МААМ-картинки

Методический семинар по теме «Персонализированная сказка как средство формирования связной речи у детей 5–7 лет с ОНР»

Мария Семибокова
Методический семинар по теме «Персонализированная сказка как средство формирования связной речи у детей 5–7 лет с ОНР»
▼ Скачать + Заказать документы

Полноценное формирование личности ребенка невозможно без развития у него правильной речи. Речь – одна из центральных, важнейших психических функций, «зеркало» протекания мыслительных операций, эмоциональных состояний, средство самореализации и вхождения в социум. Она имеет огромное влияние на формирование психических процессов ребенка и общее развитие (Л. С. Выготский, А. А. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн, Ф. А. Сохин и др.)

Публикация «Методический семинар по теме „Персонализированная сказка как средство формирования связной речи у детей 5–7 лет с ОНР“» размещена в разделах

Однако на практике педагогам дошкольного образования все чаще приходится сталкиваться с проблемой нарушения речевого развития у дошкольников.

Целью моей работы с детьми является развитие речи, профилактика и коррекция ее недостатков, а также формирование у воспитанников умения пользоваться речью как средством коммуникации для дальнейшей успешной социализации. Моими воспитанниками являются ребята 5-7 лет с тяжелыми нарушениями речи – ОНР.

Впервые теоретическое обоснование общего недоразвития речи было сформулировано в результате многоаспектных исследований различных форм речевой патологии у детей дошкольного возраста, проведенных Р. Е. Левиной и коллективом научных сотрудников НИИ дефектологии (Н. А. Никашина, Г. А. Каше, Л. Ф. Спирова, Г. И. Жаренкова и др.) в 50-60-х годах XX в.

Общее недоразвитие речи – различные сложные речевые расстройства, при которых у детей при нормальном слухе и интеллекте нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящихся к ее звуковой и смысловой стороне. Общее недоразвитие речи может иметь различный механизм и соответственно различную структуру дефекта. Однако у всех детей с ОНР имеются типичные проявления, указывающие на системное нарушение речевой деятельности: более позднее начало речи - первые слова проявляются к 3-4, а иногда и к 5 годам, аграмматичная и недостаточно фонетически оформленная, малопонятная речь. Типичным показателем является отставание экспрессивной речи при благополучном понимании обращенной речи, недостаточная речевая активность.

Исследователями доказано, что неполноценная речевая деятельность накладывает отпечаток на формирование у детей сенсорной, интеллектуальной и аффективно-волевой сферы.

При относительно сохранной смысловой, логической памяти у детей с ОНР снижена вербальная память, страдает продуктивность запоминания - они забывают сложные инструкции, элементы и последовательность заданий. Дети с диагнозом ОНР отстают в развитии словесно-логического мышления, без специального обучения с трудом овладевают анализом и синтезом, сравнением и обобщением. Все это негативно сказывается на усвоении детьми содержания Образовательной программы, препятствует успешному достижению ребенком целевых ориентиров дошкольного образования, обозначенных в федеральном государственном стандарте дошкольного образования, затрудняет процесс подготовки старших дошкольников к систематическому школьному обучению.

Работая не один год учителем-логопедом, я столкнулась с противоречием : с одной стороны, нарушение речи у детей может быть скорректировано только путем целенаправленного систематического педагогического воздействия, а с другой - трудности при общении, а в наиболее выраженной форме и отказ ребенка с ОНР от речевой коммуникации, неустойчивое внимание, повышенная утомляемость, низкая продуктивность познавательной деятельности снижают эффективность логопедических занятий, так как ребенок пассивен и трудно удержать его интерес к выполнению традиционных упражнений и заданий педагога.

Считаю, что проблема в том, как создать психолого-педагогические условия для полноценного развития детей с ОНР, отвечающие принципам, заложенным в ФГОС ДО: поддержка разнообразия детства, личностно-развивающий и гуманистический характер взаимодействия взрослых и детей, реализация коррекционной программы в формах, специфических для детей старшего дошкольного возраста с нарушением речи. Это игровая, коммуникативная, познавательно-исследовательская деятельность, восприятие художественной литературы и фольклора и т. д. Убеждена в том, что внедрение положений и требований ФГОС ДО в коррекционно-развивающий процесс ДОУ является необходимым и обязательным для учителей-логопедов, как и для остальных педагогов ДОУ. Ведь обновления затрагивают как формы реализации коррекционных программ, так и всю систему взаимодействия с родителями.

В связи с вышесказанным возникла необходимость поиска новых форм и методов работы, использования инновационных технологий в области коррекционно-развивающего обучения и воспитания

Связная речь — наиболее сложный раздел в работе учителя-логопеда, особенно с детьми с общим недоразвитием речи. Изучение разнообразных методик коррекционного воздействия привело меня к пониманию того, что развитие связной речи на логопедических занятиях с использованием метода сказкотерапии должно занимать одно из центральных мест, поскольку никакой иной вид деятельности не может обеспечить такого комплексного воздействия на речевую сферу ребёнка.

Выбор логопедической сказки как средства коррекции и развития коммуникативной функции речи детей с ОНР определяется особенностями детской психики: сказка дает детям необходимую гамму переживаний, создает особенное, ни с чем не сравнимое настроение, вызывает добрые и серьезные чувства. «Жизнь ребенка полна лишь тогда, когда он живет в мире сказок, творчества, воображения, фантазии, а без этого он - засушенный цветок», - говорил В. А. Сухомлинский.

Как уже говорилось, игровая и коммуникативная деятельность, восприятие художественной литературы - это культурные практики, отвечающие образовательным потребностям и интересам воспитанников и обеспечивающие развитие личности, мотивации и способностей детей в различных аспектах образовательной среды.

Таким образом, сказкотерапия – современный метод коррекционного воздействия, который может с успехом применяться не только для развития эмоционально-экспрессивной сферы дошкольников, но и для преодоления общего недоразвития речи у детей 5-7 лет с ОНР.

Для развития связной речи дошкольников с ОНР я использую персонализированную сказку во всех формах работы с детьми. Методика персонализированной сказкотерапии впервые была предложена Шалвой Александровичем Амонашвили в 1982 году и с тех пор непрерывно совершенствовалась.

Цель работы: развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста с ОНР методом сказкотерапии (персонализированной сказки, мотивация детей к процессу коррекции, развитие связанных с речью психических процессов (внимание, мышление, воображение).

Задачи:

1. Изучить и проанализировать психолого-педагогическую литературу по использованию персонализированной сказки в речевом развитии детей старшего дошкольного возраста.

2. Провести вводную и итоговую диагностику речевых нарушений у детей старшей группы.

3. Разработать и апробировать серию логопедических занятий (фронтальных и индивидуальных) по развитию связной речи для детей старшего дошкольного возраста с применением персонализированной сказки.

4. Создать предметно-развивающую среду для реализации цели и задач исследования.

5. Разработать рекомендации для родителей по выполнению заданий с детьми с использованием персонализированной сказки.

Вся работа построена мною с опорой на общедидактические принципы (принцип систематичности и последовательности; принцип сознательности и активности, принципы специальной педагогики (принцип развивающего обучения; принцип наглядности; принцип коррекционной направленности) и принципы логопедии (принцип дифференциального подхода; принцип формирования речевых навыков в условиях естественного речевого общения; онтогенетический принцип).

Логопедическая персонализированная сказка – сказка, благодаря которой происходят позитивные изменения в состоянии речи и поведении ребенка.

Сказкотерапия по развитию связной речи преследует такие цели:

- создание коммуникативной направленности речевых высказываний;

- совершенствование лексико-грамматических средств языка, звуковой стороны речи;

- развитие диалогической и монологической речи;

- приобщение детей к истокам народной культуры.

В своей работе я использую сказки, сочиненные мною самостоятельно или совместно с детьми.

От обычных сказок персонализированные сказки отличаются тем, что весь сюжет сказок построен вокруг конкретного ребенка или детей. Мои воспитанники являются главными героями персонализированных сказок, что делает содержание сказки интересным и значимым для детей – ведь волшебная история рассказывается не про кого-то незнакомого, а про них, с ними происходят приключения, именно они совершают благородные и героические поступки, справляются с трудностями, спасают, помогают и т. д.

Структура занятий при использовании персонализированной сказки не нарушается и отвечает принятым стандартам. Но очень важным является то, что в ходе такой совместной деятельности моя активность как учителя уступает место активности детей, моей задачей становится создание условий для проявления их инициативы. Таким образом в коррекционном процессе реализуется деятельностный принцип, заложенный в федеральном государственном стандарте дошкольного образования.

При подготовке к занятию мною выделяется предметный и глагольный словарь, словарь признаков, наречий, которые дети должны усвоить в течение занятия, отбирается лексический и грамматический материал с учетом темы, целей, возрастных и индивидуальных особенностей детей и этапа коррекционного обучения.

Темы занятий отвечают комплексно-тематическому планированию коррекционно-развивающей работы учителя-логопеда.

На индивидуальных занятиях используется персонализированная сказка с участием одного героя – ребенка, подобные же сказки - речевки выдаются на дом для выполнения домашнего задания с родителями. В содержание сказки я ввожу и региональный компонент – сочиняю короткие сказки про улицы и природу Магадана, животных Севера, профессии колымчан. Сказки-речевки также используются при обобщении материала по пройденной лексической теме.

Каждая непосредственно образовательная деятельность сопровождается различного рода наглядным и игровым материалом.

Результаты итоговой диагностики речевого развития детей показывают, что целенаправленная работа по развитию связной речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР с использованием персонализированной сказки во всех формах работы позволяет добиться не только высоких результатов в коррекционно-развивающем обучении, но и сохранить устойчивое внимание и интерес воспитанников на протяжении всего занятия, способствует сохранению психофизического здоровья детей, формированию положительного эмоционального состояния и снижению вероятного переутомления на логопедических занятиях.

Публикации по теме:

Диалог как средство формирования связной речи детей дошкольного возраста Доказано, что основной формой общения дошкольников является диалог. Он является для них основной формой овладения всеми компонентами устной.

Методический материал для педагогов ДОУ по теме Основы формирования двигательных навыков детей дошкольного возраста Методический материал для педагогов ДОУ по теме Основы формирования двигательных навыков детей дошкольного возраста Двигательный навык —.

Методический семинар «Игра как средство вхождения ребёнка в социум» Уважаемые коллеги, я представляю вашему вниманию методический семинар на тему «Игра – как средство вхождения ребёнка в социум». Эта тема.

Мнемотаблицы как средство развития связной речи детей дошкольного возраста с нарушениями слухаМнемотаблицы как средство развития связной речи детей дошкольного возраста с нарушениями слуха Мнемотаблицы как средство развития связной речи детей дошкольного возраста с нарушениями слуха. Гладченко Ольга Витальевна. Государственное.

Наглядное моделирование как средство развития связной речи детей младшего дошкольного возраста В детском саду дошкольники, усваивая родной язык, овладевают важнейшей формой речевого общения – устной речью. Среди многих задач воспитания.

Отчет по самообразованию «Сюжетно-ролевая игра как средство формирования связной речи дошкольников» Работая с детьми я пришла к выводу, что многие дети нуждаются в коррекции речи. А так как игра является ведущим видом деятельности детей.

План работы по теме самообразования «Русские народные сказки как средство развития связной речи старших дошкольников» Речь – инструмент развития высших отделов психики человека. Обучая ребенка родной речи, взрослые способствуют развитию его интеллекта и.

Мой план самообразования на 2015–2016 учебный год «Театр, как средство формирования связной речи дошкольников» Актуальность В любом возрасте в сказках можно открыть нечто сокровенное и волнующее. Слушая их в детстве, человек бессознательно накапливает.

Родительское собрание в группе для детей с ОНР «Патриотическое воспитание как средство формирования импрессивной речи» Родительское собрание в старшей группе для детей с ОНР «Патриотическое воспитание как средство формирования импрессивной речи у дошкольников.

Театрализованная деятельность как средство формирования просодической стороны речи у детей дошкольного возраста Театрализованная деятельность как средство формирования просодической стороны речи у детей дошкольного возраста Чтобы интересно, эмоционально.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Методический семинар по теме «Персонализированная сказка как средство формирования связной речи у детей 5–7 лет с ОНР»
Опубликовано: 13 января 2016 в 03:49
+2Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Методический семинар по теме «Персонализированная сказка как средство формирования связной речи у детей 5–7 лет с ОНР»» (включая файлы) размещена пользователем Мария Семибокова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД