Холина Янина
Методические рекомендации «Способы работы с «гудошниками» в детском вокально-хоровом коллективе»
▼ Скачать + Заказать документы
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
"ЛИНЕВСКАЯ ДЕТСКАЯ ШКОЛА ИСКУССТВ"
ИСКИТИМСКОГО РАЙОНА НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ
Методические рекомендации
Тема:
«Способы работы с «гудошниками»
в детском вокально-хоровом коллективе»
Подготовила:
преподаватель первой квалификационной категории
класса фольклорного искусства Холина Я. Л.
Линево 2021г.
Публикация «Методические рекомендации „Способы работы с „гудошниками“ в детском вокально-хоровом коллективе“» размещена в разделах
- Вокал. Обучение детей пению
- Консультации для родителей
- Поем, учимся петь. Консультации для родителей
- Темочки
Нередко, проходя мимо поющей группы в детском саду, в школе или пытающихся петь взрослых, можно слышать, как лишь один только голос воспроизводит мелодию, остальные же просто выкрикивают слова. Ныне уже в общественном сознании сформировалась точка зрения, что люди выкрикивая слова, якобы поют песню.
За многие десятилетия отсутствия пения в школе наш народ утерял не только навык пения двух или трёхголосных песен, но и вообще представление о пении. Мы уже не услышим в застолье или на свадьбе не только стройного многоголосного пения, но и вообще пения гостей. Говорят, что нет способностей, что якобы «медведь на ухо наступил», что мы не артисты и т. д.
Часто преподаватели музыки, имеющие специальное образование, сетуют на то, что в классе или группе детского сада более половины от природы – «гудошники». Но заметим, ещё до середины 50-х годов прошлого века, не имеющие образования люди в сёлах, пели и умели передавать свои навыки пения детям. Каждая семья была певческим ансамблем. Люди не знали выражения «медведь на ухо наступил».
Обратим внимание на то, как народная песня способствует эффективному решению проблемы так называемых «гудошников».
Песни, звуковой объём которых составляет большая терция или кварта, воспринимаются и воспроизводятся как естественная речь. Если при этом в звукообразовании исходить из естественной речи, то, как показывает практика, интонация у детей быстро выправляется. В народной практике первичные интонационные формы возникали на основе речевой интонации и затем закреплялись певческой практикой.
Причиной неточного интонирования нередко является слабая атака звука, не опертость звука на дыхание, слабость голосовых мышц, вялость всех органов, участвующих в звукообразовании.
Душевная скованность, стеснительность, робость также не способствуют чистому интонированию мелодии. Немаловажную роль играет выбор тональности, в которой будет исполняться песня. Она должна быть удобна всей группе и в первую очередь «гудошникам».
Бывают случаи, когда учащийся не попадает ни на один из звуков мелодии. В этом случае целесообразно исходить из того звука, который он воспроизводит голосом. Необходимо подстроиться к нему своим голосом и инструментом, и, соединившись с ним, попеть его звук или его неверную интонацию.
При этом важно подчёркивать то, что у учащегося получается. Затем попросить его спеть другой звук или одну из фраз песни. Снова подстроиться к нему. При этом интонация должна иметь неширокую тесситуру.
Работая с одним «гудошником» или с группой, при этом нужно постоянно их подбадривать, так как в присутствии других детей у некоторых чувство стеснительности, замкнутости не позволяет внутренне раскрыться, опереть звук на дыхание.
Кстати, на вдох перед атакой звука необходимо постоянно обращать внимание, особенно при пении высоких звуков. Атака звука должна быть твёрдой, уверенной. Многие дети и взрослые нередко поют на выдохе с зажатыми горловыми мышцами.
Необходимо постоянно обращать внимание поющего на то, где начинается и кончается фраза.
Нередко для формирования чистого интонирования, используются частушки. Они повышают эмоциональный тонус.
Проблема "гудошников".
Известно, что одной из основных причин плохого интонирования является отсутствие у таких детей верной координации между слуховым представлением и его воплощением голосом. Считается, что это обусловленно отставанием развития соответствующих частей коры головного мозга.
Опыт показывает, что последнее можно представить не только как причину рассматриваемого явления, но и как следствие того, что ребёнок не справляется со своим голосовым аппаратом, не умеет правильно формировать певческий звук. Прежде всего это, по-видимому,относится к неумению использовать в пении головной резонатор. В результате затруднений в периферии отстает в развитии и центр.
К числу применяемых приё мов относится:
1. Пение звуков (с постепенным повышением) на гласную "у" приёмом стаккато (на слабой доле такта) с переходом на легато (для достижения органического и непренужденного характера звукоизвлечения);
2. Раскрепощение нижней челюсти в положении хорошо открытого рта (при пении на той же гласной "у"). Этим достигается и освобождение гортани от лишнего напряжения;
3. Певческое задание даётся ребёнку на слух, но подкрепляется зрительной наглядностью;
4. Звук, даваемый за образец, должен звучать в ярко выраженной высокой певческой позиции;
5. Задание даётся в живой форме, содержащей художественный момент (например, как "ответ кукушки");
6. Необходимо создать в группе атмосферу доброжелательности и желания помочь товарищу со стороны всех детей и вызвать стремление достигнуть успехау самого "гудящего", подчеркнуто поощрять каждый его, хотя бы и небольшой, успех.
В случае невозможности добиться от ребёнка верного выполнения задания с помощью перечисленных мер, применяется специальный приё м: плотное закрывание ушей ладонями рук.
А. А. Маслов выделил в особую группу всех фальшиво поющих детей и прежде всего подверг их медицинскому осмотру с точки зрения слухового и голосового аппарата. Физически дети оказались вполне здоровы, он начал занятия. Уловив высоту, которую обычно воспроизводили дети (а они пели на чистую кварту и чистую квинту ниже, Маслов предложил им спеть на этой высоте такую простую народную прибаутку на одном звуке, как «Барашеньки-крутороженьки». Впервые дети испытали необычное для них ощущение: совпадение своего звука голоса со звуком инструмента. Маслов постарался закрепить это ощущение пением целого ряда попевок. Найдя исходный звук, через некоторое время он прибавил к нему второй, который дети тоже правильно воспроизвели. После пения простых попевок на двух звуках прибавил третий. Так постепенно укрепляя и расширяя диапазон детей, он подвёл их к пению и тех простых песен в обычной тесситуре, которые они вначале не могли петь.
В результате работы Маслов сделал вывод, что у детей слух был, но диапазон их голоса оказался смещённым от того диапазона в котором обычно поют дети.
А. Г. Раввинов считал целесообразным применять приём «атакирования» верхнего регистра детского голоса, т. е. сразу начинать с пения высоких звуков. Он отмечал, что многие дети имеют низкий голос разговорный ипереносят характер звучания речи в своё пение.
Связывая эти оба процесса между собой А. Г. Раввилов предлагал детям говорить и читать на высоких звуках, а на занятиях пением предлагал им петь «высоким звуком», ярко отмеченой от той высоты, которой обычно пользовались эти дети, нередко дети после инфекционных заболеваний получают осложнения, а их физический слух оказывается пониженным.
Вот один пример: Один мальчик во время простуды сильно кричал, после чего охрип и с того времени говорит хриплым голосом.
Порядок упражнений был такой: пение по представлению, т. е. на слог «ля» и «ю». В это время происходят небольшие движения в голосовом аппарате, что является подготовкой для пения вслух. Затем эти звуки пропевались на закрытый рот, тихо и отрывисто, и после этого уже на слоги. Таким образом пропевали затем и фразы и песни.
Неверная интонация связана с плохим открыванием рта и зажатой челюстью.
Немного о пении в хоре
При пении хора с инструментальным сопровождением внимание детей несколько рассеивается. Хор, постоянно поющий с инструментальным сопровождением, не всегда в состоянии чисто петь без сопровождения инструмента, в то время как хор, поющий a capella, всегда сможет чисто исполнить произведение, написанное синструментальным сопровождением.
Пение без сопровождения развивает, совершенствует слух, повышает внимание поющих к чистоте интонации и тем самым воспитывает навыки точного интонирования.
Было зафиксированно несколько случаев излечения детей от стойкого несмыкания связок. Средством явилось только пение в хоре.
Педагог обязан быть не только тонким музыкантом, певцом, физиологом, врачом, разбирающимся в природе звукообразования, но и психологом.
Должен видеть подлинные причины детонации, которые нередко связаны с болезнью голоса, горла, носа, других органов, с плохим настроением и т. д.
Переход к песням с более широкой тесситурой должен осуществляться после уверенного усвоения песен неширокого диапазона. Если, например, в детском садике, каждый год прибавлять по одному тону, то к выпуску рабочий диапазон голосов детей может быть равен октаве.
Следует особо отметить, что игнорирование последовательности в певческом развитии отстающих учащихся с каждым годом ведёт к увеличению их числа, и это, в свою очередь, делает невозможным развитие остальных детей.
Именно поэтому приходится слышать на уроках музыки вместо пения сплошной гул или мелодекламацию всего класса на фоне единственного голоса учителя, поющего верную мелодию.
Необходимо выравнивать певческие навыки. Если этого не сделать, то все участники ансамбля, не слыша ладовых опор песни, тоже станут «гудошниками».
Большую роль играет подбор репертуара в соответствии с возможностями исполнителей. Подлинные народные песни, которых записано и опубликовано многие тысячи, являются самым благодатным материалом. И здесь встаёт вопрос умелой аранжировки народной песни руководителем коллектива в соответствии с тем уровнем, на котором находится его коллектив.
Очень важно педагогу не ошибиться в определении типа голоса. Нередко детонация связана с тем, что у поющего очень низкий голос, а песни подаются в высокой тональности. Верный выбор тональности и неширокая тесситура песен – одно из главных условий достижения чистого интонирования особенно для начинающих.
Проблема работы с детьми, у которых есть «нарушение нормального голосообразования», является актуальной и будет актуальной всегда, так как в школу искусств приходят учиться дети с различным уровнем музыкальных способностей.
У таких учащихся с первого класса выявляется не только резкое смещение и ограничение диапазона голоса, но и ряд других нарушений: патологическое качество звучания (сипы, хрипы, спастическое, темное звучание, резко твердая либо придыхательная атака звука, отсутствие легато, ограниченный фонационный выдох.
Поиски методов работы с гудошниками должны быть направлены не только на исправление интонации и расширение диапазона, но и на воспитание основных качеств певческого голоса.
Причины первичных нарушений голосообразования могут быть:
1. Заболевания хронические и острые, во время которых не был соблюден голосовой режим, испуг, психическая травма, перенапряжение голосового аппарата.
2. Следствие неквалифицированного певческого обучения. Это дети, у которых родители либо пели в эстрадной манере, либо увлекались громкими маршеобразными песнями, в которых применяется твердая атака.
3. В наличии высокого процента «гудошников» определенную отрицательную роль играет и звучащий эфир. Дети подражают грудным голосам эстрадных певцов, пению «шепотом», повторяют недозволенные для неокрепшего детского голоса приемы вокального звукообразования. Использование крайних нюансов динамики или твердой и придыхательной атаки может вызвать нарушение чистоты интонирования и резкое снижение неокрепшего детского голоса.
Есть еще группа детей, которых называют «лжегудошниками». У таких детей, как правило, ларингоскопическая норма. Такие дети, зачастую, очень впечатлительны, нервозны. Эти учащиеся обычно хорошо поют в хоре, но даже при успешном развитии певческого голоса в дальнейшем при сольных и ансамблевых выступлениях у них бывают срывы. В остальных же случаях «лжегудошниками» оказываются дети, которые трудно привыкают к школе. «Гудение» таких детей в сентябре – своеобразная форма неприспособленности к школе.
Работа по исправлению нарушений голосообразования дает результаты не сразу. Особо трудно работать с детьми, когда нарушения вызваны тяжелыми хроническими заболеваниями не только органов голосообразования, но и центральной нервной системы.
Практическую работу с гудошниками в первом классе можно поделить на три этапа.
1 этап: (4 – 5 уроков) Основная задача: направить внимание учащихся на качество звучания голоса, на овладение основными певческими навыками (легато, мягкая атака, свобода артикуляционного аппарата, нормальная сила звука).
При работе над вокальными упражнениями и песнями детям необходимо предлагать спеть «тоньше», «нежнее», «достать звуки». Полезно петь на слоги «лю», «ле», «ли», «ля», «да». Иногда предлагать учащимся петь про себя.
Говорить, чтобы во время вдоха дети раздвигали крылья носа и удерживали их в таком положении во время исполнения. При этом лицо должно быть приветливым, как будто вы улыбаетесь.
Необходим правильный эмоциональный настрой. Детям говорят, что петь могут научиться все, даже если сейчас еще не у всех получается красиво. Надо только постараться петь повыше. Иногда учитель индивидуально обращается к ребенку и говорит ему спеть сейчас со всеми тоненько, заставить свой голос достать эту высоту.
Через месяц такой работы начинают петь все «лжегудошники». Примерно таких же результатов может достигнуть и значительная часть «подлинных гудошников». Как правило, это дети, прошедшие неправильную «певческую школу». Некоторые «трудные» дети тоже начинают исправляться. Огромную роль здесь играют эмоциональность, контактность, общие способности ребенка, задатки вокального слуха.
2 этап: (5 – 15 уроков). Необходим особый контроль над такими детьми. Подающих надежды «гудошников» сажают между чисто интонирующими учащимися. Трудным детям говорится, что они сами могут поднять руку и сказать, что уже могут петь точнее и выше. Также, сильным детям предлагается задание иногда анализировать пение гудошников. Детям с нечистой интонацией предлагается петь «про себя», когда поют сильные дети. Также предлагается вслух больше петь на слоги, чем со словами. Необходимо постоянно вселять уверенность таким детям, говорить, что у них получится красиво петь, только для этого надо стараться петь правильно, тоньше и «тянуть» звуки.
Очень помогают иногда старшие дети, «бывшие гудошники». Можно организовать индивидуальные беседы старших со младшими. Главное – заставить поверить ребенка и его родителей в возможность нормального певческого развития каждого из детей.
Индивидуальное внимание «гудящим» уделяется в процессе всего урока: открой шире рот, не надо напрягаться, подними выше голову. Некоторым детям удобнее петь на какой – то определенный свой слог. Найдя его, ребенок в классе поет «про себя» на этот наиболее удобный для него слог, а дома на этот же слог поет вслух. Некоторым детям помогает опора на мышечное чувство («зевок», «чувствовать крылья носа»).
Основной же метод работы на данном этапе – работа по группам.
На репетиции дети садятся так: 3 ряд – чисто интонируемые дети, среди них 2 – 3 подающих надежды гудошники.
Во 2 ряд сажают детей с сильным сипом из – за заболеваний органов голосообразования и тех детей, которые только что начали чисто петь.
Первый ряд – гудошники, требующие индивидуального внимания и обследования общего состояния здоровья.
Процесс разучивания песни на данном этапе идет примерно так:
Показ песни учителем и чтение текста.
Пение учителем 1 куплета – весь класс поет «про себя», с активной артикуляцией, выразительно.
Пение 1 куплета 3 рядом (без сидящих среди них «гудошников», остальные поют «про себя».
Песню поет весь класс на слоги.
Песню поет весь класс со словами.
Постепенно, к концу 2 этапа, обнаруживается, что у некоторых учащихся произошел сдвиг по основным параметрам (диапазон, звуковедение, звукообразование, интонация, качество звучания, фонационный выдох).
3 этап: индивидуальный подход к оставшимся гудошникам. Детей с серьезными заболеваниями органов голосообразования, (ларингит, астма, логоневроз, дети с заболеваниями слуховых органов) исправлять гораздо легче, чем с психоневрологическими.
Работа с детьми, у которых заболевания органов голосообразования: наиболее эффективнее в работе с такими детьми являются методы : требование большей эмоциональности в пении и слушании, упражнения на развитие гармонического слуха, импровизация. Полезно несколько уроков помолчать. В этот период они на уроке «судьи», оценивающие пение товарищей. Затем им предлагается петь 2 – 3 урока с нормальной силой звука. Если в течение этих уроков сдвиг не наблюдается, снова рекомендуется молчание, затем пение «про себя» (3 – 4 урока) и опять пение вслух.
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:
1. А. Д. Войнова “Развитие чистоты интонации в пении дошкольников” – М., 1960.
2. Д. Е. Огороднов «Музыкально-певческое воспитание детей в общеобразовательной школе.» / Д. Е. Огороднов - Изд. 3-е. — Киев: «Музична Украйина», 1989. — 164 с.
3. Н. Добровольская Н. Орлова "Что надо знать учителю о детском голосе", издательство "музыка" москва 1972. — 32с.
4. В. Н. Шацкая «Детский голос»,-Изд. «Педагогика»-М. ,1970.
5. Н. А. Ветлугина,И. Л. Дзержинская,Л. Н. Комиссарова «Методика музыкального воспитания в детском саду» Изд. 3-е. ,испр. И доп. М. :Просвещение,1989. —270с. :нот.