Ирина Щепетинникова
Методические рекомендации для педагогов по обобщению опыта работы
▼ Скачать
+ Заказать документы
Аннотация: в статье рассматривается проблема обобщения педагогического опыта, представлен алгоритм, как обобщить педагогический опыт, начиная с выбора темы (примерное методическое сопровождение по обобщению опыта, разъяснение по структуре, объему содержания, трансляции); статья адресована педагогам дошкольных образовательных организаций.
Публикация «Методические рекомендации для педагогов по обобщению опыта работы» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Обобщение опыта работы
- Опыт работы, практика
- Опыты и эксперименты. Консультации для родителей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2020
Ключевые слова: педагогический опыт, обобщение опыта, передовой опыт, актуальная тема, структура опыта, содержание опыта, результат работы.
Современное дошкольное образование предусматривает развитие и вариативность. Задача дошкольной образовательной организации – трансляция лучшего педагогического опыта.
Каждому педагогу важно уметь грамотно представить результат своей работы. Этому мы учимся на протяжении всей профессиональной деятельности.
Добиться в работе положительного высокого результата можно разными прогрессивными способами. Мастерство заключается в том, чтобы найти новые, интересные формы и методы педагогической деятельности.
Какой же опыт является передовым? Только тот опыт, который имеет идею, является примером для совершенствования своей педагогической деятельности.
Алгоритм обобщения педагогического опыта работы:
1. Процесс обобщения опыта работы начинается с самообразования.
Самообразование педагога – неотъемлемая часть его саморазвития и совершенствования педагогических компетенций.
Если тема самообразования плавно перерастает в опыт работы, то впоследствии такой опыт можно успешно обобщить.
Для выбора темы и ее правильной формулировки следует обратиться к содержанию ФГОС, где требования к результатам освоения детьми образовательной программы представлены в виде целевых ориентиров дошкольного образования.
2. Выбор темы для обобщения опыта.
Тема опыта должна отражать краткое содержание работы.
При выборе темы необходимо учитывать:
Цель (или результат) - это предполагаемый результат работы, формулировка определяется в соответствии с целевыми ориентирами (раздел IV, п. 4.6 ФГОС ДО, например: «Развитие инициативы и самостоятельности…»
В теме нужно указать возраст (категорию) детей, с которыми будет достигнута цель. Например: «…у детей старшего дошкольного возраста».
В теме необходимо указать средства, при помощи которых цель будет достигнута. Например: «…посредством применения ИКТ…» или
«… проектной деятельности…» и др. В данных случаях применение ИКТ или проектная деятельность – это и есть средства достижения результата.
Таким образом, оформление темы может быть представлено следующим образом:
Цель/результат–› Категория детей –› Средство достижения цели/результата.
(Или: Средство достижения цели/результата –› Цель/результат –› Категория детей)
3. Составление структуры написания опыта.
Когда накоплен достаточный материал по выбранной теме, он анализируется педагогом, а затем подлежит описанию. Из собранной информации выбирается главное и второстепенное, готовится теоретическое обоснование опыта.
Структура опыта работы:
• Условия возникновения опыта.
К условиям возникновения опыта можно отнести: изучение методической литературы, КПК (курсы повышения квалификации, опыт других педагогов, инновационную деятельность, результаты педагогической диагностики.
• Актуальность и перспективность опыта.
В соответствии с основными принципами ФГОС ДО, педагог создает необходимые условия для развития детей с учетом их возрастных и индивидуальных возможностей, особенностей, способностей, интересов, творческого потенциала. На этапе завершения дошкольного детства важными являются целевые ориентиры. Профессиональная деятельность педагога основана на реализации ФГОС ДО.
Для того, чтобы представить актуальность темы, ее следует проанализировать.
• Ведущая педагогическая идея опыта.
Ведущая педагогическая идея опыта уже заложена в формулировке темы, она следует теме, а опыт раскрывает ведущую педагогическую идею.
• Теоретическая база опыта.
Указываются теории, законы, закономерности, положения, реализуемые в педагогической деятельности.
• Новизна опыта.
Отразить, что нового сделано по данной теме, указать отличительные особенности разработки, показать соотношение теории и личного практического опыта.
• Технология опыта.
Следует проанализировать:
соответствие содержания опыта целям и задачам,
формы и методы образовательной работы, их усовершенствование для оптимальной результативности,
организацию образовательного процесса,
способы включения воспитанников в разные виды деятельности,
связь полученных результатов с поставленными целями и задачами, способами деятельности участников образовательного процесса.
• Результативность.
Результаты работы по выбранной теме, критерии достижения цели, количественные и качественные изменения педагогического процесса, диагностика, с помощью которой проводилось исследование проблемы.
• Адресная направленность.
Область применения опыта, рекомендации адресного применения.
• Приложение.
Материалы, раскрывающие технологию применения опыта; копилка практических идей: конспекты, технологические карты, перспективные планы, сценарии, фотоальбомы, картотеки/подборки и др.
4. Определение объема опыта работы.
Рекомендуемый объем по теме опыта – 10-15 листов (20-30 стр., без приложений. Более подробно представляются практические педагогические находки, апробированные педагогом, а не теоретические основы.
Стиль написания опыта работы должен иметь привлекательность и оригинальность изложения, а педагог - заинтересовать рекомендуемым опытом. Это достигается с помощью ярких примеров, конкретной методики, полученных результатов.
5. Трансляция/демонстрация опыта работы.
• Презентация опыта на разных уровнях (педагогических советах в ДОО, городских, региональных педагогических и методических мероприятиях, конференциях, семинарах, публикации в журналах.
• Участие в конкурсах разного уровня: муниципальных, региональных, Всероссийских.
• Распространение ППО, доступность для разных заинтересованных категорий, в т. ч. родителей,
через блоги образовательных порталов в Интернет-сети.
• Вопросы для педагогов
1. С чего начинается обобщение опыта работы?
2. Как выбрать тему для обобщения опыта работы?
3. Какова структура написания опыта работы?
4. Каким должен быть объем вашего опыта работы?
5. Что делать с опытом вашей работы после обобщения?
• Практические задания
• Отметьте правильно сформулированную тему опыта:
1. Развитие творческих способностей детей посредством нетрадиционных техник рисования.
2. Развитие любознательности у детей дошкольного возраста.
3. Интеллектуальная карта как средство развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста.
4. Использование фольклора в работе с детьми младшего возраста.
• Определите структуру опыта в правильном порядке:
Новизна
Теоретическая база
Актуальность и перспективность
Приложение
Технология
Ведущая педагогическая идея
Результативность
Условия возникновения и становления опыта
Адресная направленность
Статья составлена на основе материалов журнала «Старший воспитатель»
№ 11/2019 г.