инна мартынюк
Формирование певческих навыков детей старшего дошкольного возраста посредством использования игровых методов и приёмов
▼ Скачать + Заказать документы
Актуальность опыта
Детство – период начальной социализации ребенка, приобщения его к миру культуры и общечеловеческих ценностей. Педагоги считают возможным развитие ребенка во всех видах деятельности: игровой, театрализованной, музыкальной.
Сейчас огромное значение уделяется эстетическому воспитанию детей. Среди разнообразных видов детского художественного творчества трудно переоценить привлекательность и эффективность пения, эстетическая природа которого создаёт благоприятные предпосылки для комплексного воспитания подрастающей личности.
Публикация «Формирование певческих навыков детей старшего дошкольного возраста посредством использования игровых методов и приёмов» размещена в разделах
Н. А. Ветлугина считает, что «пение относится к числу тех видов музыкальной деятельности, в процессе которой успешно развивается эстетическое отношение к жизни, к музыке, обогащаются переживания ребенка, активно формируются музыкально-сенсорные и, особенно, музыкально-слуховые представления звуковысотных отношений». [3]
Пение является самым массовым и доступным видом исполнительства. В пении успешно формируется весь комплекс музыкальных способностей: эмоциональная отзывчивость на музыку, ладовое чувство, музыкально-слуховые представления, чувство ритма. Кроме того, дети получают различные сведения о музыке, приобретают умения и навыки.
Пение наиболее близко детям. Очевидно воздействие пения на физическое развитие детей, оно способствует развитию и укреплению лёгких; развивая координацию голоса и слуха, улучшает детскую речь; влияет на общее состояние организма ребёнка; вызывает реакции, связанные с изменением кровообращения, дыхания. По мнению врачей, пение является лучшей формой дыхательной гимнастики.
Обучение детей пению – одна из актуальных задач музыкального руководителя дошкольного учреждения. К тому же это одна из самых сложных задач, требующих от нас педагогов высокого профессионализма. Затрагиваемая проблема актуальна ещё и потому, что связана с поиском новых путей эстетического воспитания ребёнка средствами музыки через самый доступный и активный вид музыкальной деятельности, каковым является пение.
К сожалению, в последние годы развитию детского голоса уделяется мало внимания. При подготовке к праздникам основной акцент ставится на постановке ярких, зрелищных номеров и разучивания эффектных, современных песен, соответствующих сценарию, но никак не возможностям ребёнка. Поэтому проблема формирования качественного звучания детского голоса во время пения в дошкольном возрасте очень актуальна.
Затрагиваемая проблема актуальна ещё и потому, что связана с поиском новых путей эстетического воспитания ребёнка средствами музыки через самый доступный и активный вид музыкальной деятельности, каковым является пение.
Общие проблемы в пении детей старшего возраста – это неточное интонирование, крикливое пение, открытый звук и невнятная дикция, не достаточно активное проявление себя в творчестве, также воспитанники сдержаны в проявлении эмоций, неуверенно высказывают свои впечатления об услышанной музыке, у них скудный словарный запас, они скованны, стеснительны. Это послужило стимулом к поиску новых методов и приёмов и внедрение их в работу.
Вся дошкольная педагогика опирается на игровую методику, которая вызывает положительный эмоциональный отклик у детей и позволяет быстро достигнуть хороших результатов.
Чтобы вызвать у детей активное желание петь, применялись разнообразные методические приёмы, вводились игровые и зрелищные моменты. У детей непроизвольное внимание, и весь процесс обучения строился на воздействии на их чувства, соответствовал их интересам. Использование игровых приёмов и доступного материала побуждало воспитанников проявлять эмоциональную отзывчивость.
Работа была направлена на поиск интересных путей в творческом взаимодействии с детьми. Решались вопросы, как сделать так, чтобы каждое музыкальное занятие было интересно для воспитанников, как ненавязчиво, легко и просто рассказать им о музыке, научить их петь, видеть, понимать, фантазировать, придумывать.
Сейчас уже многим педагогам понятно, что для детей игровой подход представляет единственно возможную форму участия в любой деятельности, в том числе музыкальной. Современное понимание проблемы музыкального обучения детей предполагает вовлечение их в процесс общения с музыкой на основе деятельности и музыкально-творческой игры: воспитанник во всём принимает участие, вовлекается педагогом в процесс активных творческих действий.
Новизна опыта заключается в разработке и систематизации музыкальных игр, игровых упражнений, поиске эффективных методов и приёмов для формированияпевческих навыков детей старшего дошкольного возраста, так же и в самом подходе решения проблемы.
Цель, задачи опыта.
Цель - Формирование певческих навыков детей старшего дошкольного возраста посредством использования игровых методов и приёмов.
Задачи:
изучить и проанализировать методическую литературу, с целью отбора и систематизации наиболее эффективных методов и приёмов организации певческой деятельности детей старшего дошкольноговозраста;
отобрать эффективные игровые упражнения для подготовки речевого аппарата и развития музыкального слуха;
разработать и систематизировать музыкальные игры, игровые
упражнения, создать картотеку, разработать конспекты занятий, развлечений с использованием музыкальных игр, упражнений;
апробировать эффективные игровые приёмы в ходе поэтапного формирования певческих навыков у детей старшего дошкольного возраста;
обобщить опыт по формированию певческих навыков у детей старшего дошкольного возраста посредством использования игровых методов и приёмов.
Длительность работы над опытом
Работа над опытом велась с 2011 по 2013год.
На первом этапе (подготовительном) изучалась и анализировалась методическая литература по формированию певческих навыков детей старшего дошкольного возраста, с целью применения их на практике. Происходило накопление игровых упражнений для подготовки речевого аппарата и развития музыкального слуха воспитанников. Были определены задачи реализации опыта.
На втором этапе (практическом) создавались и реализовывались методические разработки по теме. Составлялись и проводились музыкальные занятия, развлечения с использованием игровых методов и приёмов для формирования певческих навыков детей старшего дошкольного возраста. Создавалась картотека музыкальных игр, игровых упражнений. Планировалась нерегламентированная деятельность с воспитанниками с использованием музыкальных игр, упражнений.
На третьем этапе (заключительном) проводился анализ результатов практической деятельности, были сформированы выводы, оформлялся опыт для распространения в педагогической среде.
Ведущая идея опыта
Ведущей идеей опыта является использование эффективных игровых методов и приёмов для формирования певческих навыков детей старшего дошкольного возраста.
Описание сути опыта
Одной из основных задач работы с детьми 5-6 лет в рамках
реализации учебной программы дошкольного образования раздел музыкальная деятельность образовательной области «Искусство»является развитие детского голоса по высоте тона, силе звучания и воспроизведению темпа, формирование вокально-хоровых умений и навыков (певческойустановки, звукообразования, дыхания, дикции, чистоты интонирования, ансамбля).
Научные исследования Л. Б. Безбородовой, Л. Г. Дмитриевой, В. М, Никитиной, Г. А. Стуловой, Н. М. Черноиваненко и др. в области музыкальной педагогики свидетельствуют, что вокальное воспитание оказывает влияние на всестороннее развитие личности ребенка. Воспитание слуха и голоса сказывается на формировании речи, а речь, как известно, является материальной основой мышления. Планомерное вокальное воспитание оказывает благоприятное влияние и на физическое здоровье детей, пение не только доставляет поющему удовольствие, но также упражняет и развивает его слух, дыхательную систему, а она тесно связана с сердечно – сосудистой системой.
Двадцатилетняя практика работы показала, что формирование и развитие вокально – хоровых навыков у детей дошкольного возраста – один из наиболее сложных разделов музыкального воспитания детей дошкольного возраста.
«Запоют дети – запоет народ», - писал К. Д. Ушинский. А будут любить пение наши дети или нет, зависит от нас педагогов.
Опираясь на современные методики и рекомендации известных педагогов, была выстроена собственная система формирования вокально – хоровых навыков детей дошкольного возраста. Для этого были систематизированы вокальные упражнения М. Ю. Картушиной[5], В. Емельянова[4], Т. Тютюнниковой[8], О. В. Кацер[6], А. Ф. Битус[1],
Т. А. Боровик[2], Г. А. Никашиной[7], Л. С. Ходонович[11], разработаны
и систематизированы музыкальные игры, игровые упражнения, создана картотека (Приложение №1)
Поэтапная работа формирования певческих навыков
Работа по формированию певческих навыков проводилась поэтапно:
1 этап – подготовительный (речевой)
2 этап – основной (певческий)
Практическое знакомство с системой музыкального воспитания Карла Орфа привело к идее начать развитие певческого голоса детей с подготовительного (речевого) этапа. Такой подход опирается и на теоретические положения Б. В. Асафьева о внутреннем органическом родстве музыки и речи. На подготовительном этапе проводилась работа по формированию таких певческих навыков, как дыхание и дикция, навыку головного звучания, легкости и полетности голоса. Прежде чем высоко и выразительно запеть, ребенок сначала учиться высоко и выразительно говорить.
Применение речи в обучении музыке — один из важнейших педагогических принципов К. Орфа. Он состоит не столько в самом факте использования речи, сколько в концептуальном подходе к её роли и значению в первоначальном обучении музыке.
Работа над артикуляцией начиналась всегда с гимнастики. Она не занимала много времени, но эффективно активизировала речевой аппарат, помогала устранить напряженность и скованность артикуляционных мышц, разогреть мышцы языка, губ, щек, челюсти, развить мимику, артикуляционную моторику, а также выразительную дикцию. Для этого использовались различные сказки. Например, «Путешествие язычка» (Приложение №2)
Чтобы разогреть мышцы дыхательной системы, в начале занятия проводились игры на развитие речевого и певческого дыхания. Например, упражнение «Кач-кач», где дети превращались в деревья и ритмично покачивались, выполняя вдох и выдох и т. д. Формируя короткий вдох и длинный выдох, использовались осенние листочки (на ниточках, снежинки (из салфеток, которые не должны упасть, поддерживаемые выдохом, или бабочки
(на ниточках) “танцующие” вальс.
Навык речевого и певческого дыхания развивался постоянно на каждом занятии и постепенно. По возможности игры на дыхание соединялись с движениями туловища, рук, ног, пальцев и т. д.
Затем удлинялся выдох на звуках закрытых (шипящих или свистящих). Для этого использовались различные образы : как играет ветер с листвой, или как звучат пчела, жук, комар, спустился воздух из колес машины, сердится кошка и т. д. Далее переходили на выдох самого закрытого гласного звука «у» : самолет, поезд: снижали и набирали высоту голоса, изменяли громкость. Далее тренировался выдох более открытых гласных «о», «а», например, в игре «Осенние листочки» (Приложение №3)
Научить детей спокойному вдоху, без участия плеч помогали упражнения дыхательной гимнастики А. Н. Стрельниковой, адаптированные для детей дошкольного возраста. (Приложение №4)
Используемые игры звукоподражательного характера, ритморечевые, ритмоинтонационные игры и упражнения помогали сопоставлять и воспроизводить интонации различной высоты и звуковысотной направленности, они служили эффективным средством для развития интонационного слуха – способности слышать и понимать содержательный смысл музыки. Большое влияние оказывали и на формирование вокальных данных детей, т. к. проводились в различных голосовых регистрах, различными тембрами и различной силой звука.
Начинались игры и упражнения с использования самых близких ритмов: имён детей, приветственных слов, названий деревьев, цветов. Затем включались считалки, потешки, пословицы, поговорки, четверостишия и т. д. например, ритмо-речевая игра «Мы шофёры» (Приложение №5)
Работа над дикцией включалась в такой вид деятельности как ритмодекламация – это чёткое произнесение текста или стихов в заданном ритме и речевая зарядка. Они могли идти на фоне ритмического сопровождения звучащих жестов (хлопки, шлепки, щелчки, притопы и т. д.).
Основная цель ритмодекламации – развитие музыкального и поэтического слуха. Детям нравится ритмодекламация на фоне звучания мелодии,например, речевая зарядка «Доброе утро»(Приложение №6, на фоне ритмического сопровождения шумовых инструментов или звучащих жестов. Особая роль отводилась интонации в речи (радости или печали, грусти или восторга). Было замечено, что впоследствии в работе над песней дети вспоминают, как выражали эти чувства. Поэтому важно, чтобы каждое слово, каждый звук произносился детьми осмысленно, с искренним отношением.
Ритмодекламация — наиболее доступное и первейшее средство для развития предпосылок умения импровизировать. Самая первая импровизация — это словесно-фантазийная игра, запускающая сам механизм спонтанной изобретательности, находчивости, тесно связанной с быстротой реакции, активностью восприятия. Главенствующая роль здесь по праву принадлежит “звучащим жестам”.
Второй этап – переход от речи к пению, легкий и понятный в игровой форме, с использованием театрализации и движения. На этом этапе и в дальнейшем применялись игровые способы формирования координации слуха и теперь уже певческого голоса. Эти приёмы разнообразны, например, после речевой игры «Имена» играли в «эхо», но уже певческим голосом.
Переход к пению осуществлялся также и через рисование голосом. Интонациями голоса «рисовали» различные образы - ветер, волны, облака, дождь, солнце и т. д. Активно в работе использовались карточки-схемы для работы с руками при извлечении звука. (Приложение №7).
Все эти способы помогали детям легко переходить границу от речевой к певческой интонации. Очень весело и легко проходили игры с использованием потешек, считалок, пословиц, поговорок, так как они мелодичны и ритмичны. Необходимо использовать игры в разных вариантах: первый раз с изменением динамики, затем с изменением регистров голоса и темпа произношения. Тексты речевых игр не разучивались с детьми, они запоминались в процессе.
Для развития музыкального, поэтического слуха, чувства слова и воображения, подбирались стихи, которые содержат яркий, игровой образ, например «Радость» К. Чуковского, «Кислые стихи» Э. Мошковской.
При формировании певческого голоса на начальном этапе, необходимо было следить за тем, чтобы дети не увлекались силой звучания, не переходили на крик, так как это отрицательно влияет на точное интонирование и ведёт к потере полётности, звонкости голоса. Например, при знакомстве детей с новой песней можно «превратить» всех детей в Птиц, Лошадок, Медведей или Зайцев. Условно Птицы летают по всему залу. Объяснялись правила: «Как только вы услышите раскаты грома (звуки барабана, сразу собирайтесь на своём «дереве» и сидите тихо». В это время исполнялась новая песня или часть новой песни. Как только прекращает звучать песня, дети «птицы» вновь начинают летать по всему залу (лесу, парку). Когда детям надоедает один образ, предлагалось выбрать другой.
Пальчиковые игры – ещё один эффективный приём для формирования певческих способностей воспитанников в игровой форме. Работа пальчиками, руками развивает мелкую моторику, отвечают за речь, развивает творчество, фантазию, вырабатывает выразительность речи.
Руки “отвечают” за определённые участки коры головного мозга. Они помогают осуществить музыкальные действия более осмысленно, эстетично, выразительно и разнообразно, что позволяло достичь успехов даже с самыми слабыми детьми. На занятиях создавались ситуации, когда воспитанник обязательно начинает работать руками. Руки внизу – низкий звук, вверху – высокий, руки совершают отрывистые движения – звук отрывистый на стаккато, мягкие движения рук – плавный звук. Этот приём помогал детям сознательно управлять процессом звукоизвлечения. Эффективно применялись в работе развивающие игры с голосом. (Приложение №8) для формирования певческих навыков. Они давали возможность почувствовать и послушать свой голос, поиграть с ним; снять усталость и утомление; развивать интонационный и фонематический слух; формировать правильное звукообразование.
Игры с голосом – это подражание звукам окружающего мира:
• человеческому голосу (крик, смех, плач,
• голосам животных (мяукать, куковать, рычать и т. д. ,
• “голосам” неживой природы (капать, тикать и т. д.)
Игровые действия сопровождались хлопками, шлепками, щелчками, притопами. Впоследствии речевые игры продолжались с добавлением варианта игры “Эхо”, но уже с пением.
Большое внимание в работе с детьми уделялось распеваниям. Распевание – это не только разминка голосовых связок перед пением, но и путь к овладению техническими основами песенного мастерства. Работа по распеванию строилась на специальных упражнениях, играх, попевках.
Для улучшения качества пения большое значение имеет развитие музыкального слуха. Неоценимую роль в решении этой задачи оказывают музыкально-дидактические игры. Важно и то, что именно этот вид широко используется детьми в самостоятельной музыкальной деятельности вне занятий. Очень нравятся детям игры “Теремок”, “Домик-крошечка”, “Чудо-лесенка”, “Музыкальная поляна”, “Чудо-дерево”, “Солнышко”.
Песенное творчество. Главная задача – научить каждого ребенка самостоятельно находить нужную певческую интонацию, развивать ладовысотный слух. Для этого использовалась вопросно-ответная форма, задание закончить мелодию, сочинить собственную мелодию на заданный текст. Воспитанники с огромным удовольствием подражали пению птиц, ауканью в лесу, придумывали мелодии на простейшие слова.
Сочинение мелодии на заданный текст – наиболее сложный вид песенного творчества. Тем не менее, детям нравилось подниматься с куклой, матрешкой или любимой зверюшкой по лесенке и заходить в домик со словами: “По ступенькам вверх иду, в дом чудесный захожу” или спрашиваю у детей : “Какую песню пел Колобок, когда катился по лесу?”, а ребенок импровизирует песню Колобка.
Формировать певческие навыки у дошкольников нужно постоянно и планомерно, от простого к более сложному. Работа по формированию вокально-хоровых навыков проводилась с помощью упражнений, которые использовались на каждом занятии.
Для разучивания песни с детьми активно использовалась такая организационная форму, как работа в кругу.
Дети могли стоять в кругу или сидеть на ковре, но при этом каждый ребенок мог ощутить свою значимость для других детей, некоторую психологическую поддержку. В другой раз могла предложить детям поводить хоровод, но на первую музыкальную фразу надо поднять руки вверх, на вторую – опустить вниз и т. д. Во всех вариантах показ песни делался без музыкального сопровождения. При таком приёме дети быстро запоминалислова, постепенно сами начинали подпевать, разучивая мелодию.
В практике всегда встречаются нечисто поющие дети, с низкими или хриплыми голосами. Неточное пение нескольких человек отрицательно влияет на общее звучание и создаёт дополнительные трудности хорошо поющим детям. В этом случае, предлагала детям разделиться на «птичек» – правильно поющих и «рыбок» – с неустойчивой интонацией, не налаженнойкоординацией слуха и голоса. Для начала предлагала всем детям петь «рыбками», старательно артикулируя, но без пения вслух. А затем вместе и «птичками», и «рыбками». Таким образом, дети – «рыбки» эффективно совершенствовали свой музыкальный слух и координацию.
Для формирования певческих навыков необходимы многократные повторения. Удовольствие и радость, связанные с игрой, скрадывают однообразие повторений. Это лишний раз говорит о том, что дети особенно охотно поют на музыкальных занятия, находясь в игровой ситуации. Конспекты всех музыкальных занятий, развлечений составлялись с использованием игровых методов и приёмов. (Приложение №9)
При выборе песен для разучивания с детьми обращала внимание на их соответствие возможностям детей, включающее следующие их характеристики:
• доступное содержание;доступный для произношения текст;
• несложная, запоминающаяся мелодия, размер, ритм, тесситура, диапазон;
• несложный аккомпанемент, который не заглушает мелодию, а лишь
украшает и поддерживает её;
• динамика песни, её лад;
• рекомендации автора к исполнению.
Немаловажное значение для формирования певческих навыков воспитанников играло взаимодействие с семьёй и педагогами дошкольного учреждения. Совместная работа способствовала положительной динамике показателей музыкально-эстетического развития детей.
Результативность и эффективность опыта
Систематическое использование игровых методов и приёмов способствовало освоению задач учебной программы дошкольного образования. Дети исполняют песни естественным голосом,сопереживают музыкальному образу,чётко произносят согласные в середине и в конце слова в процессе пения, чисто интонируют мелодию, точно передают ритмический рисунок. Поют выразительно в соответствии с характером музыки. Исполняют песню соло, дуэтом, в ансамбле с музыкальным сопровождением и без него. Называют предпочитаемые песни, попевки и исполняют их. Проявляют интерес, слуховой самоконтроль и оценочное отношение к пению взрослых и сверстников. Делятся впечатлениями о понравившихся песнях.
Воспитанники с большим удовольствием выступают на праздниках, развлечениях, участвуют в районном конкурсе «Солнечные лучики», занимают призовые места. Выпускники дошкольного учреждения поступают в среднюю общеобразовательную школу №136 с театральным и музыкальным уклоном. Проходят отбор в Республиканский учебный комплекс гимназии-колледжа при Белорусской государственной академии музыки.
Заключение
Современное понимание проблемы музыкального обучения детей предполагает вовлечение их в процесс общения с музыкой на основе деятельности и музыкально – творческой игрыпосредством использования игровых методов и приёмов : ребенок во всём принимает участие, вовлекается педагогом в процесс активных творческих действий.
Действие, умение делать что-либо всегда являлось единственно надежной гарантией усвоения любого знания. Очень важно помочьвоспитанникам найти своё место в нашем стремительном мире и вырасти потом в состоявшихся успешных взрослых людей.
Использование игровых методов и приёмов :
• Позволяет поддерживать интерес к певческой деятельности;
• Даёт специальные знания, умения и навыки;
• Создаёт игровую мотивацию, стимулируя детей к деятельности;
• Вовлекает в процесс игры всю личность ребё нка: эмоции, волю, чувства, потребности, интересы;
• Позволяет лучше усваивать и запоминать материал занятия;
• Доставляет детям удовольствие и вызывает желание повторить игру в самостоятельной деятельности;
• Повышает уровень развития познавательной активности, творческих способностей.
Главное, не надо забывать, что каждый ребенок – музыкант и ценность детского творчества не в результате, а в процессе – оно нужно не слушателям, а детям.
В перспективе планирую продолжить работу по формированию певческих навыков воспитанников :
1. Разработать цикл игровых занятий для детей дошкольного возраста (2 младшая, средняя, старшая).
2. Составить картотеку речевых игр и упражнений (2 младшая, средняя, старшая).
В завершение следует отметить, что использование игровых методов и приёмов создаёт благоприятные условия для формирования певческого голоса воспитанников, позитивно влияет на уменьшение различных недостатков в пении детей, способствует самореализации личности ребёнка. Использование игровых методов и приёмов позволяет воспитанникам совершенствоваться в музыкальном развитии.
Степень распространённости.
Опыт представлялся на педагогическом совете учреждения образования, в печатных изданиях, для слушателей курсов МГИРО. Может быть использован музыкальными руководителями учреждений дошкольного образования, руководителями детских вокальных студий, частично учителями – дефектологами.