Надежда Абашева
Использование игровых дидактических компьютерных пособий в процессе ознакомления детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
В условиях модернизации отечественного образования, дошкольные образовательные учреждения активно перестраивают собственную работу в соответствии с новым регламентирующим документом – Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования.
Выделение в основной общеобразовательной программе дошкольного образования обязательной части и части, формируемой участниками образовательного процесса, нацеливает на отражение национально-культурных условий, в которых осуществляется образовательный процесс.
Публикация «Использование игровых дидактических компьютерных пособий в процессе ознакомления детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
Национально-региональный компонент предусматривает возможность введения содержания, связанного с историей, культурой, традициями населения региона.
Главный элемент национальной культуры – язык. Язык – душа нации.
Исследованиями педагогов и психологов доказано, что внимание к национальному языку органично и целесообразно воспитывать именно в дошкольном возрасте, когда усваивается разговорный язык, связанный с бытовой сферой общения и с окружающей действительностью, а также язык устного народного творчества.
Нами разработана и апробирована система мероприятий, ориентированная на приобщение детей к удмуртскому языку и включающая разнообразные виды детской деятельности: продуктивную, речевую, музыкальную, игровую и др.
Игру мы рассматриваем как наиболее эффективное средство формирования у дошкольников познавательного интереса к удмуртскому языку. Поскольку современные дети предпочтение отдают компьютерным играм, то нами разработаны игровые дидактические компьютерные пособия для детей старшего дошкольного возраста по темам «Птицы Удмуртии» и «Животные родного края». Цель данных пособий - вызвать у детей реальную потребность понять сказанное на удмуртском языке. Сделать подобное игровое дидактическое компьютерное пособие несложно с помощью программы Microsoft Offise Роwer Point при использовании анимации. Каждое пособие состоит из нескольких слайдов, на которых размещено несколько картинок и словосочетание на удмуртском языке. Взрослый читает детям словосочетание, а дети должны найти соответствующую тексту картинку. Чтобы ребенок мог обозначить словесно выбранное изображение, использовалась нумерация картинок или цветовое обозначение (см. рисунок)
При разработке данного пособия мы использовали следующий алгоритм действий: определение обучающих задач пособия отбор языкового материала в соответствии с задачами отбор качественного наглядного материала для нахождения нужных слов определение способа фиксации результата - анимации /аплодисменты, словесная похвала, барабанная дробь, исчезновение картинки, увеличение-уменьшение и др. /. Например: обучающая задача - познакомить детей с удмуртскими названиями птиц, опираясь на понимание глаголов; языковой материал - удмуртские названия птиц, которых дети чаще наблюдают (воробей, ворона, синица, голубь, снегирь); наглядный материал - картинки с действиями данных птиц (клюет, ходит, прыгает, сидит, летит). На один слайд размещается несколько картинок с разными видами птиц, выполняющих одно и то же действие. Формулируется словосочетание на удмуртском языке (например, пислэг лобе -синица летит). Накладывается анимация (например, если ребенок выбрал картинку правильно, звучат аплодисменты; если неправильно – картинка качается).
При разработке данного пособия мы руководствовались следующими принципами:
- принцип доступности – отбор языкового содержания с учетом того, какие удмуртские слова и выражения способны усвоить дети,
- принцип занимательности – поддержание интереса детей к выполнению задания за счет включения анимаций,
- принцип полезности – предусматривает получение не только положительного результата с точки зрения познавательного и речевого развития детей, но и практической пользы в виде понимания разговорной удмуртской речи в повседневной жизни.
Апробация данных пособий с детьми старшего дошкольного возраста показала, что они позволяют преподносить детям познавательную и речевую информацию как игровое содержание и исключают необходимость специальных повторений для заучивания. В игровой ситуации дети начинают овладевать языком осознанно, а не на основе имитации.
Разработанные нами игровые дидактические компьютерные пособия позволили разнообразить и индивидуализировать языковую практику, пробудить у детей интерес к удмуртскому языку. У детей формируются умения понимать удмуртскую речь, произносить отдельные слова на удмуртском языке.
Но главное, мы воспитываем у детей толерантное отношение к представителям разных национальностей.
Список литературы.
1. Анисимова В. А., Мустаева Л. Г. Ойдолэ чылкыт вераськом (Давайте говорить красиво) : Методическое пособие. – Ижевск: Издательство ИПК и ПРО УР, 2010. – 80с.
2. Вахрушева Л. В., Широбокова В. Г. Языковые и речевые игры в условиях билингвизма: Учебно-методическое пособие/ Под ред. Л. В. Вахрушевой. – Ижевск: Издательство ИПК и ПРО УР, 2010. – 108с.
3. «Ошмес син» - программа для воспитателей. Ижевск, 1998 г. -156 с.
4. Журналы «Вордскем кыл» («Родное слово»). -№5-6, 7,8, 2011.