Получи документы

Активизация мыслительной деятельности детей дошкольного возраста (из опыта работы)

Наталья Караченцева
Активизация мыслительной деятельности детей дошкольного возраста (из опыта работы)
▼ Скачать + Заказать документы

МЕТОДИЧЕСКИЙ СЕМИНАР

1 слайд ФГОС дошкольного образования направлен на решение ряда задач, среди которых: обеспечение преемственности основных образовательных программ дошкольного и начального общего образования, формирование общей культуры личности детей, в том числе «развитие интеллектуальных качеств, инициативности, самостоятельности, формирование предпосылок учебной деятельности». Очень важно «разбудить» мышление ребенка, его познавательную активность, чтобы он научился мыслить, анализировать и синтезировать информацию, делать выводы и умозаключения.

Публикация «Активизация мыслительной деятельности детей дошкольного возраста (из опыта работы)» размещена в разделах

2 слайд Так и определилась цель моей работы : активизация мыслительной деятельности детей дошкольного возраста. Поставлены следующие задачи: создавать условия для активизации мыслительной деятельности детей; формировать навыки умственных действий (анализ, синтез, сравнение, обобщение); пробуждать любознательность, желание и потребность узнавать новое; развивать детскую самостоятельность в решении поставленных игровых задач; укреплять интерес к играм, требующим умственного напряжения, интеллектуального усилия.

3 слайд В 2013 году, мною была разработана авторская образовательная программа “Занимательная математика” для детей 4-7 лет, рассчитанная на 3 года обучения. Новизна опыта состоит в создании системы работы по использованию развивающих игр в различных формах организации детской деятельности. Опыт ребенка становится источником познания. Он совершенствует его в специально-организованной предметно-игровой среде, в которой созданы условия для развития детской самодеятельности. Моя задача — вызвать у детей интерес к занятию, создать у них состояние увлеченности, умственного напряжения, направить усилия на осознанное освоение знаний, умений, навыков. Для этого использую игровые моменты с приходом какого-либо героя или письмо с просьбой о помощи, посылка которую можно открыть, только выполнив определённые задания; игры-путешествия – «в страну Математики», «в гости к королеве цифр»; викторины – КВН.

4 слайд Надо помнить, что математика - один из наиболее трудных учебных предметов, но включение дидактических игр и упражнений позволяет разнообразить непосредственную образовательную деятельность, и это создает условия для повышения эмоционального отношения к содержанию учебного материала, обеспечивает его доступность и осознанность. Место дидактической игры в структуре образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений определяется возрастом детей, целью, назначением, содержанием занятия.

5 слайд Результаты мониторинга развития мыслительных операций дошкольников показывают эффективность использования в работе с детьми предложенной деятельности. В процессе наблюдения выявила следующие показатели: у детей повысилась способность к анализу и обобщению; возросла степень их активности в самостоятельной деятельности; они стали смело высказывать суждения, аргументировать, доказывать; научились выявлять и находить последовательность событий, восстанавливать причинно-следственные и временные отношения.

Таким образом, разработанная программа по использованию развивающих игр достаточно эффективна. Главное, чтобы игры проводились в определенной системе с учетом принципа «от простого к сложному». И тогда игра станет для детей естественной, радостной и совсем не трудной.

6 слайд В государственных документах: Федеральный закон «Об образовании в

Российской Федерации», Федеральный государственный образовательный стандарт

дошкольного образования, особое место занимает охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе эмоциональное благополучие, становление ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и правилами (в питании, двигательном режиме, закаливании, при формировании полезных привычек и др.).

Моя практика свидетельствует, чтобы обеспечить нормальное психическое и личностное развитие детей, нужна система целенаправленного воздействия, которая будет способствовать созданию социально – психологических условий развития личности, формированию основ культуры здоровья.

Исходя из выше сказанного, главными моими задачами по созданию условий для формирования эмоционального благополучия и психического здоровья воспитанников являются: обеспечение эмоционально – положительного состояния ребенка; гармоничное развитие личности дошкольника; формирование у детей начальных представлений о здоровом образе жизни. Поэтому для формирования эмоционального благополучия и

психического здоровья детей, в группе создаю благоприятную микросреду с учетом стиля поведения воспитанников, активности личности, гендерного подхода, состояния здоровья, наличия полезных и вредных привычек, возраста, психофизиологической удовлетворенности. А также вовлекаю родителей в образовательную деятельность по вопросам психоэмоционального развития детей, посредством создания образовательных проектов на основе выявления потребностей и инициатив семьи.

7 слайд. Считаю, что в работе с дошкольниками, приоритетным направлением является здоровьесбережение. Комплексно применяю различные виды закаливания, гимнастика для глаз, самомассаж, дыхательная гимнастика, использую оборудование для профилактики нарушения осанки и плоскостопия: ребристые коврики, мешочки с песком, массажные мячи. Результаты в области здоровьесбережения: в 2015-2016 учебном году наша группа стала победителем смотра-конкурса «Самая здоровая группа ДОУ»; снизился процент простудных заболеваний на 12%; по результатам мониторинга индивидуальной физической подготовки детей отмечается увеличение количества детей с высоким уровнем физического развития на 37%.

8 слайд Наиважнейшей задачей для себя определяю положительное эмоциональное, психическое и физическое состояние детей с особыми возможностями здоровья и детей инвалидов. Для детей с нарушением речи провожу индивидуальные занятия (по рекомендациям ПМПк ДОУ, мною разработан цикл занятий по профилактики общего недоразвития речи. Для детей с нарушениями зрения - ежедневные профилактические гимнастики для глаз. По программе сопровождения детей-инвалидов реализуется проект «Социализация», в рамках которого проводятся игры и беседы с детыми о толерантности и о здоровом образе жизни, родительские собрания о создании особых образовательных условий, совместное детско-взрослое мероприятие «Где прячется здоровье?».

В деятельность с детьми я включаю следующие формы работы : игры и упражнения для детей с затруднениями в общении: «Сочиним историю», «Кто позвал?», «Мое настроение». Игры на снижение агрессии и ослабление негативных эмоций: «Подушечные бои», «Уходи, злость, уходи». Ситуативные беседы, игровые ситуации, направленные на формирование здоровьесберегающего поведения «Как правильно бегать (прыгать?», «Хорошо – плохо»; поиск детьми путей выхода из сложившейся ситуации: «Как бы ты поступил?», «Полезно ли говорить очень громко?», «Глаза – зеркало души», «Не так, а как?», формирование навыков конструктивного поведения: «Не досталась игрушка», «Все сможем, все сумеем».

Таким образом, созданные в группе условия по формированию эмоционального благополучия и психического здоровья воспитанников дает детям возможность приобретения опыта здоровьесберегающего поведения, приводят к положительным результатам по развитию личностных и эмоционально – волевых качеств.

9 слайд Профессия воспитателя детей дошкольного возраста постепенно переходит в разряд, характеризующийся высочайшим уровнем мобильности. Воспитание творческой личности предполагает признание важности процессов саморазвития ребенка, его статуса как субъекта собственного развития; учета мотивов и потребностей участников образовательного процесса. Это коренным образом меняет роль и функции воспитателя.

Исходя из вышеизложенного, считаю, что моя деятельность, как воспитателя, требует постоянного повышения качества педагогического процесса, своего профессионального мастерства через внедрение инновационных технологий, умение творчески применять свои знания, анализировать результаты своей деятельности, соблюдение принципов открытости, развивающего диалога, индивидуального подхода, постоянство обратной связи. И на основе индивидуальной образовательной программы развития, я в 2013 году изучила тему «Современное дошкольное образование : содержание, технологии и формы организации» в объеме 80 часов, на базе «Красноярского педагогического колледжа №2»; а также в 2015 году учувствовала в программе: «Организация образовательной деятельности в контексте ФГОС ДО (Развивающая предметно-пространственная среда) в объеме 72 часов, на базе «Красноярского института повышения квалификации».

Свой педагогический опыт представляю для коллег ДОУ в различных видах деятельности : открытые показы непосредственной образовательной деятельности, семинары-практикумы по темам : «Проектная деятельность в условиях ДОУ», «Исследовательская деятельность в ДОУ», «Организация предметно-пространственной среды». Стала активным участником рабочей группы по разработке эмблем и правил для центров.

Для коллег города, в рамках городского педагогического совета воспитателей города Сосновоборска, выступила с темой: «Деятельностный подход в дошкольном образовании» 2014 год. Также, представила новые образовательные практики, направленные на достижения образовательных результатов в условиях внедрения ФГОС в рамках фестиваля педагогических идей «Формула современного качества образования: от требований ФГОС к новым образовательным результатам» 2015 год.

Таким образом, основным источником моей профессиональной компетентности являются обучение и опыт. Профессиональная компетентность характеризуется постоянным стремлением к совершенствованию, приобретению всё новых знаний и умений, обогащению деятельности.

10 слайд Воспитатель это не просто профессия, это - состояние души, призвание. Мне очень близко восточное изречение: «Труд воспитателя можно сравнить с трудом садовника, выращивающего различные растения. Одно растение любит свет солнца, другое – прохладную тень; одно – любит берег ручья другое – высохшую горную вершину; одно произрастает на песчаной почве, другое – на жирной, глинистой. Каждому нужен особый, только для него подходящий уход, иначе оно не достигнет совершенства в своем развитии».

По моему мнению, воспитатель в группе – носитель определенной модели поведения. Поэтому свои качества: трудолюбие, ответственность, оптимизм, терпеливость, отзывчивость, патриотизм, уважение к людям передаю и своим воспитанникам. Я уверена, что, в целом поведение группы детей это во многом зеркало поведения воспитателя.

Современные дети более активны, подвижны в своих самовыражениях, более информированы, более не похожи друг на друга, у них более разные условия проживания и воспитания в семье. И поэтому я предъявляю к себе особые требования: быть активной (чтобы поддерживать детей в их проявлениях активности, соответствовать им); быть способной к изменениям (чтобы успевать за быстро меняющимся миром и изменившимися детьми и их родителями); быть внимательной к себе, своему поведению, словесному самовыражению (потому что собственное поведение, речь влияет на окружающих, в том числе на детей); быть компетентной в профессии (стремящейся к повышению самообразования, компетентной).

11 слайд Уверена, что положительных результатов в воспитании детей можно достичь только при согласованности действий воспитателя и родителей. Мое взаимодействие с семьями воспитанников является одним из важнейших условий формирования полноценной, гармоничной личности ребёнка. Родители воспитанников интересуются жизнью детей в учреждении, с удовольствием участвуют во Всероссийских интеллектуальных конкурсах с детьми, оказывают помощь в подготовке к различным мероприятиям (для праздника «Строя и песни», посвящённому 23 февраля, пошили костюмы, помогают наполнять центры группы. Активнее всего принимают участие в проектах группы, в спортивных конкурсах, совместных походах на природу и т. д. Сотрудничество педагогов и родителей позволяет лучше узнать ребёнка, посмотреть на него с разных позиций, увидеть в разных ситуациях, а, следовательно, помочь в его развитии.

12 слайд По данным анкетирования родителей, с целью выявления качества образовательного процесса и эмоционального благополучия воспитанников группы, получили следующие результаты: по мнению родителей 90% детей идут в детский сад с удовольствием, а 10% - иногда хотят, а иногда нет; 100% родителей удовлетворены качеством образовательных услуг; во взаимоотношениях воспитателя с ребёнком, 98% родителей считают, что воспитатель всегда найдёт подход к ребёнку, а 2% родителей уверены, что воспитатель привлекает родителей в решение определённых воспитательных задач; дружескими взаимоотношениями детей в коллективе считают 72% родителей, а 28% родителей утверждают, что отношения между детьми не стабильные; и 100% родителей утверждают, что у них с воспитателем партнёрские отношения.

Воспитатель должен себя так вести, что6ы каждое движение его воспитывало, и всегда должен знать чего он хочет в данный момент и чего он не хочет. Если воспитатель не знает этого, кого он может воспитывать? (А. С. Макаренко)

В заключении, хотелось поделиться своими планами. В индивидуальной образовательной программе развития педагога, я запланировала: подробно изучить «Метод исследования – наблюдение», апробировать и поделиться с коллегами своим опытом. А в работе с детьми планирую реализовать долгосрочный (годовой) проект «Одарённые дети». Ведь каждый ребёнок уникален, кто-то в познавательной, а кто-то в творческой деятельности. Целью своей педагогической деятельности я определила : «Учить и учиться».

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Методический комплекс как фактор совершенствования качества образовательного процесса в ДОО (Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Елочка») г. Железногорск, Иркутской области Г. В. Асауленко.

Методический паспорт учебного проекта «Домашние животные» Проект «Домашние животные» Методический паспорт учебного проекта. Тип проекта: воспитательный Вид проекта индивидуальный Продолжительность.

Методический подход к формированию знаний о доисторических периодах развития живого мира ВидеоМетодический подход к формированию знаний о доисторических периодах развития живого мира Видео Тема: Мир Юрского периода глазами детей. Цель: Сформировать представление о жизни животных живших миллионы лет назад и в рамках ролевых.

Методический проект «Книга — лучший друг» .

Методический семинар «Создание условий для всестороннего развития детей дошкольного возраста» Слайд 1. Демко Наталья Сергеевна, воспитатель муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад комбинированной.

Методический семинар «Игра как средство вхождения ребёнка в социум» Уважаемые коллеги, я представляю вашему вниманию методический семинар на тему «Игра – как средство вхождения ребёнка в социум». Эта тема.

Методический семинар «Социально-коммуникативное развитие детей младшего дошкольного возраста в игровой деятельности» Методический семинар на тему: «Социально-коммуникативное развитие детей младшего дошкольного возраста в игровой деятельности» Одним из.

Методический семинар по теме «Персонализированная сказка как средство формирования связной речи у детей 5–7 лет с ОНР» Полноценное формирование личности ребенка невозможно без развития у него правильной речи. Речь – одна из центральных, важнейших психических.

Методический семинар «Социально-коммуникативное развитие детей младшего дошкольного возраста в игровой деятельности» Социально-коммуникативное развитие направлено на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности,.

Методический проект «Слова-антонимы в речи старших дошкольников»Методический проект «Слова-антонимы в речи старших дошкольников» Целеполагание: Одной из выраженных особенностей речи детей расхождение в объеме пассивного и активного словаря. И, как известно, формирование.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Активизация мыслительной деятельности детей дошкольного возраста (из опыта работы)
Опубликовано: 1 февраля 2016 в 08:21
+12Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Активизация мыслительной деятельности детей дошкольного возраста (из опыта работы)» (включая файлы) размещена пользователем Наталья Караченцева (УИ 372347) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 9.
Для просмотра комментариев
Календарь
22 декабря 2024 воскресенье
Благодарим тех, кто подарил нам жизнь.
Поздравляем энергетиков с профессиональным праздником!
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД