ольга голикова
Семинар-практикум «Осуществление познавательной активности детей старшего дошкольного возраста через экспериментирование»
▼ Скачать + Заказать документы
Ребенок дошкольного возраста – это любознательная, думающая, познающая, наблюдающая личность. Китайская пословица звучит «Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать – и я пойму». Усваивается все крепко и надолго тогда, когда ребенок слышит, видит и делает сам. Любые исследования дают предоставляют ребенку возможность самому найти ответы на вопросы «как» и «почему». Поэтому детское экспериментирование является одним из наиболее актуальных и эффективных видов познавательной деятельности дошкольников.
Публикация «Семинар-практикум „Осуществление познавательной активности детей старшего дошкольного возраста через экспериментирование“» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Семинар, практикум
- Старшая группа
- Темочки
В детском саду не должно быть четкой границы между обыденной жизнью и экспериментом. Эксперимент – это не самоцель, а только способ ознакомления детей с миром, в котором им предстоит жить, это одна из форма организации педагогического процесса. Процесс развития детского экспериментирования должен осуществляться во всех сферах детской деятельности: прием пищи, игра, прогулка, сон, мытье рук перед едой, проблемные ситуации, стимулом к исследованию может послужить какое либо событие, происходящее в группе и даже простой детский вопрос может послужить поводом для эксперимента.
Хочу поделиться с вами опытом использования этого метода в группе.
Конкурс, как стимул к исследованию. В саду был организован конкурс «Огород на окне». На первый взгляд обычный конкурс прошел как познавательно – исследовательский проект, целью которого стало формирование у детей интереса к опытнической деятельности по выращиванию культурных растений в комнатных условиях. Для реализации этого проекта необходимо минимум затрат: ветки березы и тополя, семена укропа, петрушки, лук, рассада перца, пустые контейнеры, кукольный театр, цветная бумага, картон. Совместно с детьми огород был оформлен на 2 окнах в группе, на первом окне как сказку «Колобок», на втором – «Паравозик из Ромашково». Родители принесли необходимый материал, дети сажали, поливали, ухаживали за растениями, измеряли их, зарисовывали в дневник наблюдений. Конкурс оказался очень увлекательным и познавательным для ребят и надо отметить, что наш огород занял призовое место.
Проблемная ситуация в режимном моменте, как стимул к исследованию. Дети, чтобы оттянуть время долго моют руки или забывают закрывать кран. Напоминания, нотации как правило не всегда эффективны. Мы с ними провели эксперимент «Бережем воду», посмотрели сколько за минуту вытекает воды из плохо закрытого крана, затем детям было наглядно показано, что за час примерно вытекает трех литровая банка воды, а за сутки 24 таких банки. На детей это произвело впечатление, которое было подкреплено обсуждением и беседой по теме «Значение воды в нашей жизни» и «Что может случиться, если на нашей Земле исчезнет вода». Целью такого спонтанного небольшого эксперимента на основе проблемной ситуации является формирование бережного отношения детей к воде.
Проблемная ситуация на прогулке, как стимул к исследованию. Вышли с детьми на прогулку и кто то выбросил из кармана фантики от конфет. Собрали, поговорили почему нельзя так делать, но на следующий день я раздала детям фантики и предложила всем их выбросить на участок и посмотреть со стороны на что он стал похож и представить, что получиться если каждый житель города так сделает. Затем собрали и провели беседу на тему «Наша планета Земля в опасности».
В группе продолжили эксперимент - дети крепят на скотч фантики на глобус и оценивают во что может превратиться наша планета Земля, если каждый ее житель будет выбрасывать мусор где попало.
Опыты и исследования на занятиях. Опыты и исследования на занятиях вызывает наибольший интерес к процессу обучения и мотивируют детей к получению знаний. К примеру, вторая половина дня читая сказку «Соломинка, лапоть и пузырь», ставлю перед детьми задачу как помощь героям сказки перебраться через реку. Выслушав ответы детей предлагаю провести опыт, в результате которого уточняются и закрепляются знания о свойствах дерева, его строении и способах использования в быту. На занятии решается не только образовательная задача, но и интерес к художественной литературе и стимулируется творческий потенциал, занятие заканчивается продуктивной деятельностью – дети мастерят плотики для сказочных героев из бумаги.
Вопрос ребенка, как стимул к эксперименту. Например, «Мы на выходных гуляли по набережной, там очень красиво, но вода очень грязная почему?» или «Почему на клумбе цветы растут, а на рядом с ней нет?». Практически на любой детский вопрос всегда можно совместно провести наглядный опыт, простой эксперимент и ребенок найдет в нем ответ на свое «почему».
Для того, чтобы поведение даже маленького человека было осознанным и мотивированным недостаточно просто призывать детей не сорить, не обрывать, не ломать. Необходимо наглядно при помощи действия с ними показывать, что может произойти в результате того или иного отношения к природе и ко всему окружающему. И чем раньше мы начнем это делать, тем больше шанс вырастить экологически воспитанное поколение.
Методические рекомендации.
У детей 5 – 6 лет формируется устойчивая привычка задавать вопросы и пытаться самостоятельно искать на них ответы. Поэтому детское экспериментирование является наиболее актуальной формой поисковой деятельности дошкольников, в которой проявляется собственная активность детей, направленная на получение новых знаний. Достоинства этого метода заключаются в следующем:
1. Дети получают реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта и его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания.
2. Обогащение памяти ребенка, активизируются мыслительные процессы.
3. Развивается речь.
4. Формируется самостоятельность, способность преобразовывать какие либо предметы и явления для достижения определенного результата.
5. Развивается эмоциональная сфера ребенка, творческие способности, формируются трудовые навыки.
6. Для проведения многих опытов не нужна специальная лаборатория, все что необходимо можно найти в группе или принести из дома, привлекая родителей.
Стимулом для эксперимента всегда может послужить постановка проблемной ситуации в любом режимном моменте. Дети дошкольного возраста с удовольствием выполняют всякого рода исследования, которые предоставляют им возможность самим найти ответы на вопросы «как» и «почему». Этот метод развивает у детей способность к начальным формам обобщения, умозаключения, абстракции. Хорошо известно, что существенной стороной подготовки ребенка к школе является воспитание у него внутренней потребности к знаниям, проявляющихся в познавательном интересе.