Анастасия Фирсова
Методика преподавания иностранного языка на начальном этапе обучения
▼ Скачать + Заказать документы
Государственное бюджетное дошкольное общеобразовательное учреждение
детский сад №39 Кировского района Санкт-Петербурга
Методическая разработка
«Методика преподавания иностранного языка на начальном этапе обучения»
Подготовила: Фирсова А. М. ,
преподаватель доп. образования
Санкт-Петербург
2017
Публикация «Методика преподавания иностранного языка на начальном этапе обучения» размещена в разделах
- Иностранный язык для дошкольников
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» декабрь 2017
Сверхзадачей на ранней ступени обучения должно стать развитие личности ребенка средствами иностранного языка, что предполагает формирование потребностей и мотивов познавательной деятельности, любознательности и специальных интересов, сообразительности и нестандартности мышления, творческого воображения и учебных способностей.
Роль преподавателя иностранного языка
• Формировать у детей готовность к общению на иностранном языке и положительный настрой к дальнейшему его изучению.
• Сформировать элементарные коммуникативные умения в говорении, аудировании.
• Ознакомить с миром зарубежных сверстников, зарубежным фольклором и с доступными образцами детской художественной литературы.
• Приобщать детей к новому социальному опыту за счет расширения спектра проигрываемых социальных ролей; формировать представления о наиболее общих особенностях речевого взаимодействия на родном и иностранном языках.
Эффективному решению задач начального этапа обучения способствуют :
• Пластичность природного механизма усвоения языка;
• Природная любознательность;
• Отсутствие «застывшей» системы ценностей и установок;
• Отсутствие психологического барьера боязни использования иностранного языка как средства общения и т. д.
На начальном этапе обучения можно выделить 4 аспекта содержания обучения
• Развивающий;
• Воспитательный;
• Познавательный;
• Учебный.
Цели обучения :
• Развитие психических функций ребенка через процесс овладения иностранным языком (внимания, памяти, мышления);
• Удовлетворение познавательных потребностей ребенка (знакомство с праздниками, с традициями и обычаями стран изучаемого языка, знакомство с достопримечательностями);
• Формирование у ребенка мотивации к дальнейшему овладению иностранного языка;
• Воспитание гражданина не только своей страны, но и мира (воспитание понимания, уважения и толерантности к другой культуре, правильной оценки себя и других, уважительного отношения к людям);
• Повышение результативности овладения языком.
Необходимо учитывать особенности детей старшего дошкольного возраста:
• Любознательны; при восприятии склонны обращать внимание на яркое, эмоционально окрашенное;
• Внимание неустойчиво: дети умеют сосредоточиться только на несколько минут;
• Преобладает непроизвольное запоминание: хорошо и быстро запоминается то, что интересно и вызывает эмоциональный отклик;
• Воображение достаточно развито и носит не только воспроизводящий, но и творческий характер;
• Очень общительны и любят находиться в группе сверстников;
• Очень чувствительны к окружающей среде, обостренно воспринимают свои достижения и неудачи;
• Не могут долго сидеть спокойно из-за недостатка контроля над двигательными мышцами.
Исходя из чего можно сделать выводы о потребностях детей
• В движении;
• В общении;
• В ощущении безопасности;
• В похвале за каждый успешный шаг (пусть маленький);
• Чувствовать себя личностью.
В своей работе я уделяю большое внимание развитию речи детей, используя игры и упражнения, которые условно можно объединить в две группы:1) игры и упражнения, направленные на совершенствование ориентировки ребенка в окружающем мире и формирование словарного запаса; 2) игры и упражнения для постановки и закрепления звуков.
Требования к игре как способу достижения задач обучения :
• Необходимо точно знать, какой именно навык, умение тренируются (применяются) в данной игре, что ребенок не умел делать до проведения игры и чему он научился в результате игры.
• Игра должна поставить ребенка перед необходимостью мысленного усилия, хотя бы даже крошечного.
• Необязательно давать детям правила речевой игры в строгих формулировках – таким правилом может стать образец речи учителя.
• Правила игры должны продумываться так, чтобы ошибка в речевом действии не приводила бы к выигрышу.
Цели использования игры на уроке иностранного языка (Е. И. Пассов, Н. Е. Кузовлева) :
• Развитие необходимых способностей и психических функций;
• Развитие определенных речевых умений;
• Формирование определенных навыков;
• Развитие умения общаться;
• Познание фактов культуры;
• Непроизвольное запоминание речевого материала.
Использование игры способствует решению методических задач :
• Создание психологической готовности учащихся к речевому общению;
• Обеспечение естественной необходимости многократного повторения ими языкового материала;
• Тренировку учащихся в выборе нужного речевого варианта, что является подготовкой к ситуативности спонтанной речи вообще.
Ознакомление с новым звуком происходит поэтапно :
• Многократное восприятие звука: во фразе, затем в слове, затем изолированно и в обратном порядке;
• Необходимые пояснения;
• Имитация шепотом по образцу;
• Громкая имитация;
• Самостоятельное воспроизведение звука в слове и фразе.
Ведущие задачи на начальной ступени обучения :
• Поддержание мотивации учащихся к овладению иноязычным общением;
• Овладение основами иноязычного произношения;
• Овладение основными приемами осуществления учебной деятельности;
• Развитие самостоятельности в овладении иноязычной культурой;
• Развитие иноязычных способностей как одной из основ успешного дальнейшего учения;
В заключение хотелось бы отметить условия успешного обучения иностранного языка :
• У ребенка должна быть сформирована положительная мотивация и интерес к иноязычному общению.
• В процессе обучения должна создаваться благоприятная ситуация для самовыражения и самореализации.
• Целью учителя должно быть не овладение конкретным языковым и речевым материалом, а развитие личности ребенка, его интеллектуальных и эмоционально-волевых способностей, которые проявляются прежде всего в языке.
• Приобщать детей к новому социальному опыту за счет расширения спектра проигрываемых социальных ролей; формировать представления о наиболее общих особенностях речевого взаимодействия на родном и иностранном языках.