Оля Добрецова
Использование современных игровых технологий для формирования познавательной активности у детей дошкольного возраста с ОВЗ
▼ Скачать + Заказать документы
Обучение детей с ограниченными возможностями здоровья – долгий и трудный путь, так как дети избегают умственных усилий, часто протестуют против организованной совместной деятельности. У детей не выражены игровые интересы. Они не проявляют интереса к новому, не замечают изменений в окружающей обстановке. Поэтому для каждого ребенка необходимы индивидуальные условия, а также грамотное применение современных игровых технологий, учитывающих особенности развития и возможности воспитанников.
Публикация «Использование современных игровых технологий для формирования познавательной активности у детей дошкольного возраста с ОВЗ» размещена в разделах
1. Наибольшее удовольствие дети получают от игр в сенсорной зоне. Для этого в нашем учреждении приобретено специальное оборудование: интерактивная пузырьковая труба, фиброоптическая настенная панель, сухой бассейн с подсветкой, фиброоптическое кресло. В процессе работы я сделала вывод о том, что игры в сенсорной комнате не только способствуют достижению релаксации, но и позволяют активизировать различные функции центральной нервной системы.
2. Использование в моей работе игр с кинетическим и кварцевым песком вызывает у детей интерес к занятиям, делает внимание более устойчивым, оказывает существенное влияние на развитие мелкой моторики, познавательной и речевой деятельности.
3. Наиболее важно в работе с детьми, имеющими сложный дефект, возможность комплексного обучения. В этом мне помогает мультипликация. С помощью мультфильмов процесс обучения для моих воспитанников становится удовольствием.
4. Одно из новых направлений в моей работе, на котором я сегодня остановлюсь подробнее – ковролинография. Я использую игры, изготовленные своими руками, из фетра и ковролина. Яркий, красочный, теплый материал привлекает внимание детей, имеет широкие возможности применения в формировании познавательных процессов детей с ОВЗ. Ковролинография – это занимательный комплекс развивающих игр на ковролине. Ковролинограф позволяет мне организовывать образовательную деятельность с детьми фронтально, по подгруппам и индивидуально, а также используется детьми в свободной деятельности. Я использую фигурки, выполненные из фетра, ковролина, а также картинки, плоские предметы с липучкой на обратной стороне.
В работе с детьми, имеющими сложные комплексные нарушения, использую фиброоптические настенные панели. Углы панели выполнены из разных фактурных материалов: покрытие из ковролина с жестким ворсом, с мягким ворсом, покрытие “искусственная трава”, покрытие из ковролина с вплетением нитей фиброоптики. Такие занятия развивают тактильные и осязательные навыки.
Ковролинография позволяет мне динамично и наглядно проводить игры по различным направлениям:
1. Работа на ковролине способствует формированию сенсорных эталонов. У ребенка воспитывается умение выделять цвет, форму, величину как основные особые свойства предметов, формируется внимание к этим свойствам.
2. При знакомстве детей с окружающим и предметным миром возможно использование ковролина в процессе изучения понятий по различным лексическим темам (Родной край, транспорт, животные, времена года, мебель, одежда и так далее, что позволяет воспроизводить действия с предметами, создавать игровую ситуацию, сюжет.
3. На ковролине можно отразить реальные пространственные отношения между предметами, что способствует развитию ориентировки в пространстве.
4. Ковролин удобен для воспроизведения сюжета сказок при работе по развитию речи. Дети лучше запоминают последовательность событий, а после – и сами с удовольствием пересказывают текст с использованием картин, начинают сочинять сказки, игровые ситуации.
5. Метод ковролинографии является одним из способов совершенствования мелкой и общей моторики. Для этого мною в работе используются различные мелкие детали, шнурки, дополняющие внешний вид героев, предметов, картин. Возможность проводить подвижные игры с использованием ковролина положительно сказывается на развитии общей моторики.
6. На ковролине мною проводятся такие дидактические игры, как «Четвертый лишний», «Составь целое из частей», «Запомни и повтори», «Кого не хватает?», которые способствуют развитию познавательных процессов.
7. Наиболее масштабное и любимое мной и моими воспитанниками направление – работа на ковролиновом сенсорном комплексе, которая создает возможности для решения разнообразных задач, способствует развитию творческого потенциала ребенка. Ковролинография позволяет в интересной, доступной форме знакомить детей с особенностями природы Родного края. Работа проходит в форме игры, моделирования, конструирования игрового пространства на большом игровом поле. В таких условиях ребенок чувствует себя более свободно и безопасно, а значит, способен проявить собственную активность и наиболее полно себя реализовать.
Любимым моментом моих воспитанников является возможность оживить героев, придумать сюжет и создать небольшой мультфильм по окончании работы.
Таким образом, современные игровые технологии создают условия для проявления моего творчества и творчества моих воспитанников, а также позволяет комфортно провести занятия, в ходе которых решается целый ряд воспитательных, образовательных и коррекционно-развивающих задач.
Из опыта своей работы, я могу с уверенностью сказать, что использование современных игровых технологий, положительно сказывается на развитии познавательной активности, пробуждает интерес к окружающему миру, формирует умение делать открытия, удивляться им.