответы на вопросы.
• Детское экспериментирование тесно связано с другими видами деятельности
• Важно помнить, что НОД является итоговой формой работы исследовательской деятельности, позволяющей систематизировать представления детей. Проблемные ситуации, экспериментирование могут быть частью любого занятия.
6 слайд
Направления опытно-экспериментальной деятельности :
Живая природа: характерные особенности сезонов разных природно-климатических зон, многообразие живых организмов и их приспособленность к окружающей среде
Неживая природа: воздух, почва, вода, магниты, звук, свет
Человек: функционирование организма, рукотворный мир, материалы и их свойства
7 слайд
Существует последовательность детского экспериментирования :
1. Постановка исследовательской задачи в виде того или иного варианта проблемной ситуации.
2. Прогнозирование результата (старший возраст)
3. Уточнение правил безопасности жизнедеятельности в ходе осуществления экспериментирования
4. Распределение воспитанников на подгруппы, выбор ведущих, капитанов (старший возраст)
5. Выполнение эксперимента (под руководством взрослого)
6. Наблюдение результатов эксперимента
7. Фиксирование результатов эксперимента
8. Формулировка выводов
8 слайд
Особенности организации работы с воспитанниками по экспериментированию в разных возрастных группах осуществляется в соответствие с возрастом детей.
Во 2 младшей группе Способны улавливать простейшие причинно – следственные связи. Возникает вопрос «Почему?», пытаются отвечать сами. Реагируют на предупреждения взрослых, но сами следить за выполнениями правил безопасности не могут.
9 слайд картинка
10слайд
То в подготовительной группе Проведение экспериментов – норма жизни. Проводят самостоятельные опыты, выдвигают гипотезу, проверяют их истину, умеют от нее отказаться. Воспитанники проявляют инициативу. Воспитанники могут делать выводы о скрытых свойствах предметов и явлений. Самостоятельно убирают оборудование после проведенных опытов.
11 слайд
Для поддержания интереса к познавательному экспериментированию можно использовать :
1. События, специально «смоделированные» воспитателем :
внесение в группу предметов с необычным эффектом или назначением, ранее неизвестных детям, вызывающих неподдельный интерес и исследовательскую активность («Что это такое? Что с этим делать? Как это действует?»). Такими предметами могут быть магнит, коллекция минералов, иллюстрации-вырезки на определенную тему.
2. Воображаемые события, происходящие в художественном произведении, которое воспитатель читает или напоминает детям.
3. Стимулом к исследованию могут быть события, происходящие в жизни группы, «заражающие» большую часть детей и приводящие к довольно устойчивым интересам (например, кто-то принес свою коллекцию, и все, вслед за ним, увлеклись динозаврами, сбором красивых камней и т. п.) .
4. Реальные события: яркие природные явления и общественные события.
5. Организация совместных с детьми опытов и исследований.
6. Организация детского экспериментирования и исследований в процессе наблюдений за живыми и неживыми объектами, явлениями природы.
12 слайд
Обновление воспитательно-образовательного процесса
• преобразование предметно-развивающей среды в соответствии с возрастными особенностями детей, создающей ребёнку свободу выбора и обеспечивающей успех в реализации поставленных целей;
• - использование игрового экспериментирования на занятиях и вне занятий во всех возрастных группах : создание игр-опытов по познавательно-исследовательской деятельности в соответствие с возрастом детей;
• - создание «Детской мини-лаборатории» с распределением материала по разделам: «Песок, глина, вода», «Звук», «Магниты», «Бумага», «Свет», «Стекло». «Резина», «Дерево» и т. д. ,;
для самостоятельной деятельности: разработка схем для самостоятельной познавательно-исследовательской деятельности дошкольников;
• - организация совместной проектной деятельности с детьми.
13 слайдкартинка
14 слайд
Работа с родителями:
Известно, что ни одну воспитательную или образовательную задачу нельзя успешно решить без плодотворного контакта с семьей и полного взаимопонимания между родителями и педагогом. В индивидуальных беседах, консультациях, на родительских собраниях через различные виды наглядной агитация нужно убеждать родителей в необходимости повседневного внимания к детским радостям и огорчениям, поощрения стремления ребенка узнать новое, самостоятельно выяснить непонятное, вникнуть в суть предметов и явлений.
15 слайд
В уголках по экспериментированию может быть выделено :
1. Место для постоянной выставки
2. для приборов.
3. для выращивания растений.
4. для хранения природного и бросового материалов.
5. для проведения опытов.
6. для неструктурированных материалов (стол «песок-вода» и емкость для песка и воды и т. д.
Уголок экспериментирования должен быть оснащен приборами и материалами (микроскопы, лупы, зеркала)
16слайд
Правила безопасности при проведении опытов:
для детей они представлены в видах схем.
Перед началом работы надевать халаты, фартуки, нарукавники.
Во время опыта не разбрасывать песок, не тереть глаза грязными руками;
Аккуратно пользоваться емкостью для воды;
Своевременно поддерживать порядок на рабочем месте (подтирать разлитую на пол или стол воду);
Нельзя брать в рот полученные в ходе опыта приготовленные растворы;
На пипетку не следует давить сильно, может треснуть стекло;
Раствор из пипетки необходимо аккуратно капать в стаканчик, не разбрызгивать;
Нельзя брать в рот лед;
Чужие узоры изо льда нельзя ломать и портить;
Неизвестные семена не стоит пробовать на вкус;
Опыты с огнем можно проводить только под руководством взрослых, имея для этого специальное оборудование;
После опыта убирать
17 слайд картинка
18 слайд
По результатам мониторинга реализации ООП ДО за 2017-2018гг. уровень знаний дошкольников по образовательной области «Познавательное развитие» в средней группе «Солнышко» повысился на 16%.
19 слайд
И в заключении хочется добавить, что критерием результативности детского экспериментирования является не качество результата, а характеристика процесса, то есть умение ребенком определить цель, способы её достижения, оценить полученный результат.
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ