Татьяна Яковлева
Программа гендерного воспитания детей «Мальчики и девочки — два разных мира»
Методические рекомендации
Программа гендерного воспитания детей старшего
дошкольного возраста
«Мальчики и девочки – два разных мира»
1. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ
Цель программы – создать условия развития детей с учетом гендерных представлений.
Задачи: формировать у детей знания о представителях двух противоположных полов.
Публикация «Программа гендерного воспитания детей „Мальчики и девочки — два разных мира“» размещена в разделах
Расширять знания детей по ознакомлению с такими качествами, как мужественность и женственность.
Расширять представления о профессиональной деятельности мужчин и женщин.
Воспитывать уважительное отношение к сверстникам своего и противоположного пола.
Принципы реализации программы по гендерному воспитанию детей :
При формировании образовательного пространства и реализации образовательной деятельности в соответствии с ФГОС ДО Программа реализует принципы дошкольного образования:
1. Построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования (далее - индивидуализация дошкольного образования);
2. Содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;
3. Поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;
4. Сотрудничество Организации с семьей;
5. Приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства;
6. Формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности;
7. Учет этнокультурной ситуации развития детей;
8. Принцип интеграции содержания дошкольного образования в соответствии с возрастными возможностями и особенностями детей, спецификой и возможностями образовательных областей, предполагающий связанность, взаимопроникновение и взаимодействие отдельных образовательных областей, обеспечивающих целостность образовательного процесса.
Особенности развития мальчиков и девочек.
Особенности развития мальчиков :
Легче запоминают информацию, расположенную вертикально.
Эффективно воспринимают информацию о действиях (глаголы).
Способны на кратковременное усилие
Предпочитают поисковую деятельность
Не любят повторения
Предпочитают сделать быстро, но «кое-как»
Труднее адаптируются к неподходящим для них условиям деятельности,
пытаются от них избавиться
Особенности развития девочек.
Легче запоминают информацию, расположенную горизонтально.
Требуют спокойной обстановки, последовательно выстроенной деятельности
Любят утвердиться в правильности своих знаний и решений путем повторения
Лучше адаптируются
Стараются получить качественный результат, который может быть положительно оценен другими
Планируемые результаты.
Приобретены навыки положительных взаимоотношений с противоположным полом.
Сформированы начальные представления детей о гендерных особенностях, Научились использовать полученные знания в ходе общения с девочками и мальчиками.
Сформированы у дошкольников знания о профессиях мужчин и женщин.
Поддержка детской инициативы и самостоятельности
Для поддержания инициативы ребенка необходимо:
Приоритетной сферой проявления детской инициативы в старшем дошкольном возрасте является вне ситуативно – личностное общение со взрослыми и сверстниками, а также информационно познавательная инициатива.
Для поддержки детской инициативы взрослым необходимо:
• создавать в группе положительный психологический микроклимат, в равной мере проявляя любовь и заботу ко всем детям:
• выражать радость при встрече, использовать ласку и теплое слово для выражения своего отношения к ребенку;
• уважать индивидуальные вкусы и привычки детей;
• поощрять желание создавать что- либо по собственному замыслу;
• обращать внимание детей на полезность будущего продукта для других или ту радость, которую он доставит кому-то (маме, бабушке, папе, другу)
• создавать условия для разнообразной самостоятельной творческой деятельности детей;
• при необходимости помогать детям в решении проблем организации игры;
• привлекать детей к планированию жизни группы на день и на более отдаленную перспективу.
• обсуждать совместные проекты;
• создавать условия и выделять время для самостоятельной творческой, познавательной деятельности детей по интересам.
2. Содержательный
Дата Тема Содержание Формы и методы работы
05.10.20 Тема «Кто я, мальчик или девочка?» Выявить и закрепить понятия ребёнка о себе как о представителе определённого пола, о некоторых психологических характеристиках мальчиков и девочек.
Упражнение «Листочек»
Беседа «Чем мы похожи? Чем мы отличаемся?»
Игра «Я хочу с тобой подружиться».
Диалоги
26.10.20 «Мальчики и девочки : разные или похожие?» Развивать умение отличать мальчиков от девочек;
воспитывать дружеские и уважительные отношения между детьми разного пола.
Беседа, наблюдения.
Игра «Волшебный цветок».
Игра «За что нам нравятся мальчик, девочки?».
02.11. 20 Тема: «Путешествие в страну мальчиков и девочек» Ознакомление детей с особенностями, нормами и правилами поведения в зависимости от пола.
Рассказ –история воспитателя : «Страна мальчиков и девочек», игра «Цветок дружбы»,
С. Маршак чтение стихотварения «О мальчиках и девочках».
Рефлексия : «Солнечные лучики»
23.11. 20 Тема: «Женщина – труженица». Формировать представления детей о профессиях женщин, о профессиях мам.
Уважительно относиться к труду женщин.
Беседа
Игра «Кто изготовил эти предметы».
Игра «Кому, что нужно для работы».
Художественно-творческая деятельность «Подарок маме».
07.12. 20 Тема: «Кто я»? Закреплять представления о взаимосвязи имени человека и его гендерной принадлежности. Игра «Назови имя».
Беседа «Что значит имя мое».
Обучающая игра «Дорожка».
Л. Успенский «Ты и твое имя»
28.12. 20 Тема: «Одежда мальчиков и
девочек» Что любят надевать мальчики и девочки.
Как одеваются люди в разные сезоны.
Беседа,
Игра «Выбери, что носят только мальчики (девочки)».
25.01.21
Тема «Человек растёт и изменяется» Формировать представление о ходе возрастного развития человека. Беседа
Игра «Кто сначала, кто потом»
Игра «Кому что нужно?»
Упражнение «Ласковое»
А. Барто «Я расту»
08.02. 21 Тема: «Мальчики - маленькие рыцари» Выявить и закрепить представление мальчиков о том, что они обладают особенными признаками поведения в ситуациях, когда они общаются с девочками. Находясь в окружении девочек, мальчики берут на себя роль защитника. Ситуации с вопросами и заданиями.
Упражнение «Настоящий рыцарь спешит помочь принцессе»
Рисование по замыслу на тему: «Я рыцарь».
Рассматривание сюжетных картинок.
22.02. 21 Тема: «Профессии наших пап» Развивать познавательный интерес к профессиям пап, желание быть похожим на папу.
Беседа о профессиях.
Рассматривание выставки «Профессия моего папы».
Д/ и: «Угадай профессию»
Пальчиковая игра «Профессии»
01.03.21 Тема «Девочки - маленькие хозяюшки» Осознание и понимание того, что девочки - создательницы красоты, уюта, хранительницы домашнего очага. Анализ педагогических ситуаций
Чтение С. Маршак «Усатый-полосатый»
Э. Успенский «Если был бы я девчонкой».
29.03.21 Тема «Правила поведения для мужчин и женщин в семье» Расширять понятия о том, что в семье есть и мужчины и женщины, поведение и обязанности у них разные. Следует уважительно относиться ко всем членам семьи. Беседа.
Игра «Нужна твоя помощь»
Д/и «Найди поступок».
Чтение В. Осеева «Добрая хозяюшка»
05.04.21 Тема «Хорошо - плохо» Помочь в осмысливании детьми своих качеств «мужественности», «женственности», развивать положительный образ Я-мальчик, Я-девочка. Упражнение «Я хорошая девочка (хороший мальчик)»
Чтение Е. Пермяк «Торопливый ножик»
Анализ житейских ситуаций
Г. П. Шалаев «Правила поведения»
26.04. 21 Тема: «Профессии моей семьи» Продолжать формировать представления детей о профессиях взрослых, их дифференциации от полового признака. Беседа «Все профессии важны».
Игра «Отгадай, какую профессию я загадала».
В. Маяковский «Кем быть»
24.05.21 Тема «Мы – такие разные, мальчики и девочки». «Галерея семейных портретов» Подвести детей к тому, что среди них есть мальчики и девочки, у них разные игры, одежда и причёски, но они дети, которые вырастут и станут мужчинами и женщинами. Д/и «Составь портрет»,
Игра «Кто быстрее»
Анализ педагогических ситуаций.
3 раздел. Организационный.
Материально-техническое обеспечение программы :
Материально-техническое обеспечение программы :
Тема Методические материалы, средства обучения и воспитания
Список литературы, игрушки, пособия, наглядный и раздаточный материал…
Тема «Кто я, мальчик или девочка?» С. Маршак стихотворение «О мальчиках и девочках».
картинки по теме «Мальчик, девочка».
Тема: «Мальчики и девочки : разные или похожие?» Сюжетные картинки «Дети играют с игрушками в группе детского сада», «Дети играют на прогулке», Волшебный –цветок с «отрывающимися лепестками»
Тема: «Путешествие в страну мальчиков и девочек» Игра «Сложи картинки» (игра девочек и мальчиков).
С. Маршак стихотворение «О мальчиках и девочках», «Карта путешествие по волшебной стране».
Тема: «Женщина – труженица». Игра «Кто изготовил эти предметы».
Игра «Кому, что нужно для работы»
С. Михалков «А что у вас»
Альбом «Профессии женщин»
Тема: «Кто я»? Картинки с изображением мальчиков и девочек, обучающая игра «Дорожка».
Л. Успенский «Ты и твое имя»
Тема: «Одежда мальчиков и
девочек» Игра «Выбери, что носят только мальчики (девочки)»,
Игра «Сложи на полочку»
Предметные картинки одежды.
Н. Носов «Заплатка»
З. Александрова «Сарафанчик»
Альбом «Одежда для мальчиков и девочек»
Тема «Человек растёт и изменяется» Игра «Кто сначала, кто потом»
Игра «Кому что нужно?»
А. Барто «Я расту»
Тема: «Мальчики - маленькие рыцари» Сюжетные картинки: «Встреча рыцаря с принцессой», «Мальчик помогает нести ведро с водой», «Мальчик пропускает девочку войти в группу».
В. Косовицкий «Будущий мужчина»
Тема: «Профессии – наших пап» Д/ и: «Угадай профессию», альбом «Профессии наших пап»
Г. Брагиловская «Наши мамы, наши папы».
Тема «Девочки - маленькие хозяюшки» Педагогическая ситуация
Чтение С. Маршак «Усатый-полосатый», сюжетные картинки «Хозяюшка», Э. Успенский «Если был бы я девчонкой».
Тема «Правила поведения для мужчин и женщин в семье» Сюжетные картинки по теме «Папа пылесосит пол, мама моет посуду», «Папа вешает полку», «Мама гладит бельё»
Игра «Нужна твоя помощь»
Д/и «Найди поступок».
Чтение В. Осеева «Добрая хозяюшка»
Тема «Хорошо - плохо» Чтение Е. Пермяк «Торопливый ножик»,
житейская ситуаций, д/и «Хорошо, плохо», иллюстрации к книге «Торопливый ножик».
Г. П. Шалаев «Правила поведения», песня «Улыбка»
Тема: «Профессии моей семьи» В. Маяковский «Кем быть», Альбом с фотографиями «Кем работают родители», сюжетные картинки о профессиях
Д/ и: «Профессии» (разрезные картинки)
Тема: Тема «Мы – такие разные, мальчики и девочки». «Галерея семейных портретов» Д/и «Составь портрет»,
Игра «Кто быстрее»
Анализ педагогических ситуаций, краски, карандаши, бумага.
График проведения занятий: 2 раза в месяц по 30 минут
Традиционные события, праздники, мероприятия: осенний праздник, День матери, Новогодний утренник, праздник «Мой папа защитник», утренник «Моя мама лучше всех»., физкультурное развлечение «Космическое путешествие», «Папа, мама, я – спортивная семья».
Развивающая предметно – пространственная среда в группе спроектирована для реализации программы по гендерному воспитанию дошкольного образования, в соответствии с которой подобран материал по следующим образовательным областям: социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно–эстетическое развитие и физическое развитие.
Линии социально-личностного развития ребенка Зонированность пространства Наполнение среды
(что реально есть в среде)
Представление ребенка о себе, половозрастная, ролевая идентификация Игровой центр активности Сюжетно-ролевые игры
«Семья», «Почта», «Перекрёсток», «Библиотека», «Ателье», «Моряки», «Школа», «Зоопарк», «Детский сад», «Салон красоты», «Поликлиника», «Пожарные», «Полиция», «Магазин», «Кофе», «Библиотека», «Зоопарк», в уголке имеются куклы разного размера и пола, кукольный дом.
Центр театрализованных игр Полумаски, атрибуты для разыгрывания сказок, костюмы для персонажей.
Центр творчества Трафареты машин, военной техники, ракет, самолётов.
Трафареты кукол, посуды, одежды, животных.
Представление ребенка о других людях (семья; сверстники, взрослые) Уголок «Русской народной культуры и патриотического воспитания» Альбомы «Профессии», «Герб моей семьи», «Моя семья», «Великие люди нашей Отчизны»
Дидактические игры: «Собери костюм»;
- куклы травницы, куклы пеленашки.
Уголок игры Сюжетно-ролевые игры для мальчиков и девочек. «Семья», «Почта», «Перекрёсток», «Библиотека», «Ателье», «Моряки», «Школа», «Зоопарк», «Детский сад», «Салон красоты», «Поликлиника», «Пожарные», «Полиция», «Магазин», «Кофе», «Библиотека», «Зоопарк»
Уголок книги Художественная литература по возрасту на разные лексические темы, Альбомы: «профессии», «Любимые сказки», «Мои друзья», «моя страна», «Быт людей в старину», «Люди разных национальностей». Портреты писателей (русские и зарубежные)
Работа с родителям.
Консультация «Знакомство с программой».
Журнал для родителей «Сюжетно-ролевые игры, как средство гендерного воспитания дошкольников»
Консультация «Игры для мальчиков и девочек»
Памятки для родителей: «Советы по воспитанию мальчиков и девочек».
Индивидуальные беседы с родителями.
Выпуск фотогазеты : «Я как мама», «Я как папа»
Развлечение к дню матери.
Спортивный праздник «Папа, мама я»
Оформление папки – передвижки «Мальчики и девочки – два разных мира»
Презентация программы родителям.
В программу входит цикл тем по гендерному воспитанию детей.
Обратить внимание родителей на то, какие задачи решаются посредством программы. Какие мероприятия будут организованы для детей и родителей в течении года. Предложить родителям рассказать детям о своих профессиях.
Помочь детям на собственном примере увидеть поведение мужчины и женщины (через трудовые действия, поступки, внешний вид). Стараться поощрять детей за желание выполнять хорошие и мужественные поступки мальчиков, а девочек за помощь маме. Постараться понять и принять наших мальчиков и девочек такими, какие они есть, такими разными и по –своему прекрасными, какими создала их природа.