Марина Смирнова
Методическая разработка «Развитие певческих навыков у детей в дошкольном образовательном учреждении»
▼ Скачать + Заказать документы
Музыка, являясь формой духовного освоения действительности, выполняет особую задачу художественного познания мира, поэтому она занимает значительное место в системе дошкольного, общего и музыкально-профессионального образования, единой целью которых является воспитание разносторонней личности, обладающей не только разнообразными знаниями, умениями и навыками, но и богатым внутренним миром.
Пение обогащает внутренний мир ребенка, так же успешно решаются и воспитательные задачи, связанные с формированием личности дошкольника.
Публикация «Методическая разработка „Развитие певческих навыков у детей в дошкольном образовательном учреждении“» размещена в разделах
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» октябрь 2017
Современной наукой доказано, что дети, занимающиеся певческой деятельностью более общительны, эмоциональны и внимательны на занятиях. Этот эмоциональный всплеск заряжает детей жизненной энергией.
Проблемой развития детского голоса занимались такие педагоги-музыканты, вокалисты как: Н. А. Метлов, В. Н. Шацкая, Д. Е. Огороднов, В. В. Емельянов, Н. А. Ветлугина, Г. П. Стулова, З. Кодай и др.
В их работах дано теоретическое обоснование системы усвоения певческих навыков, предложена методика практической работы с детьми разных возрастов, показано влияние певческой, исполнительской деятельности на всестороннее развитие личности ребенка.
Целью исследования является: выявление эффективных приёмов и методов развития певческих навыков у детей дошкольного возраста.
Предметом исследования являются методы и приёмы развития певческих навыков детей в процессе музыкальной деятельности в дошкольном образовательном учреждении.
В процессе исследования ставились следующие задачи:
1. Изучить и проанализировать музыкально-педагогическую, психолого-педагогическую литературу по теме исследования.
2. Дать характеристику понятия певческих навыков.
3. Выявить наиболее эффективные методы и приемы развития певческих навыков детей дошкольного возраста.
4. Провести практическое исследование по развитию певческих навыков детей дошкольного возраста.
5. Обобщить и проанализировать результаты исследования.
В первой части квалификационного исследования освещена проблема развития певческих навыков детей в современной научной и педагогической литературе, обозначены виды певческих навыков и их характеристика, выявлены особенности развития певческих навыков у детей дошкольного возраста, роль музыкального руководителя, воспитателей и родителей в работе с детьми по развитию певческих навыков.
Музыкальная деятельность дошкольников – это различные способы, средства познания детьми музыкального искусства (а через него и окружающей жизни, и самого себя, с помощью которого осуществляется и общее развитие.
Певческие навыки – это взаимодействие звукообразования, интонирования, дыхания, дикции, пения в ансамбле. К основным вокальным навыкам относят также слуховые навыки и навыки эмоциональной выразительности.
В первой части исследования мы пришли к следующему выводу: Развитие певческих навыков – это единый педагогический процесс, направленный на формирование и качественные изменения основных свойств певческого голоса ребенка, которые вырабатываются относительно одновременно, оказывая влияние друг на друга. Развиваться навыки должны постепенно. Это требует последовательности и регулярности от простого к сложному.
Организация и проведение практического исследования по развитию певческих навыков у дошкольников в музыкальной деятельности проводилось на базе муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детского сада №13 «Колокольчик» города Шарья Костромской области в средней группе.
Участвовало в исследовании 14 детей 4-5 лет в период с сентября по апрель 2017 года.
Наш детский сад работает по основной образовательной программе, которая разработана творческой группой педагогов на основе примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования «Истоки».
В детском саду 4 группы, которые посещают дети от 3 до 7 лет. Педагогический состав включает 12 человек. Мой педагогический опыт составляет 4 года.
В начале опытной работы В процессе музыкальных занятий с детьми был выявлен ряд проблем:
• дошкольники недостаточно использовали свой певческий потенциал.
• дети затруднялись петь в высоком, низком регистрах,
• часто заменяли громкое пение на крик, а тихое – на шёпот;
• дети не умели правильно использовать бесшумный вдох и протяжный долгий выдох.
Для выявления уровня развития певческого голоса была разработана диагностика (ПРИЛОЖЕНИЕ 1, позволяющая отслеживать динамику развития певческих навыков у дошкольников.
Определены показатели оценивания певческих навыков у детей среднего дошкольного возраста (такие как: умение петь в ансамбле, интонирование, дикция, дыхание, эмоциональное исполнение, а также уровни развития певческого голоса (низкий, средний и высокий).
В процессе диагностики детей в этой группе было выявлено, что 28% детей имеют низкий уровень, а 57% средний уровень развития певческих навыков.
Для решения поставленных задач в работе с детьми была использована методика комплексного музыкально-певческого воспитания «Фонопедический метод развития голоса» разработанная педагогом, вокалистом В. В. Емельяновым, а также разнообразные методы и приемы наглядного, словесного и практического показа.
1. В работе над певческим дыханием использовался систематический показ педагогом правильного исполнения мелодии.
2. Использовались упражнения по методике Д. Огороднова Д (упражнения на бесшумный вдох и продолжительный выдох «Понюхать цветочек», «Греть ладошки», «Надувать шарик» ш-ш-ш).
3. Для развития звукообразования использовался метод «рисование голосом»,
4. Для раскрепощения подбородка использовалось упражнение «Сидит филин на дубу». Например, упражнения на бесшумный вдох.
5. Для развития навыка интонирования использовались регулярные распевки в виде мажорного трезвучия (на слог «лё») в разных тональностях, звукоряд из пяти нот в восходящем и нисходящем движении, транспортируя его.
6. В работе над ансамблем использовалось пение «по цепочке», дуэтом, трио (вместе с воспитателем, поочерёдное пение.
7. Для выработки навыка выразительной дикции использовались упражнения артикуляционной гимнастики, скороговорки, речевые зарядки.
Метод рисования голосом. Детям показывается зверь, состоящий из гласных, разных букв и звуков и дальше рисуется при помощи голоса. Голова у него очень высоко, и она маленькая. (Показ педагогом отрывисто У) Шея длинная и утолщающая (у-у-у). Туловище огромное (Звук 0) Передние ноги толстые как колонны (Э) задние еще толще (А). Хвост гласная (Ы) он истончается, тянется вниз и уходит в болото (У)
На завершающем этапе исследования были получены следующие данные о развитии показателей певческих навыков детей: высокий уровень - 33% (4 ребёнка, средний уровень- 64% (8 детей); низкий уровень - 7% (1 ребёнок).
Таким образом, на основании результатов проведённого исследования нами была выявлена положительная динамика развития певческих навыков у каждого ребёнка в группе. «Фонопедический метод развития голоса» В. В. Емельянова, система Д. Огороднова, используемая в работе с детьми, применение различных упражнений создают благоприятные условия для развития певческого голоса дошкольников и позитивно влияют на уменьшение недостатков в пении детей.
Практическая значимость исследования выражается в возможности применения результатов исследования воспитателями и музыкальными руководителями в работе с детьми, в подборе творческих заданий, в составлении рекомендаций по подбору репертуара в развитии певческих навыков детей дошкольного возраста. Таким образом, цель исследования достигнута, задачи решены в полном объеме.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Диагностика, позволяющая отслеживать динамику развития певческих навыков у дошкольников.
Определены показатели оценивания певческих навыков у детей среднего дошкольного возраста (умение петь в ансамбле, интонирование, дикция, дыхание, эмоционльное исполнение, а также уровни развития певческого голоса (Таблица 2):
Высокий (11-15 баллов): ребёнок понимает и выполняет задание правильно, самостоятельно, используя известную технологию звукоизвлечения, голос имеет ярко выраженную тембровую окраску, активный артикуляционный аппарат, чисто интонирует, дыхание правильное, без шума.
Средний (8-10 баллов): ребёнок правильно понимает задание, действует по словесному указанию, голос имеет не ярко выраженную тембровую окраску (сип, речь внятная, артикуляционный аппарат средней активности, интонирует нечисто, дыхание правильное с помощью педагога.
Низкий (5-7 балов): Ребёнок затрудняется в выполнении задания с помощью педагога, речь невнятна, вялый артикуляционный аппарат, затрудняется в чистом интонировании мелодии, навык правильного дыхания отсутствует.
Критерии оценки:
3 балла - высокий
2 балла - средний
1 балл - низкий.
Критерии оценивания уровня певческих навыков у детей среднего дошкольного возраста
Интонирование
Низкий Интонирование мелодии голосом отсутствует, ребенок воспроизводит только слова песни в ее ритме или интонирует 1-2 звука
Средний Интонирует общее направление движения мелодии, чистое интонирование 2-3звуков
Высокий Чистое пение отдельных фрагментов мелодии на фоне общего направления движения мелодии.
Дикция
Низкий Невнятное произношение, значительные речевые нарушения.
Средний Достаточно четкое произношение согласных и правильное формирование гласных, но неумение их правильно произносить при пении.
Высокий Умение правильно произносить гласные и согласные в конце и середине слов при пении.
Дыхание
Низкий Дыхание берется непроизвольно.
Средний Дыхание произвольное, но не всегда берется между фразами
Высокий Умение брать дыхание между фразами
Эмоциональное исполнение
Низкий Пение не эмоциональное
Средний Старается петь выразительно, но на лице мало эмоций
Высокий Поет выразительно, передавая характер песни голосом и мимикой.
Умение петь в ансамбле
Низкий Неумение петь, слушая товарищей.
Средний Стремление выделиться в хоровом исполнении (раньше вступить, громче петь)
Высокий Умение начинать и заканчивать вместе