Людмила Костенко
Методические рекомендации «Приемы мотивации детей дошкольного возраста к деятельности»
▼ Скачать + Заказать документы
Пояснительная записка
Любая деятельность, будь то игровая, двигательная, познавательно-исследовательская, должна быть интересна для детей любого возраста. В современных условиях образовательный процесс не ограничивается одним-двумя занятиями, а длится в течение всего дня, в различных режимных моментах. При этом так называемое «прямое обучение», когда ведущим по-прежнему, является педагог, перестает быть актуальным. Современная теория обучения и воспитания все больше и больше обращается к личности ребенка, к тем внутренним процессам, которые формируются у него под влиянием деятельности и общения. Как же сделать так, что бы любой вид деятельности был интересен детям? Ответ на этот вопрос дает в методических рекомендациях их автор, обращаясь к приемам мотивации.
Публикация «Методические рекомендации „Приемы мотивации детей дошкольного возраста к деятельности“» размещена в разделах
В теоретической части методических рекомендаций обращается внимание на методы и приемы мотивации и дается определение типов, типичных для детей дошкольного возраста.
Практическая часть является материалом из опыта работы педагога, включает примеры разных видов деятельности и разные подходы. Известные приемы автор дополняет соревновательными элементами и рекомендует педагогам проявлять собственное творчество и фантазию.
Данные методические рекомендации представляют интерес для педагогов ДОО, будут способствовать нетрадиционному построению образовательного процесса, основываясь на интересах ребенка и возрастных их характеристиках.
Введение.
Мотивация - представляет собой совокупность внутренних и внешних движущих сил, которые побуждают человека к деятельности.
Цель мотивации – вызвать у детей интерес к занятию, занимательному делу, или какой либо деятельности, создать условия увлеченности, умственного напряжения, направить усилия детей на осознанное освоение и приобретение новых знаний, умений и навыков. Именно с мотивации начинается любое взаимодействие между ребёнком и взрослым. Любая детская деятельность должна вызывать положительные эмоции и быть осмысленной. А осмысленной она становится тогда, когда есть заинтересованность у самого ребенка. Именно эту заинтересованность воспитателю необходимо вызвать у дошкольников.
В современной педагогике определяют следующие типы мотивов, типичных для дошкольного возраста :
1. Мотивы, связанные с интересом детей к миру взрослых, с их стремлением действовать, как взрослые.
2. Игровые мотивы, связанные с интересом к самому процессу игры.
3. Мотивы общения, установления и сохранения положительных взаимоотношений со взрослыми и другими детьми.
4. Мотивы самолюбия, самоутверждения.
5. Познавательные и соревновательные мотивы
6. Нравственные мотивы, выражающие отношения ребенка к другим
людям.
Разнообразие приемов мотивации обусловлено возрастом детей. Приемы мотивации, которые подходят для детей младшего и среднего возраста, отличаются от приемов, подходящих для старшей и подготовительной группы даже в рамках одного вида мотивации. Так, например, ребенок трех-четырех лет еще не сравнивает свои достижения с достижениями сверстников. Одним из основных мотивов у младших школьников является стремление к самоутверждению и желание получить одобрение взрослых. Это выражается в приписывании себе положительных качеств или в выполнении действий, которые влекут положительную оценку взрослого. В то же время старшие дошкольники вносят соревновательные мотивы в любые виды деятельности, даже в такие, которые сами по себе соревнования не включают. Дети постоянно сравнивают свои успехи, переживают промахи, неудачи. Отсюда будут и разные приемы мотивации, которые педагог использует в своей деятельности, опираясь на возраст воспитанников.
В своей работе с детьми старшего дошкольного возраста я использую разные мотивационные приемы, используя мотив, как приманку к деятельности. Широко использую игры-превращения и игры-путешествия. В отличие от малышей просто побыть в какой-либо роли, детям 6-7 лет уже не достаточно. Поэтому я дополняю эти приемы соревновательными элементами. Кто быстрее, кто больше, кто аккуратнее, у кого интереснее, у кого чем-то отличается от других, кто внимательнее, кто тише, а также все возможные комбинации. Ограничиться здесь можно лишь только собственной фантазией. Но ввиду того, что у каждого ребенка скорость усвоения информации и темпы достижения результата разные, ни один ребенок не остается в проигрыше. Стараюсь найти такой отличительный элемент, и подчеркнуть его, чтоб воспитанник не чувствовал себя в соревновании неудачником, а наоборот, понимал, что он отличается от других чем то особенным. В целом дети подготовительной группы очень любят соревнования.
Выделила восемь типов мотивации :
Первый тип- игровая мотивация – «Помоги игрушке», ребёнок достигает цели обучения, решая проблемы игрушек. Игрушки использую яркие, эстетичные, желательно новые.
Игровые и сказочные персонажи часто приходят в гости, знакомятся с детьми, дают им задания, рассказывают увлекательные истории, а также оценивают результаты труда малышей. Стараюсь сделать так, чтобы каждый персонаж был интересным и запоминающимся, имел свой характер. Детское стремление общаться и помогать ему существенно увеличивает активность и заинтересованность. Во время работы у каждого ребёнка свой персонаж (вырезанный, игрушечный, нарисованный, которому он оказывает помощь). По окончании работы я детям предлагаю поиграть с игрушками.
При данной мотивации ребёнок выступает как помощник и защитник, и её уместно использовать для обучения различным практическим умениям. Такую мотивацию часто использую в совместной организованной образовательной деятельности : аппликации, конструировании, рисовании.
Например, при выполнении аппликации предлагаю посмотреть, кто сидит на пеньке? (Зайчиха с зайчонком). Зайчиха почему-то грустная? Почему- определяют дети. Кто-то предполагает, что ее зайчата убежали в лес гулять в летних шубках, а на улице зима. А что случилось со старшим зайчонком? Он послушал маму и надел зимнюю шубку. Давайте ей поможем найти зайчат и переодеть.
На рисовании к детям пришел ёжик. Не один пришел, с друзьями. Они играют в прятки и не знают, куда им спрятаться. Дети предлагают спрятать их под листочками.
Медведь разрушил теремок зверей. Они остались без домика. Как мы можем помочь животным? (Можем сами построим им домики из кубиков, аппликацию - из палочек Кюизенера, или нарисуем красками).
Интересный прием мотивации- помощь взрослому – «Помоги мне». Здесь мотивом для детей является общение со взрослым, возможность получить одобрение, а также интерес к совместным делам, которые можно выполнять вместе.
Я сообщаю детям, что собираюсь мастерить и прошу детей помочь. Интересуюсь, как они могут помочь. Каждому ребёнку даю посильное задание. В конце подчеркиваю, что результат был достигнут путём совместных усилий, что к нему пришли все вместе.
Эту мотивацию я использую в совместной образовательной деятельности в ИЗО, в трудовой деятельности.
Например: Ребята, я хочу угостить наших гномиков печеньем. Но я одна, а гномиков много. Я, наверное, не успею. Вы хотите мне помочь? Можно сделать разноцветное печенье.
Трудовая деятельность : Ребята к нам сейчас придут гости. Помогите мне, пожалуйста, убрать игрушки.
Коллективные работы, коллажи «Ваза с цветами», «Подводный мир», «Волшебный телевизор» и другие часто использую в итоговых мероприятиях по теме недели.
Следующий тип мотивации «Научи меня» - основан на желании ребёнка чувствовать себя знающим и умеющим. Я сообщаю детям, что собираюсь заняться какой - либо деятельностью и прошу детей научить меня. По окончании игры каждому ребёнку даю оценку его действий и раздаю звездочки. Например: игровая деятельность : Ребята, наша кукла Таня собралась погулять, мне нужно её одеть на прогулку. Я не знаю, как это сделать. Вы можете меня научить?
Рисование ладошками : Ребята хочу сделать необычную выставку, а не могу придумать, как превратить отпечаток ладошки в рисунок. Научите меня.
«Создание предметов своими руками для себя» - интересный вид мотивации и основан на внутренней заинтересованности ребёнка. Такая мотивация побуждает детей к созданию предметов и поделок для себя или близких. Например: Ребята, посмотрите какая у меня красивая открытка! Эту открытку можно подарить маме на 8 марта. Вы хотите подарить маме такую же? И я показываю, как можно это изготовить.
Художественное слово. Я использую стихи, песенки, потешки, загадки и т. д. Этот тип мотивации можно использовать во всех возрастных группах.
Проблемные ситуации, прием соревнования, просьба также являются хорошим стимулом для деятельности.
- Незнайка с друзьями спорят, где есть воздух, для чего он нужен и как это можно узнать.
- Дюймовочка хочет написать письмо маме, но беспокоится, что мама не сможет его прочесть из-за очень маленького шрифта.
«Предметно-действенный тип мотивации. Это письма, волшебная корзина, коробочки, волшебная шкатулка, чудесный мешочек, плакаты.
И, конечно, компьютер, использование которого позволяет активизировать непроизвольное внимание, повысить интерес к обучению, расширить возможности работы с наглядным материалом, что способствует достижению поставленных целей.
Например: Игра – викторина «Волшебный сундучок», игра «Узнай сказку», игра – ассоциация «Кому что нужно для труда», а также презентации по теме.
Каждая деятельность должна содержать то, что вызовет удивление, изумление, восторг, что дети будут помнить долго. Нужно помнить изречение "Познание начинается с удивления". При этом важно учесть возраст детей, приемы, которые подходят для каждого возраста. Данная система построения, проведения и анализа ОД помогает детям получать необходимые знания и готовиться к школе с интересом и легкостью, не замечая, что его учат.
Одним из важных стимулов формирования мотивов является игра. Каждая образовательная деятельность должна содержать то, что вызовет удивление, изумление, восторг, одним словом то, что дети будут помнить. Педагог должен быть эмоциональным, артистичным, использовать максимум наглядности, элемент сказки, сюрприза, дети должны перемещаться в групповом пространстве (использовать в своей работе динамические, релаксационные паузы, пальчиковые игры, речь с движением, игры-хороводы).
Задача педагога – развивать творческое воображение детей, имитируя движения животных, произнося звукоподражания, используя игры-драматизации, театральные игры (настольный, пальчиковый, театр перчаток, кукольный и т. д.).
Для создания интереса широко использую игровые сказочные сюжеты в любой из образовательных областей, в зависимости от возраста детей. Появление гостей, особенно сказочных, интересен детям младшего и старшего возраста. Дети «отправляются» с ними в путешествие, в сказку. Сказочные персонажи вызывают чувство доверия к ним, стремление помочь в выполнении различных заданий, действий. Они сразу вызывают положительные эмоции, поэтому ОД проходят в атмосфере повышенного старания. Особая роль возлагается на метод замещения, когда различные знаки и символы, схемы и планы вызывают у детей ассоциации с действительными образами – это предоставляет ребенку большую свободу воображения, мышления и способствует эмоциональной раскрепо-щенности.
Особенно важна роль игровой деятельности в образовательной области «Коммуникативное развитие». Дети всегда затрудняются при составлении рассказов по картине или предметным картинкам, в пересказе текста. Обычно занятие по составлению рассказа начинается с внесения картины и его рассматривания, читаем загадки о том, что изображено. Дети быстро теряют интерес к ней. Чтобы интерес не терялся детям младшего возраста можно предложить игру «Чудесная коробочка». Воспитатель вызывает по очереди детей и просит их достать картинку и назвать, что на ней нарисовано. Можно использовать дидактические игры и упражнения, словесные игры «У кого», «Что бывает осенью», «Кто где спрятался» и др.
В старшем возрасте, когда нужно составить рассказ на картине, воспитатель сообщает детям, что будем учиться составлять рассказ по картинке, но о каком животном они будут рассказывать узнают только тогда, когда каждый из них отгадает загадку и быстро нарисует отгадку. Загадка загадывается на ушко.
Можно предложить игру «Оживи картинку» - дети должны озвучивать героев картинки, говорить за них, подражать их голосам. При составлении рассказа по сюжетной картинке «Весна» дети играют в игру «Послушай и запомни». Читается рассказ о данном времени года. Мотивация следующая – по окончании прослушивания необходимо вспомнить все слова на тему «Весна», которые встречались в данном рассказе и каждый ребенок называет слово и кладет в корзину фишку.
Образовательную деятельность по составлению рассказов можно провести разделив детей на две команды в форме соревнования. Детям нравятся игры КВН, викторины, они вызывают у них чувство здорового соперничества, а также способствуют повышению интереса.
В игре «Волшебная цепочка» воспитатель составляет предложение, дети дополняют предложение, называя каждый по одному слову. Например: «Под кустом сидит заяц». Дети говорят серый, пушистый, длинноухий.
Игра «Радио эфир» - эта игра помогает застенчивым детям проявить себя, показать свои знания (говорящий прячется за ширму).
Игровые ситуации с элементами соревнования используются и в образовательной деятельности по ФЭМП. Это игры «Поле чудес», КВН, викторины, игра «Путаница», «Лови ошибку». При ознакомлении с ориентировкой в пространстве – «Составление чертежей, карт, схем. Дети с интересом выполняют задания, в которых нужна помощь персонажу из сказки или мультфильма. Например, «Помоги Незнайке расставить цифры по порядку. Игра «Погружение в проблему» (раздается стук в дверь, приносят письмо от космонавтов, они просят помощи, у них сломался корабль, маршрут неизвестен. Нужно разобраться в схеме. Присутствие игровых персонажей побуждает детей к математической деятельности, преодолению интеллектуальных трудностей. Также можно использовать загадки – шифровки, загадки о геометрических фигурах, дидактические игры, лабиринты, разгадывание кроссвордов, предложить детям слепить из соленого теста или пластилина цифры. Воспитатель побуждает детей к самостоятельному поиску ответов на возникающий вопрос, обращает внимание на новые, необычные черты объекта, строит догадки, обращается за помощью, нацеливает на экспериментирование, рассуждение, предположение. И при ознакомлении детей с окружающим миром также используются сказочные персонажи, путешествие в сказку, в лес, сюжетные дидактические и словесные игры. Дети с интересом играют в игру «Волшебная палочка» - она дает детям задания или задает вопросы. Можно предложить разгадать кроссворд с загадками, организовать игры экспериментирования, опыты, прослушивание музыкального произведения при ознакомлении с временами года, прослушивание звуков живой и не живой природы – голоса птиц, шум воды, ветра, водопада и т. д.
Во время прогулки дети через самодельные фотоаппараты рассматривают пейзаж, дерево, можно рассмотреть подойдя к окну и изобразить воспринятое на рисунке. Таким образом, в игровой форме происходит обогащение знаний из разных образовательных областей, ребенок обучается выполнять различные действия, развивается память, мышление, творческие способности.
Мотивируя детей, следует соблюдать следующие принципы: - нельзя навязывать ребёнку своё видение в решении проблемы (может быть у ребёнка будет свой путь решения проблемы) - обязательно спросить у ребёнка разрешения заняться с ним общим делом - обязательно хвалить действия ребёнка за полученный результат. - действуя совместно с ребёнком, вы знакомите его со своими планами, способами их достижения. Соблюдая эти правила, вы даёте детям новые знания, обучаете их определённым умениям, формируете необходимые навыки. Тем самым вы даёте детям возможность почувствовать уверенность в своих способностях, раскрываете многогранные личностные качества каждого.
Любимцем детей в группе является медвежонок Миша, персонаж театра кукол. Он умеет говорить, погладить по головке наиболее отличившихся, покачать головой и пожалеть, если у кого-то что-то не получилось или кто-то чем-либо огорчён. Миша поздравляет детей с днём рождения. Заглядывает в детские работы и шепчет слова одобрения. Иногда сердится на кого-нибудь и уходит обратно в лес. В лесу тихо, никто не шумит, не беспокоит его. Дети стараются не обидеть его, чтобы он не ушёл. Они верят, что Миша, как и они, может думать, сердиться, радоваться. Ведь у детей нет границ между реальным и воображаемым.
В старшей, подготовительной группе целесообразно непросто включать дидактические игры, а объединять их единой темой, сюжетом. Например: путешествие (в лес, цирк, космос и т. д.) .
Игровые формы ООД: спектакль, сказка, встреча и т. д.
Каждый раз, готовясь к ООД, мы неоднократно затрудняемся. Как начать? С чего? Чтобы детям было интересно. Наши дети очень любят путешествовать, поэтому ООД я провожу в виде путешествий.
Путешествия провожу самые разнообразные:
«В страну сказок» .
«В страну Любознаек» .
«На остров Фантазий» .
«Путешествие на площадь «Искусств» , где познакомимся с архитектурными памятниками».
«Космический полёт на ракете» . И т. д.
Приведу пример (конструирование) .
Ребята, вы готовы к очередному нашему путешествию?
Проверьте, всё ли вы с собой взяли? А не забыли взять с собой в путь фантазию, выдумку, хорошее настроение?
Прежде чем мы наметим маршрут сегодняшнего путешествия, послушайте одну историю.
Однажды в музее случайно обнаружили упавший за стеллаж старый конверт. Его края были сильно потрёпаны. Вид загадочного конверта свидетельствовал о том, что он много испытал на своём веку. Конверт привлёк внимание работников музея, его сразу же распечатали. Там лежал обрывок, пожелтевшего от времени, письма. По всей вероятности, оно принадлежало какому-то путешественнику. Этот конверт сейчас со мной. Давайте его прочитаем.
«На карте я изобразил нахождение острова, но, к сожалению, не могу вам передать красоты его замков, дворцов, башен, о чём мне поведал человек, побывавший на этом острове и принимавший участие в его застройке. Он также отметил, что все сооружения возводили из блоков прямоугольной, квадратной и треугольной формы различного размера.
Очень жаль, что больше не существует этого, сказочной красоты, острова».
Ребята, как вы думаете, что было написано дальше, о чём мечтал путешественник? (Путешественник мечтал восстановить эти, дивной красоты, строения) .
Итак, мы отправимся на улицу «Строителей» , где нам предстоит заготовить строительные детали, спланировать сооружения.
Или другая мотивация в математическом путешествии, где будем решать задачи, примеры, считать. Будем учиться сами и учить других.
Поезд наш необычный - математический. (Выставляю паровозик и несколько вагончиков.)
А наш знакомый паровозик привёз нам интересные задания.
Иногда ООД начинаю с сюрпризного момента (кто-то прислал телеграмму, встреча с литературным героем, письмо с приглашением, встреча с разными зверюшками, куклами) .
С прослушивания музыкального фрагмента, с загадывания загадок, с придумывания сказки, с беседы, с чтения отрывка из стихотворения, с пригласительного билета, с просмотра картины и т. д.
Мотивацию считаю обязательным и одним из основных элементов в воспитании и обучении дошкольников. Чтобы дошкольники не делали в стенах нашего детского сада, они должны это делать с интересом, чтобы глаза их светились, чтобы дети радовались общению с нами. Иначе это будет тяжкий труд. Голову ребёнка мы разовьём, а душа его пострадала.