Дарья Колесник
Методические рекомендации по развитию связной речи старших дошкольников с использованием сюжетно-ролевой игры
▼ Скачать + Заказать документы
Работа по развитию связной речи требует соблюдения общих принципов, лежащих в основе коррекционно-логопедической работы:
– непрерывности и регулярности;
– взаимообусловленности речи и мышления, чтобы продуцирование высказывания сочетало в себе смысл и форму;
– индивидуализации в виде учета возрастных возможностей и особенностей детей при наличии у них общего недоразвития речи;
Темочки:
- Игрушки. Консультации для родителей
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Конспекты занятий
- Развитие речи. Консультации для педагогов
- Развитие речи. Консультации для родителей
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Развитие речи. Речевые игры, дидактические пособия
- Старшая группа
- Сюжетно-ролевые игры
- Темочки
– развития динамичности восприятия, когда обучение проводится на максимально доступном уровне трудности для детей, чтобы они преодолевали эти трудности, раскрывая свои возможности;
– продуктивности обработки информации, т. е. необходимо не просто дать возможность детям освоить новые навыки, но научить их переносить умение обрабатывать информацию, самостоятельно осуществлять ее поиск и принимать решение на другой материал;
– движения от простого к сложному;
– наглядности;
– развития и коррекции высших психических функций, т. е. на занятиях детям должны предлагаться не только задания на развитие речи, но и на развитие внимания, памяти, мышления, воображения;
– мотивации, т. е. следует организовать занятия таким образом, чтобы ребенку было интересно получать знания, он стремился к этому.
В целом перечисленные принципы в той или иной мере должны реализовываться и при проведении с детьми сюжетно-ролевых игр. Кроме того, успешное проведение сюжетно-ролевой игры в значительной мере зависит от того, насколько хорошо была организована подготовительная работа педагогом, и насколько успешно он может организовать детей для проведения и поддержания игры.
Для успешной организации сюжетно-ролевой игры педагог должен учитывать следующее:
– создавать предметно-игровую среду по сюжету предполагаемой игры с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей с общим недоразвитием речи, в частности, реквизит для игры должен быть красочным, понятным, удобным в использовании, вызывать у детей эстетический отклик;
– успешность игры во многом зависит от последовательного и систематического характера организации игровой деятельности детей, поэтому педагогу необходимо не просто предлагать детям поиграть в какую-то игру и абстрагироваться от нее, а постоянно наблюдать за детьми, понимать их игровые замыслы, причины конфликтных ситуаций и затухания игры и с учетом этого корректировать и планировать игровую деятельность;
– от педагога требуется активное обучение детей игровым действия и приемам с помощью специальных методов;
– смысл действия педагога заключается не в том, чтобы навязать детям игру, а развивать их интерес к игровой деятельности, инициативу, вдумчивый подход к выбору игрового сюжета и самостоятельный выбор наиболее увлекательной игры;
– если игра имеет тенденцию к затуханию, становится неинтересной детям, педагогу следует проявить не только профессиональную компетентность, но и творческий подход, вводя в действие новых персонажей, добавляя необычные игровые действия;
– одним из эффективных приемов реализации сюжетно-ролевой игры является личное участие в ней педагога с позиции ребенка, когда он включается в игровую деятельность на равных с детьми, поскольку такое участие изнутри способствует успешному решению поставленных педагогических задач.
Таким образом, для успешного осуществления игровой деятельности требуется руководство педагога для проведения сюжетно-ролевой игры наиболее продуктивным образом для речевого и общего развития детей.
В условиях дошкольного образовательного учреждения работа по развитию связной речи проводится логопедом во взаимодействии с воспитателями и родителями детей. С воспитателями необходимо урегулировать следующее:
– максимально реализовывать потенциал коррекционно-образовательной работы;
– исключить дублирование воспитателем логопедических занятий;
– оптимизировать организационные и содержательные аспекты деятельности.
В связи с этим план взаимодействия воспитателя и логопеда может выглядеть следующим образом:
– перед логопедическими занятиями проводить предварительную работу по развитию связной речи с помощью сюжетно-ролевой игры, используя ее на занятиях, во время режимных моментов;
– для закрепления знаний, полученных на логопедических занятиях, проводить целевые сюжетно-ролевые игры;
– создавать в группе условия для развития связной речи, в том числе и путем обогащения предметно-игровой среды за счет специальных атрибутов (инструменты по профессиям, наглядные материалы и др.).
Также необходимо организовывать взаимодействие с родителями, руководствуясь пониманием того, что именно они в первую очередь помогают ребенку использовать полученные на логопедических занятиях речевые навыки в повседневной жизни:
– проводить консультации для родителей по вопросам речевого и общего развития детей с общим недоразвитием речи, отвечать на интересующие их вопросы;
– через общение с родителями выявлять круг интересов и увлечений детей, чтобы использовать этот потенциал при организации сюжетно-ролевых игр, а также легче находить темы для беседы с детьми;
– путем объяснения возможностей сюжетно-ролевых игр для речевого развития ребенка формировать у родителей представление о необходимости проведения подобных игр в домашних условиях;
– помогать родителям осваивать игровые приемы по развитию связной речи и методы их применения;
– обучать родителей правильному выполнению логопедических домашних заданий с детьми для закрепления полученных навыков и формирования умения использовать их в повседневной жизни.
Выглядит логичным, что взаимодействие логопеда, воспитателя и родителей даст пропорционально лучшие результаты в формировании и совершенствовании связной речи детей с общим недоразвитием речи, чем несогласованные действия.