Мария Семибокова
Методический семинар по теме «Персонализированная сказка как средство формирования связной речи у детей 5–7 лет с ОНР»
▼ Скачать + Заказать документы
Полноценное формирование личности ребенка невозможно без развития у него правильной речи. Речь – одна из центральных, важнейших психических функций, «зеркало» протекания мыслительных операций, эмоциональных состояний, средство самореализации и вхождения в социум. Она имеет огромное влияние на формирование психических процессов ребенка и общее развитие (Л. С. Выготский, А. А. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн, Ф. А. Сохин и др.)
Публикация «Методический семинар по теме „Персонализированная сказка как средство формирования связной речи у детей 5–7 лет с ОНР“» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- ОНР. Общее недоразвитие речи
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Семинар, практикум
- Темочки
Однако на практике педагогам дошкольного образования все чаще приходится сталкиваться с проблемой нарушения речевого развития у дошкольников.
Целью моей работы с детьми является развитие речи, профилактика и коррекция ее недостатков, а также формирование у воспитанников умения пользоваться речью как средством коммуникации для дальнейшей успешной социализации. Моими воспитанниками являются ребята 5-7 лет с тяжелыми нарушениями речи – ОНР.
Впервые теоретическое обоснование общего недоразвития речи было сформулировано в результате многоаспектных исследований различных форм речевой патологии у детей дошкольного возраста, проведенных Р. Е. Левиной и коллективом научных сотрудников НИИ дефектологии (Н. А. Никашина, Г. А. Каше, Л. Ф. Спирова, Г. И. Жаренкова и др.) в 50-60-х годах XX в.
Общее недоразвитие речи – различные сложные речевые расстройства, при которых у детей при нормальном слухе и интеллекте нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящихся к ее звуковой и смысловой стороне. Общее недоразвитие речи может иметь различный механизм и соответственно различную структуру дефекта. Однако у всех детей с ОНР имеются типичные проявления, указывающие на системное нарушение речевой деятельности: более позднее начало речи - первые слова проявляются к 3-4, а иногда и к 5 годам, аграмматичная и недостаточно фонетически оформленная, малопонятная речь. Типичным показателем является отставание экспрессивной речи при благополучном понимании обращенной речи, недостаточная речевая активность.
Исследователями доказано, что неполноценная речевая деятельность накладывает отпечаток на формирование у детей сенсорной, интеллектуальной и аффективно-волевой сферы.
При относительно сохранной смысловой, логической памяти у детей с ОНР снижена вербальная память, страдает продуктивность запоминания - они забывают сложные инструкции, элементы и последовательность заданий. Дети с диагнозом ОНР отстают в развитии словесно-логического мышления, без специального обучения с трудом овладевают анализом и синтезом, сравнением и обобщением. Все это негативно сказывается на усвоении детьми содержания Образовательной программы, препятствует успешному достижению ребенком целевых ориентиров дошкольного образования, обозначенных в федеральном государственном стандарте дошкольного образования, затрудняет процесс подготовки старших дошкольников к систематическому школьному обучению.
Работая не один год учителем-логопедом, я столкнулась с противоречием : с одной стороны, нарушение речи у детей может быть скорректировано только путем целенаправленного систематического педагогического воздействия, а с другой - трудности при общении, а в наиболее выраженной форме и отказ ребенка с ОНР от речевой коммуникации, неустойчивое внимание, повышенная утомляемость, низкая продуктивность познавательной деятельности снижают эффективность логопедических занятий, так как ребенок пассивен и трудно удержать его интерес к выполнению традиционных упражнений и заданий педагога.
Считаю, что проблема в том, как создать психолого-педагогические условия для полноценного развития детей с ОНР, отвечающие принципам, заложенным в ФГОС ДО: поддержка разнообразия детства, личностно-развивающий и гуманистический характер взаимодействия взрослых и детей, реализация коррекционной программы в формах, специфических для детей старшего дошкольного возраста с нарушением речи. Это игровая, коммуникативная, познавательно-исследовательская деятельность, восприятие художественной литературы и фольклора и т. д. Убеждена в том, что внедрение положений и требований ФГОС ДО в коррекционно-развивающий процесс ДОУ является необходимым и обязательным для учителей-логопедов, как и для остальных педагогов ДОУ. Ведь обновления затрагивают как формы реализации коррекционных программ, так и всю систему взаимодействия с родителями.
В связи с вышесказанным возникла необходимость поиска новых форм и методов работы, использования инновационных технологий в области коррекционно-развивающего обучения и воспитания
Связная речь — наиболее сложный раздел в работе учителя-логопеда, особенно с детьми с общим недоразвитием речи. Изучение разнообразных методик коррекционного воздействия привело меня к пониманию того, что развитие связной речи на логопедических занятиях с использованием метода сказкотерапии должно занимать одно из центральных мест, поскольку никакой иной вид деятельности не может обеспечить такого комплексного воздействия на речевую сферу ребёнка.
Выбор логопедической сказки как средства коррекции и развития коммуникативной функции речи детей с ОНР определяется особенностями детской психики: сказка дает детям необходимую гамму переживаний, создает особенное, ни с чем не сравнимое настроение, вызывает добрые и серьезные чувства. «Жизнь ребенка полна лишь тогда, когда он живет в мире сказок, творчества, воображения, фантазии, а без этого он - засушенный цветок», - говорил В. А. Сухомлинский.
Как уже говорилось, игровая и коммуникативная деятельность, восприятие художественной литературы - это культурные практики, отвечающие образовательным потребностям и интересам воспитанников и обеспечивающие развитие личности, мотивации и способностей детей в различных аспектах образовательной среды.
Таким образом, сказкотерапия – современный метод коррекционного воздействия, который может с успехом применяться не только для развития эмоционально-экспрессивной сферы дошкольников, но и для преодоления общего недоразвития речи у детей 5-7 лет с ОНР.
Для развития связной речи дошкольников с ОНР я использую персонализированную сказку во всех формах работы с детьми. Методика персонализированной сказкотерапии впервые была предложена Шалвой Александровичем Амонашвили в 1982 году и с тех пор непрерывно совершенствовалась.
Цель работы: развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста с ОНР методом сказкотерапии (персонализированной сказки, мотивация детей к процессу коррекции, развитие связанных с речью психических процессов (внимание, мышление, воображение).
Задачи:
1. Изучить и проанализировать психолого-педагогическую литературу по использованию персонализированной сказки в речевом развитии детей старшего дошкольного возраста.
2. Провести вводную и итоговую диагностику речевых нарушений у детей старшей группы.
3. Разработать и апробировать серию логопедических занятий (фронтальных и индивидуальных) по развитию связной речи для детей старшего дошкольного возраста с применением персонализированной сказки.
4. Создать предметно-развивающую среду для реализации цели и задач исследования.
5. Разработать рекомендации для родителей по выполнению заданий с детьми с использованием персонализированной сказки.
Вся работа построена мною с опорой на общедидактические принципы (принцип систематичности и последовательности; принцип сознательности и активности, принципы специальной педагогики (принцип развивающего обучения; принцип наглядности; принцип коррекционной направленности) и принципы логопедии (принцип дифференциального подхода; принцип формирования речевых навыков в условиях естественного речевого общения; онтогенетический принцип).
Логопедическая персонализированная сказка – сказка, благодаря которой происходят позитивные изменения в состоянии речи и поведении ребенка.
Сказкотерапия по развитию связной речи преследует такие цели:
- создание коммуникативной направленности речевых высказываний;
- совершенствование лексико-грамматических средств языка, звуковой стороны речи;
- развитие диалогической и монологической речи;
- приобщение детей к истокам народной культуры.
В своей работе я использую сказки, сочиненные мною самостоятельно или совместно с детьми.
От обычных сказок персонализированные сказки отличаются тем, что весь сюжет сказок построен вокруг конкретного ребенка или детей. Мои воспитанники являются главными героями персонализированных сказок, что делает содержание сказки интересным и значимым для детей – ведь волшебная история рассказывается не про кого-то незнакомого, а про них, с ними происходят приключения, именно они совершают благородные и героические поступки, справляются с трудностями, спасают, помогают и т. д.
Структура занятий при использовании персонализированной сказки не нарушается и отвечает принятым стандартам. Но очень важным является то, что в ходе такой совместной деятельности моя активность как учителя уступает место активности детей, моей задачей становится создание условий для проявления их инициативы. Таким образом в коррекционном процессе реализуется деятельностный принцип, заложенный в федеральном государственном стандарте дошкольного образования.
При подготовке к занятию мною выделяется предметный и глагольный словарь, словарь признаков, наречий, которые дети должны усвоить в течение занятия, отбирается лексический и грамматический материал с учетом темы, целей, возрастных и индивидуальных особенностей детей и этапа коррекционного обучения.
Темы занятий отвечают комплексно-тематическому планированию коррекционно-развивающей работы учителя-логопеда.
На индивидуальных занятиях используется персонализированная сказка с участием одного героя – ребенка, подобные же сказки - речевки выдаются на дом для выполнения домашнего задания с родителями. В содержание сказки я ввожу и региональный компонент – сочиняю короткие сказки про улицы и природу Магадана, животных Севера, профессии колымчан. Сказки-речевки также используются при обобщении материала по пройденной лексической теме.
Каждая непосредственно образовательная деятельность сопровождается различного рода наглядным и игровым материалом.
Результаты итоговой диагностики речевого развития детей показывают, что целенаправленная работа по развитию связной речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР с использованием персонализированной сказки во всех формах работы позволяет добиться не только высоких результатов в коррекционно-развивающем обучении, но и сохранить устойчивое внимание и интерес воспитанников на протяжении всего занятия, способствует сохранению психофизического здоровья детей, формированию положительного эмоционального состояния и снижению вероятного переутомления на логопедических занятиях.