Ирина Тельпис
Формы и методы работы с несовершеннолетними воспитанниками разного возраста по формированию социально-бытовых навыков
▼ Скачать + Заказать документы
Важнейшим принципом социальной политики государства является приоритетность оказания помощи детям, находящимся в трудной жизненной ситуации. Россия стремится достичь высоких стандартов для граждан своей страны и в этой связи очень важно обеспечить равные условия социальной адаптации и интеграции в общество для несовершеннолетних.
Успех такой интеграции в значительной степени зависит от социально-бытовой деятельности человека, его способности организовать свой быт, свое жизненное пространство. Помочь в этом несовершеннолетним, находящимся в социально-реабилитационном центре – одна из главных и актуальных задач для специалистов отделения социальной реабилитации.
Публикация «Формы и методы работы с несовершеннолетними воспитанниками разного возраста по формированию социально-бытовых навыков» размещена в разделах
Дети, проживающие в благополучных семьях, овладевают социально-бытовыми знаниями, умениями и навыками, наблюдая за культурой быта, поведения, взаимоотношений родителей, бабушек, дедушек, сестер и братьев в домашних условиях, сопровождая их на улицах, в магазине, в гостях и т. д. Ребенок подражает их манере поведения, общения, речи, приобретая положительный опыт. Он стремится самостоятельно или по поручению взрослых выполнить хозяйственно-бытовую работу, получая при этом необходимые указания, инструкции, подсказки, а главное одобрение и похвалу.
В неблагополучных семьях происходит иначе. Не получая должного развития и воспитания со стороны родных, дети овладевают негативными представлениями, знаниями, умениями и навыками в семье, в социуме и прежде всего в социально - бытовом плане.
В нашем центре проживают дети из неполных, социально неблагополучных семей, некоторые дети, лишенные семьи и попечения родителей, вообще не имеют представления о многих семейных, житейских, бытовых проблемах. Все это ведет к развитию у детей потребительских черт и иждивенческих наклонностей.
Дефицит социально-бытового опыта у несовершеннолетних проявляется в неумении устанавливать личные и деловые контакты со сверстниками и персоналом центра, в негативном отношении к участию в трудовых процессах, в беспомощности в самообслуживании, в неуверенности и незнании, как вести себя в той или иной жизненной ситуации.
В этом направлении мною составлена программа социальной адаптации «Я и мы». Развитие социального интеллекта, повышение социальной компетентности, уровня саморегуляции адаптированных возможностей, формирование у детей знаний о самостоятельной жизни, практическое обучение жизненно необходимым бытовым умениям и навыкам, способствующих социальной адаптации, на повышение уровня развития детей – основные направления программы.
К числу основных условий успешного формирования культурно – гигиенических навыков, навыков самообслуживания и первоначальных навыков домоводства воспитанников центра относятся :
- рационально организованная обстановка,
- четкий режим дня;
- профессионально грамотное руководство взрослых.
Под рационально организованной обстановкой понимается наличие чистого, достаточно просторного помещения с необходимым оборудованием, обеспечивающим проведение всех режимных элементов (умывание, питание, сон, занятия и игры).
Для формирования навыков личной гигиены, самообслуживания, домоводства воспитателями выработаны общие критерии в оценке отдельных действий, четко определены места расположения вещей, игрушек, порядок их уборки и хранения. Для воспитанников центра особое значение имеет постоянство условий, знание назначения и места каждой нужной ему в течение дня вещи.
В умывальных комнатах поставлены достаточное количество раковин необходимого размера, на каждой из которых лежит мыльница с мылом, раковины размещены с учетом роста детей; на вешалке над каждым полотенцем картинка, в ячейках индивидуальный стаканчик с зубной щеткой и пастой. Имеются душевые кабины, шампунь, у девочек подростков имеется набор гигиенических средств.
. Режим дня обеспечивает ежедневное повторение процедур в одно и то же время – это способствует постепенному формированию навыков и привычек культуры поведения. Формирование их происходит в играх, труде, занятиях, в быту. Ежедневно повторяясь, режим дня приучает организм воспитанника к определенному ритму, обеспечивает смену деятельности, тем самым предохраняя нервную систему детей от переутомления. Выполнение режима дня способствует формированию культурно – гигиенических навыков, воспитанию, организованности и дисциплинированности.
Для воспитанников центра большое значение имеет осознанное соблюдение навыков личной гигиены, самообслуживания, домоводства, которое способствует прочности и гибкости навыков, а это очень важно для создания стойких привычек.
Мы рассматриваем социально–бытовые знания, умения и навыки как структуру, в которую входят:
-культурно-гигиенические правила;
-самообслуживание;
-культура поведения в социуме;
-хозяйственно-бытовой труд – элементы домоводства.
К культурно - гигиеническим правилам относятся: элементарные знания о физиологии человека (части тела, органы, функции, правила ухода за ними, привычка следить за внешним видом; понимание своих индивидуальных внешних и эмоционально-личностных особенностей.
К самообслуживанию относятся: одевание, раздевание, приём пищи, уход за одеждой, обувью и т. п.
К культуре поведения в социуме относятся : вежливое общение со взрослыми и детьми в различных жизненных и поведенческих ситуациях, взаимоотношения мальчиков и девочек, культура полового поведения.
К хозяйственно-бытовому труду относятся: дежурства, труд в уголке природы, на участке уборка личных шкафов и тумбочек, коллективный труд по уборке групповых комнат, ознакомление с трудом взрослых и профессиями, уважительное отношение к ним, домоводство.
Социально-педагогическая значимость этих проблем подсказывает необходимость занятий с элементами домоводства, которые складываться из знакомых, привычных детям обязанностей и дел, на первый взгляд они просты, но, когда они сталкиваются с ними в быту, это вызывает значительные затруднения.
Занятия с элементами по домоводству по двум направлениям в нашем центре проводятся в специальных кабинетах (столярной и швейной мастерских, в которых расположено оборудование, обеспечивающее выполнение практических работ детьми.
Занятия строятся по следующим направлениям:
«Личная гигиена», «Культура поведения», «Жилище», «Питание», «Одежда. Обувь», «Транспорт», «Торговля», «Средства связи», «Личная гигиена», «Медицина», «Семья», «Учреждения. Организации», «Трудоустройство».
Так, раздел - «Личная гигиена» включает элементарные сведения о соблюдении чистоты, о правилах и приемах ухода за кожей, волосами, о пагубных привычках, влияющих на здоровье.
- «Культура поведения» расширяет и закрепляет знания о правилах хорошего тона, правилах общения со старшими и сверстниками, в семье, с соседями.
- «Жилище» включает изучение названий жилых помещений, способов ухода за ними.
- «Семья» знакомит с родственными отношениями и правилами взаимопомощи между близкими людьми, направлено на формирование знаний о ведении домашнего хозяйства, видов источников дохода.
Большое значение имеют занятия, направленные на формирование умений пользоваться услугами предприятий службы быта, торговли, связи, транспорта, медицинской помощи, например:
- «Учреждения. Организации» содержит информацию о предприятиях бытового обслуживания населения, банках, отделах социальной защиты населения, знакомство с людьми тех профессий, в которые им придется обращаться по различным вопросам, начав самостоятельную жизнь.
- «Медицинская помощь» включает сведения о видах и порядке обращения за врачебной помощью, о правилах содержания домашней аптечки, об уходе за больными, знакомит с распространенными инфекционными заболеваниями.
Основными формами и методами обучения элементов домоводства являются практические работы, экскурсии, сюжетно-ролевые игры, беседы; широко используются наглядные средства обучения, демонстрация кинофильмов, использование ИКТ. (информационно – коммуникативные технологии)
На занятиях особое время отводится для изучения правил техники безопасности, как пользоваться нагревательными электрическими и механическими бытовыми приборами и приспособлениями, колющими и режущими инструментами, а также навыков обращения со стеклянной посудой, горячей водой и т. д. Необходимо постоянно приучать детей к соблюдению санитарно-гигиенических требований во время выполнения различных практических работ, доводя их до навыка.
В процессе формирования у воспитанников центра решаются следующие задачи:
-формирование элементов обобщённых социально-бытовых знаний;
- формирование социальной ориентировки на основе расширения круга социально-нравственных представлений об окружающем мире;
-привитие культурно-гигиенических навыков, навыков самообслуживания :
- развитие и коррекция познавательных функций, эмоционально-волевой сферы, поведенческого опыта;
- формирование знаний и представлений о нормах этики и культуры;
- воспитание позитивных качеств личности;
- воспитание бережного и аккуратного отношения к вещам, мебели, предметам домашнего обихода;
- создание основы для проявления самостоятельности в бытовых процессах и дальнейшей жизни.
Очень важно, что при решении этих задач, параллельно с формированием социально-бытовых умений и навыков, воспитанники расширяют свой социальный кругозор, приобретают необходимые социальные компетенции,
- развивают положительные личные качества: трудолюбие, аккуратность, терпение, усидчивость;
доброта, сострадание, отзывчивость, забота о других
- элементов трудовой культуры - организация труда;
- экономному и бережному отношению к продуктам, оборудованию,
использованию электроэнергии и др. ;
- строгое соблюдение правил безопасной работы и гигиены труда;
- воспитание желания и стремления к приготовлению доброкачественной пищи;
- творческого отношения к домашнему труду;
- развития обоняния, осязания, ловкости, скорости;
- внимания, наблюдательности, памяти, находчивости, смекалки, сообразительности, воображения, фантазии.
При овладении социально-бытовыми умениями и навыками выделяются следующие этапы:
-выполнение действий с помощью педагога (совместимые действия);
-деятельность по образцу (по подражанию);
-деятельность по инструкции (словесной);
-деятельность по плану-схеме;
-самостоятельная деятельность;
-умение исправить допущенные ошибки.
Для активизации детей и привлечения их к социально-бытовой деятельности используются разнообразные приёмы и формы работы :
-занятия-практикумы, занятия-путешествия;
-наблюдения, беседы;
-прогулки, экскурсии;
-моделирование жизненных ситуаций;
-решение логических задач;
-дидактические упражнения;
-игровые и проблемные ситуации, с/р игры;
-чтение и обсуждение художественной литературы;
-разноплановая наглядная деятельность;
-стимулирование деятельности (похвала, одобрение);
-досуги, праздники, конкурсы, кружки.
Очень важно в организации деятельности воспитанников соблюдать принципы : постепенности, последовательности, систематичности, дифференцированности обучения.
Способы организации социально-бытовой деятельности :
-фронтально (со всеми детьми);
-групповой (3-5 детей);
-индивидуальный.
Занятия по данной тематике делятся на 2 части: образовательная и игровая (или практическая). Длительность занятий зависит от возраста детей :
-у дошкольников: образовательная часть-10-15 мин.
игровая часть-10-20 мин.
-у школьников: образовательная часть-15-25 мин.
игровая (практическая)часть-20-25мин.
Формирование у воспитанников социально-бытовых знаний, умений и навыков может считаться завершенным, если ребенок овладел содержанием их настолько, что способен подсказывать и учить других.
На каждого несовершеннолетнего, поступающего в центр составляется индивидуальная программа, ведутся наблюдения и заполняются диагностические карты по определению развития и сформированности санитарно–гигиенических и культурных навыков воспитанника и диагностические карты соц. компетенции. Эти карты заполняются по результатам проведенной реабилитационной работы по этим направлениям.
Воспитанники старшего подросткового возраста поступают в центр владея многими практическими к /г навыками, но обязательно со стороны воспитателя должен осуществляться контроль за выполнением, т. к. выполняют без желания, неохотно, небрежно. Такие недостатки выплывают из семьи, где им практически мало уделялось внимания и осваивать навыки личной гигиены приходилось самим. Поэтому, воспитателям приходится формировать, корректировать навыки связанные с гигиеной тела (практически не приучены выполнять вечерние процедуры, навыки самообслуживания (внешний вид, уход за одеждой, порядок в портфеле).
Для этого использую такие методы работы :
Показ: С первого дня пребывания ребенка в центре показываю, как правильно открывать двери, пользоваться туалетом, заправлять постели, пользоваться сантехникой, светильными предметами и т. д. Объясняю ребенку для чего это необходимо.
Упражнения в действиях со взрослыми: чистка зубов, умывание, мытье головы, тела, пользование полотенцами для ног, для лица, смена постельного белья, культура приема пищи.
Повторение: самостоятельно заправлять постели.
Напоминание: о трудовых поручениях, выполнение той или иной гигиенической процедуры.
Просьба: выполнить несложные трудовые поручения или оказание помощи младшим детям, вновь прибывшим детям.
Требование: соблюдать элементарные навыки личной гигиены, выполнение трудовых поручений. Ежедневно утром и вечером проводится контроль за выполнением детьми санитарных гигиенических процедур.
Обязательно применяется положительная оценка взрослого (похвалить, обнять, поцеловать, поднять эмоциональное настроение). В этом случае применяю игру – путешествие «Два зеркала» (1 – в ванне, 2 – в раздевалке).
Сформированность навыков самообслуживания играет важную роль в развитии ребенка, т. к. способно резко поднять его самооценку.
В своей работе использую такие формы работы как :
Установки: проверяю, как выполняются гигиенические процедуры, контролирую выполнение утренних, вечерних гигиенических процедур, учу замечать беспорядок и устранять его самостоятельно, поддерживать чистоту в комнатах, формирую самоорганизованность.
Трудовые поручения: организую помощь в уборке жилых помещений пом. воспитателя.
Дежурство в группе: оформляю график дежурств, распределяю обязанности.
Создание бытовых ситуаций: помощь в уборке спальных мест младшим детям, в самообслуживания мл. детей. Совместные действия формируют дружеские внутрисемейные взаимоотношения, организованность, ответственность, взаимопомощь.
На занятиях следует уделять внимание обогащению словарного запаса, использовать пословицы, поговорки загадки.
Обсуждение пословиц «Человек – кузнец своего счастья», «Без труда – не вынешь рыбку из пруда».
Разгадывание кроссвордов, шарад о гигиене тела и предметах гигиены.
Сказкотерапия – кукольный театр, постановка мини – сценок
Чтение произведений: Лифниц «Неряха», Заболоцкий «Некрасивая девочка», Чуковского «Федорино горе», «Мойдодыр».
Просмотр мультфильмов: «Королева зубных щеток», «Федорино горе», «Мойдодыр», где достаточно отражена проблема самообслуживания детей.
Смотры – конкурсы: «Самый аккуратный шкаф (тумбочка, постель)», «Самая чистая одежда, обувь», «Минута славы»,
Закрепление полученных на занятиях знаний и умений осуществляется в процессе практической работы, поэтому особое внимание следует обратить на проведение практических работ.
Практикумы: «Как правильно чистить зубы», «Пользование туалетом», «Критические дни», «Как отстирать пятно», «Уход за волосами», «Уход за одеждой, обувью», «Как правильно постирать джинсы».
Рейд «Мои учебники, мои тетради», «Подготовка к учебному дню», «Навожу порядок в личных шкафах, тумбочках».
Сюжетно-ролевые игры применяются как один из ведущих методов обучения. В сочетании с другими методическими приемами их целесообразно использовать при изучении таких разделов, как «Торговля», «Средства связи», «Медицина», «Семья» и др.
Сюжетно-ролевые игры в основном рекомендуется проводить на этапе закрепления пройденного материала и для формирования навыков общения. Воспроизводя в игре конкретные жизненные ситуации, воспитанники применяют усвоенные ими знания и приемы (например, правила поведения, приемы ухода за маленьким ребенком и т. д.).
С/ р игры с обыгрыванием ситуаций: «Больница», «Аптека»», «Парикмахерская», «Семья», «Общественный транспорт». Игры проводятся совместно с детьми младшей группы, которые выступают в «роли своих детей», одновременно решаются две задачи: профориентация и подготовка к семейной жизни.
Наглядная агитация – стенды, плакаты: «Чтобы дом был красивым», «Здоровый образ жизни», «Режим и распорядок дня», «Уроки безопасности», «Правила поведения на дороге», «Культура еды», «Соблюдаем личную гигиену».
Ручной труд: экспромтом лепим человечков, животных, обыгрываем ситуации «Чистюля – грязнуля»
Сезонные работы по уборке и благоустройству территории центра.
Значительное место должно отводится экскурсиям. Они проводятся на промышленные объекты, в магазины, в столовые на предприятия службы быта, в отделения связи, на транспорт, в различные учреждения.
Экскурсии в зависимости от их места в реабилитационном процессе могут быть вводные, текущие и итоговые.
Любая экскурсия не является самоцелью и используется в сочетании с другими организационными формами по определенной теме. В ходе экскурсий проводим беседы, практические работы (оплата за покупку, проезд).
Экскурсии : «В столовую», «На завод ПМ», «На АЗС», «В деревенскую избу», на станцию Юннатов, в пожарную часть и т д (автозаправочная станция)
Беседа на занятиях является одним из основных методов обучения и применяется и сочетании с сюжетно-ролевыми играми, различными практическими упражнениями
В зависимости от задач занятия беседа может иметь различное назначение и сопровождаться наглядностью. Например, она может носить информационный характер. В этом случае выясняю имеющиеся у детей знания и представления и сообщаю им новые необходимые сведения.
В начале занятия провожу краткие вводные беседы, а в конце занятия для закрепления полученных знаний — заключительные беседы, например:
«Осторожно электричество», «Пожар», «Швейная машинка», - с целью предотвращения несчастных случаев при работе с бытовой техникой.
«Гигиена тела», «Длинная коса, девичья краса» - уход за длинными волосами, «Береги честь смолоду, платье - снову», «Правила поведения в туалете», «Мужская красота», «Здоровье в наших руках», «Кожа - зеркало души», “Царство женщин – это царство нежности, тонкости, терпимости” - знакомила с хорошими манерами поведения; “Может ли человек себя воспитывать” - знакомила с приемами и навыками самовоспитания;
“Зеленый змий – Миф или реальность” - с целью профилактики употребления алкоголя; “Курить – здоровью вредить” - профилактика здорового образа жизни; “Учеба и ее значение в жизни”- учила детей осознавать себя, как личность; “Мой режим дня” - ф - ие здоровьесберегающих навыков жизни; Беседы о здоровом образе жизни: «Чистота - залог здоровья», «В здоровом теле здоровый дух», «Режим дня – основа здоровья».
Час общения «Мы за ЗОЖ»
Дискуссии: «И так сойдет!», «Показ моделей причесок».
Большое место по этой проблеме отводим в работе с семьями несовершеннолетних : даем педагогические рекомендации, полезные советы, проводим беседы, консультации по проблемам жизнедеятельности семьи и семейного воспитания, по оздоровлению их образа жизни; разрабатываем памятки для родителей «Ответственный родитель», «Как учитывать индивидуальные и возрастные особенности детей» и др.
По обобщению опыта работы по этому направлению в этом году проводился педагогический совет; воспитатели возрастных групп показали 3 показательных занятия,
составлены конспекты занятий по привитию навыков домоводства и привитию культурно – гигиенических навыков;
оформлена выставка в библиотеке центра творческих работ воспитанников центра на тему «Я сам!».
По решению педсовета зав. ОСР оформлен дидактический материал по формированию культурно–гигиенических навыков и навыков самообслуживания (упражнения, игровые и образовательные ситуации, игры, игры – занятия) для детей дошкольного возраста, составлено тематическое планирование по формированию культурно– и гигиенических навыков и навыков самообслуживания для воспитателей младшей группы, тематическое планирование по ведению домоводства для воспитателей старшей группы.
Воспитатели старшей группы составили домашнюю энциклопедию по обучению воспитанников практическим навыкам по домоводству, Воспитатели младшей группы оформили памятки по формированию культурно–гигиенических навыков и навыков самообслуживания.
Итогом результатов становятся показательные занятия, на которых воспитанники совместно с воспитателями показывают свои знания и практические умения: «Маленькие хозяюшки», «Два мира – девчонки и мальчишки».
По результатам проведенных мероприятий у воспитанников формируются понятия о необходимости проведения уборки и поддержки порядка, соблюдения личной гигиены, формируются навыки самообслуживания, домоводства. Навыки превращаются в привычки – действия, выполнение которых становится потребностью, подготовкой к будущей самостоятельной жизни. Поэтому, задача воспитателя помочь каждому ребенку осознать необходимость и полезность своего труда для окружающих, вызвать стремление трудиться в семье, обществе. Сравнение первичной и итоговой диагностики позволяет сделать вывод, что в процессе реабилитации несовершеннолетних наблюдается положительная динамика в социальном развитии воспитанников. Позитивные изменения отмечаются у воспитанников, прошедших полный курс реабилитации.