Анастасия Томских
Методы работы над основами певческих навыков на начальном этапе обучения
▼ Скачать + Заказать документы
Введение
Обучение детей пению всегда рассматривалось как особое направление в вокальной педагогике. Педагоги вокала, а также руководители детских ансамблей и хоровых коллективов закономерно рассматривали начальный период обучения как основополагающий. Для его эффективной организации необходимо опираться на возрастные психологические особенности, специфику функционирования механизмов певческого звукообразования у детей, методики развития детского голоса и др.
Публикация «Методы работы над основами певческих навыков на начальном этапе обучения» размещена в разделах
Для того, чтобы дети захотели петь, педагогу необходимо показать им красоту звучания певческого голоса, сделать процесс обучения интересным для них, убедить детей в успешности обучения при определенном трудолюбии, внимании, настойчивости с их стороны. Исполняя различные вокальные произведения, они глубже воспринимают музыку, активно выражают свои переживания и чувства. Текст помогает им понять содержание музыки и облегчает усвоение мелодии. В процессе пения у детей развиваются музыкальные способности: музыкальный слух, память чувство ритма. Постигая мир музыкальных звуков, дети учатся слышать окружающий мир, выражать свои впечатления, свое отношение к нему. Пение, как активная исполнительская музыкальная деятельность, очень способствует этому.
Объект исследования – певческое обучение младших школьников и детей дошкольного возраста
Предмет исследования – начальный этап певческого обучения младших школьников и детей дошкольного возраста
Объект и предмет определили цель работы: выявление методических особенностей обучения детей вокалу на начальном этапе.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Рассмотреть систему дыхательных упражнений в формировании вокальных навыков на начальном этапе.
2. Рассмотреть систему вокальных упражнений в формировании вокальных навыков на начальном этапе.
3. Рассмотреть систему артикуляционных упражнений в формировании вокальных навыков на начальном этапе.
Практическая значимость работы заключается в обобщении форм и приемов работы на начальном этапе певческого обучения.
Основная часть
Рассматривая данную тему, хотелось бы определить основные певческие навыки, а также подробней описать методы работы над ними.
Навык - это умение, доведенное до степени автоматизма при регулярном повторении.
К основным певческим навыкам относятся:
- певческая установка
- певческое дыхание
- звукообразование и звуковедение
- дикция
Прежде, чем приступить к воспитанию того или иного певческого навыка, необходимо научить вокалистов принимать правильную певческую установку, следить, чтобы во время пения дети держались свободно, ненапряженно.
При пении стоя, или сидя корпус и шея выпрямлены, плечи несколько опущены, голова держится «гордо», подбородок слегка приподнят. Такая установка обеспечит удобное положение всего дыхательного и звукообразующего аппарата, тат как гортань при этом будет располагаться как бы на прямой оси. При пении сидя ноги всей ступней стоят на полу, руки лежат на коленях.
О певческой установке я детям рассказывала довольно подробно, так как это очень важно. Теперь о пении стоя. Стоя петь удобнее. Дети, кстати, это понимают и часто сами просят разрешения попеть стоя. Стоять надо чуть расставив ноги для лучшей опоры, плечи свободные, мягкие, руки свободно висят вдоль тела. Важно быть подтянутым, но не зажатым. Стоять дети могут 5-10 минут, затем лучше сесть или подвигаться.
Дыхание в пении имеет исключительно большое значение – это источник энергии для возникновения звука. В налаживании дыхательной координации особая роль отводится мышечным и слуховым ощущениям вокалиста. Педагог должен показать детям, как напряженные, судорожные мышечные движения приводят к неправильному, некрасивому пению.
В начале каждого занятия я провожу дыхательную гимнастику по А. Н. Стрельниковой, которая помогает ребёнку правильно брать дыхание во время пения.
Вот основные упражнения которые связаны с голосовыми связками, включает 5 упражнений:
1. «Насос», его называют еще «Накачиванием шины». Состоит из 8 вдохов - поклонов, которые повторяют 12 раз.
2. «Кошка» — 8 вдохов – приседаний делают 12 раз.
3. «Обними плечи» — 8 вдохов на сжатии грудной клетки выполняют 12 раз.
4. «Большой маятник» — 8 совмещенных движений «Насос» и «Обними плечи»— их проделывают 12 раз.
5. «Шаги» — рок-н-ролльное движение «А. Передний шаг» — 8 раз по 8 вдохов-движений.
Важным критерием проверки правильности дыхания служит и красота звука. Звук сильный, прерывистый, неровный – верный показатель неправильной мышечной работы.
Качество звука и свобода мышечных движений - надежный контроль за координацией систем, участвующих в голосообразовании. Особую роль в пении играет организация вдоха и выдоха. Оба эти момента теснейшим образом связаны и оказывают влияние друг на друга. Вдох должен быть активным, но спокойным (без шума). Вдыхать надо через нос. Бывают, однако, случаи, особенно при быстрых темпах, когда можно дышать через нос и рот одновременно.
Умение пользоваться дыханием обуславливает очень важный навык пения - пения с различными приемами звуковедения. При распевании детей важно понимание закономерностей певческого процесса и соблюдение определенных принципов. Мы часто поем: ми, мэ, ма, мо, му, так как последовательность гласных: и, э, а, о, у, - увеличивает размер ротовой полости. Последовательность: и, у, о, а - уменьшает напряженность голосовых мышц. Есть определенные важные качества и у гласных, ведь не случайно мы чаще всего употребляем в пении л, н, м - они пропеваются, способствуют кантилене, а при работе над четкостью дикции нам не обойтись без твердых д, б, р. И выразительное, глубоко осмысленное пение возможно только при ясной дикции и правильной артикуляции, что в свою очередь создает естественную регулировку дыхания и звукообразования.
В вокальной работе с детьми, начинающими, придерживаюсь еле дующих принципов:
1. Развивать голос из примерных тонов, постепенно, без торопливости расширяя диапазон. Полезен только тот звук, который при повторении не вызывает напряжения.
2. Главным критерием в занятиях является качество Звука и свобода при пении.
3. На начальном этапе работы роль вокальных упражнений выполняют попевки, небольшие песенки. Здесь, конечно, не нужно торопиться, критерий не количество, а качество выученного. Дети с удовольствием поют небольшие попевки, песенки, которые ими выучены, и у них получаются.
4. На каждом занятии необходимо повторять выученное. Повторение выученного, с одной стороны, является фундаментом для последующей работы, с другой стороны, позволяет детям уже на первых этапах обучения пению получать удовольствие.
5. Известно, что одним из самых распространенных недостатков у детей является зажатость нижней челюсти. По возможности надо использовать в работе показ видимых движений артикуляционных органов - губ, челюстей, языка.
В своей работе с детьми я использую артикуляционную гимнастику (по В. В. Емельянову):
]1. Четыре раза слегка прикусите зубами кончик языка.
2. Покусайте язык попеременно правыми и левыми коренными Зубами, как бы жуя его.
3. Почистить языком зубки, по часовой и против часовой стрелки.
4. Уколоть четыре раза языком то правую, то левую щеку.
5. Пощелкайте языком, изменяя форму рта. Сначала щелчки «на улыбке», потом низкие щелчки, опуская вниз челюсть. Выстроить унисон низкими и высокими щелчками.
6. Сделать нижней челюстью круговое движение вперед - вниз.
7. Сделать нижней челюстью круговое движение вперед- вправо-назад-влево-вперед.
Артикуляционной гимнастикой я занимаюсь с детьми в начале урока. У многих детей артикуляционный аппарат крайне неэластичен челюсть малоподвижна, язык и губы вялы и пассивны, лицевые мышцы напряжены. И вот для развития артикуляционного аппарата у ребенка я использую эту гимнастику.
Заключение
Подводя итог хотелось бы выделить важный момент в вокальной работе - это выработка сознательного и критического отношения детей к своему пению. Спрашиваю у них, что и как получилось, правильно ли они спели, понравилось ли им исполнение песни, качество выполнения других задач. Сознательное и активное отношение детей к вокальной работе.
Формирование и развитие певческих навыков у ребенка - это первая ступень, основа, которая обеспечивает в дальнейшем достаточно высокий уровень исполнения вокального произведения и творческий рост ребенка как сольного исполнителя.