Анна Скуратова
Рекомендации для родителей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья
▼ Скачать
+ Заказать документы
Рекомендации для родителей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья
МБДОУ «Детский сад «Умка»,
педагог – психолог
Скуратова А. В., к. пс. наук
Для полноценного и гармонического развития личности ребенку необходимо расти в теплом семейном окружении, в атмосфере счастья, любви и понимания. Особенно это важно для ребенка с ограниченными возможностями здоровья (далее дети с ОВЗ). Такой ребенок нуждается в усиленной поддержке и помощи близких ему людей. Создание и подержание в семье здорового психологического климата служит гарантией правильного развития ребенка и позволяет полнее раскрыть его потенциальные возможности. Поэтому решающую роль в развитии и раннем обучении ребенка играют родители и другие члены семьи.
Публикация «Рекомендации для родителей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья» размещена в разделах
- Воспитание ребенка. Консультации для родителей
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- ЗОЖ, здоровье. Консультации для родителей
- Консультации для родителей
- ОВЗ. Проекты, планы, консультации
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Темочки
Проблемы физического, психического и речевого развития ребёнка, проявляющиеся у детей с ограниченными возможностями здоровья уже в раннем и младшем дошкольном возрасте, отрицательно влияют на дальнейшее его развитие, вызывая трудности обучения в детском саду, а в дальнейшем и в школе.
Поэтому на родителей таких детей, так же ложится большая ответственностью за его обучение, развитие и воспитание. Многочисленными исследованиями выявлено, что родители данной категории детей испытывают эмоциональное напряжение, тревогу, чувство вины, обиды, находятся в хроническом стрессовом состоянии и т. д. Всё это влияет на отношение родителей к своим детям. Следовательно, им так же, как и их детям, нужны психологическая помощь и поддержка.
Рекомендации родителям, имеющих детей с ограниченными возможностями
• постарайтесь принять факт наличия проблемы развития у ребенка и обратитесь к специалистам;
• примете ребенка таким, каков он есть, проявляйте больше любви;
• говорите ребенку, что Вы цените, уважаете и гордитесь им, ребенок в любом возрасте хочет слышать, что он кому-то нужен, видеть ласковые глаза;
• не сравнивайте ребёнка ни с какими другими детьми – это приводит к нарушению во взаимоотношениях, к возникновению тревожных состояний;
• будьте активны в общении со своим ребенком, чаще разговаривайте с ребёнком, помните, что ни телевизор, ни радио не заменят вас;
• не ограничивайте ребёнка в общении со сверстниками, не отказывайтесь от встречи с друзьями, приглашайте их в гости, пусть в вашей жизни найдется место и высоким чувствам, и маленьким радостям;
• общайтесь с семьями, где есть дети с ОВЗ, передавайте свой опыт и перенимайте чужой - это важно не только для вас, но и для ребенка;
• старайтесь чувствовать себя спокойно и уверенно с ребенком на людях, доброжелательно реагируйте на проявления интереса со стороны посторонних, не отталкивайте их от себя жалобами, раздражением, проявлением озлобления;
• помните, что будущее вашего ребенка во многом зависит от того, насколько он социализирован, адаптирован в обществе, делайте все возможное, чтобы он привык находиться среди людей и при этом не концентрироваться на себе, умел и любил общаться, мог попросить о помощи;
• чаще прибегайте к советам педагогов и психологов, скорее всего, ребенку нужна психолого-педагогическая помощь, причем, чем раньше вы начнете коррекционно-развивающую работу с ребенком, тем большего успеха достигнете.
Для создания благоприятных условий воспитания в семье необходимо знать особенности развития ребенка, развивать необходимые в жизни волевые качества. Важнейшей задачей в обучении детей с ОВЗ является познавательное, речевое, физическое, эмоционально-волевое, социально - коммуникативное развитие.
Рекомендации родителям по обучению и развитию детей с ограниченными возможностями здоровья
1. Обучение игре.
Главная задача – научить ребенка играть. Какими бы ни были размеры квартиры, обязательно отведите ребенку специальный уголок, где на коврике расставьте игрушечные мебель, разложите посуду, предметы быта, одежду и т. д. Приучайте ребенка бережно относиться к игрушкам, содержать их в порядке, убирать на место. В игровой форме будет проще познакомить ребенка с цветом, формой, величиной предметов, привить навыки пространственной ориентировки. Игра предоставляет возможность упражнять и развивать свои когнитивные, речевые навыки и сенсорные способности в непринужденной атмосфере. Играя, дети выражают свои фантазии, познают окружающий мир и овладевают важными социальными навыками. Игра удовлетворяет многие потребности ребенка – потребность выплеснуть накопившуюся энергию, развлечься, насытить свое любопытство, исследовать окружающий мир.
2. Развитие познавательных психических процессов
Внимание
• включайте в занятия задания, требующие сосредоточения внимания: нарисовать город, построить сложный мост, прослушать и пересказать сказку и т. п.
• предлагайте детям следующее упражнение: в газете, в старой книге на одной из страниц зачёркивать карандашом все буквы «а», стараясь не пропускать их (задание постепенно можно усложнить, попросив ребёнка зачеркнуть все буквы «а», обвести в кружок все буквы «к», подчеркнуть все буквы «о»)
• регулярно включайте детей в выполнение заданий по предварительной постройки из конструкторов, рисунки, аппликации, поделки, форму которых вы задаёте словесно или с помощью схемы
• тренируйте детей в пересказе рассказов, сказок по схематическому плану, составленному вами. Предлагайте детям:
- повторять слова, цифры, предложения, сказанные вами;
- неоконченные фразы, которые нужно закончить;
- вопросы, на которые необходимо ответить;
• учите сравнивать, анализировать образец и результаты своей или чужой работы, находить и исправлять ошибки. Предлагайте детям:
- найди отличия
- найди два одинаковых предмета
- игры-головоломки
- загадки
• учите переключать внимания с одного вида деятельности на другой. Это свойство внимания можно формировать с помощью двигательных упражнений. Ребёнок должен начинать, выполнять и заканчивать свои действия по команде взрослого, быстро переходить от одного вида движений к другому: прыгать, останавливаться, шагать и т. п.
Игры и упражнения, способствующие развитию внимания
• «Да и нет не говорите, черный с белым не носите.». Взрослый задает ребенку вопросы. Ребенок отвечает на них, но при этом не должен называть запрещенные цвета и не говорить «да» и «нет»
• «Волшебное слово». Взрослый показывает упражнения, в ребенок выполняет их только в том случае, если взрослый говорит «Пожалуйста!».
• «Где что было». Ребенок запоминает предметы, лежащие на столе, затем он отворачивается. Взрослый передвигает (убирает или добавляет) предметы; а ребенок указывает что изменилось
• «Назови что ты видишь». Ребенок за одну минуту должен назвать как можно больше предметов, находящихся в комнате
• «Карлики и великаны». Ребенок должен выслушивать словесную инструкцию взрослого, не обращая внимания на его действия
Память
Для улучшения процесса памяти воспитывайте у детей приёмы осмысленного запоминания и припоминания, умения:
• анализировать, выделять в предметах определённые связи, признаки, сравнивать предметы и явления между собой, находить в них сходства и различия;
• осуществлять обобщения, объединять различные предметы по каким-то общим признакам; классифицировать предметы и явления на основе обобщения;
• устанавливать смысловые связи между предъявляемыми объектами для заучивания и окружающими предметами.
Игры и упражнения, способствующие развитию памяти.
• «Детектив». Развитие произвольного внимания. Ребенок в течение 15 минут рассматривает 15 картинок, после чего картинки убирают; ребенок должен назвать картинки, которые запомнил.
• «Пирамида». Развитие кратковременной механической памяти. Взрослый называет ребенку одно слово, ребенок повторяет; потом называет два слова, ребенок повторяет, потом три слова, ребенок повторяет и т. д.
• «Что ты видел в отпуске?». Взрослый задает ребенку вопросы о происходящих в отпуске событиях.
• «Следопыт». Взрослый показывает ребенку игрушку и говорит, что спрячет ее сейчас в комнате; ребенок отворачивается; взрослый прячет игрушку, а ребенок должен ее найти.
• «Одежда». Ребенок должен вспомнить, в каком порядке он надевал предметы одежды утром.
• «Что ты ел на обед?». Ребенок вспоминает, что ел на обед.
• «Нарисуй такой же». Взрослый рисует на листе бумаги простой предмет, лист переворачивается, и ребенок должен нарисовать такой же предмет.
• «Я положил в мешок». Взрослый на глазах ребенка кладет в мешок разные предметы; ребенок должен вспомнить, что лежит в мешке.
• «Короткий рассказ». Взрослый читает короткий рассказ, ребенок должен повторить его.
• «Башня». Ребенку показывают схематическое изображение башни, состоящей из множества геометрических фигур. Ребенок должен запомнить эти фигуры и назвать.
• «Фигурка из палочек». Взрослый выкладывает фигурку из палочек (камушков, веточек, бусинок); ребенок запоминает ее и по памяти выкладывает такую же.
Мышление
Включайте в занятия задания на:
• сравнение пары предметов или явлений – нахождение сходства и различия между ними;
• классификацию, обобщение различных предметов по общим признакам;
• нахождение «лишнего» слова или изображения, не связанного общим признаком с остальными;
• складывание целого из частей (разрезные картинки и последовательное раскладывание картинок и составление рассказа по ним);
• осознание закономерностей (рассмотреть орнамент, узор, продолжить его);
• задания на сообразительность, логические рассуждения и т. д.
Занятия по рисованию, лепке, изготовлению различных поделок должны не только включать копирование образца и отработку отдельных графических навыков, но и развивать умение планомерно исследовать предметы, фантазировать, воображать.
Расширяйте кругозор детей, их основные представления о природных, социальных явлениях, накапливайте у детей знания и впечатления, обсуждая с ними прочитанные книжки, анализируя поведения людей.
Игры и упражнения, способствующие развитию мышления
• «Разложи картинки». Учить учитывать последовательность событий.
• «Закончи слово». Учить заканчивать слово по начальному слогу.
• «Найди лишний предмет», «Найди в ряду лишнюю фигуру».
• «Творческий подход». Ребенку показывают предметы, не имеющие определенного назначения (веточка, орех, кусочек ватки, ребенок должен придумать, как можно использовать данный предмет.
• «Антонимы». Ребенок подбирает к слову взрослого противоположное по смыслу (легкий – тяжелый, сильный – слабый).
• Предложите ребенку поиграть в лото, домино, мозаику, конструктор, загадки.
Восприятие
Включайте в занятия задания на:
• умение детей различать предметы на ощупь;
• умение выделять признаки в предмете;
• умение соотносить предметы по величине, форме;
• развитие наблюдательности: учить внимательно и последовательно рассматривать предмет и явление;
• помогать осмысливать связь между объектами и воспринимать изображение в целом;
• формировать умение составлять из частей целое;
• различать основные признаки разных времен года;
• закреплять пространственные представления по картине: слева, справа, вверху. внизу, перед, за, между, рядом;
• формировать сенсорные эталоны формы.
Игры и упражнения, способствующие развитию восприятия
• «Перевертыши». Превратить круг, квадрат, треугольник в любой рисунок.
• «Звезды на небе. Соотносить схематическое изображение созвездий «Орел», «Лебедь», «Рыба» с художественным.
• «Узнай форму». Узнать в окружающих предметах форму геометрической фигуры.
• «Построй по росту». Выстроить в ряд предметы соответственно их высоте.
• «Сложи картинку». Составить из частей целую картинку.
• «О чем я говорю?». Взрослый описывает какой-либо предмет, а ребенок должен догадаться.
• Какое время года?». Взрослый называет время года, а ребенок называет его признаки.
• «Угадай предмет». Взрослый рисует пунктиром или точками очертание предмета, ребенок должен узнать предмет.
Воображение
• Играйте с ребенком, поддерживайте его фантазии.
• Найдите время посмотреть на облака или на листья, чтобы увидеть, на что или кого они похожи.
• Сочиняйте вместе истории. Взрослый говорит первое предложение, ребенок – второе, взрослый – третье, ребенок – четвертое и т. д.
• Берите простые предметы (лист бумаги, карандаш, платок) и придумывайте, как его можно использовать. Лист бумаги может быть крышей, подзорной трубой, самолетиком, кочкой и т. п.)
• Возьмите лист бумаги, скомкайте его, посмотрите на то, что получилось и придумайте, на что это похоже.
• Возьмите краски и наделайте на листе кляксы, а потом рассматривайте их, пытаясь увидеть образы. Потом можно дорисовать до картинки.
• Уберите на время все игрушки с конкретной, взрослой логикой (заводные, электронные). Они мешают развитию воображения.
• Создайте среду, которая поможет ребенку развиваться. Здесь нужны предметы, которые можно использовать по-разному, у которых нет прямой логики (камушки, ленточки, коробочки и т. п.). Пусть в свободном доступе ребенка будут бумага разного формата и разные изобразительные средства: краски, карандаши, восковые мелки, пластилин.
• Помогайте ребенку осознавать и обобщать его жизненный опыт. Рассматривайте семейные фотографии, вспоминайте веселые и интересные моменты вашей жизни; разговаривайте о том, что вы видите.
3. Физическое развитиедолжно быть направлено на:
- формирование произвольной саморегуляции;
-развитие мелкой моторики, зрительно – моторной координации, графических навыков.
Формируйте двигательные навыки с помощью игр. Играйте в подвижные игры как можно чаще – это способствует уменьшению утомляемости, снятию психоэмоционального напряжения, развитию интереса к выполнению графических упражнений, развитию ловкости пальцев рук, скоординированности их движений.
4. Социально-коммуникативное развитие должно быть направлено на:
- формирование адекватной самооценки,
- формирование возрастной формы общения
Играйте с детьми в театр, придумывайте мини-спектакли и выступайте вместе перед родными. Такие занятия способствуют преодолеть замкнутость, пассивность, скованность детей, повышают уверенность в себе, развивают умение работать в команде, развивают способность понимать эмоциональное состояние других людей и умения адекватно выражать собственное.
Упражнения на развитие социально-коммуникативных навыков
«Я и моё тело» Всё время пока идёт занятие представлять себя королевой, надуваться и сдуваться как воздушный шарик
«Я и другие».Найти друг друга с закрытыми глазами и выстроиться в геометрическую либо другую фигуру.
5. Художественно-эстетическое развитиедолжно быть направлено на:
- формирование художественно-творческих способностей;
- развитие эстетического вкуса;
- развитие общей и мелкой моторики.
• Рисуйте карандашами, красками, мелками, проводите занятия с пластилином, развивайте творческое воображение
• Читайте детям сказки или придумывайте вместе свои и обсуждайте развитие сюжета
• Чаще посещайте театр, музей, различные выставки
6. Эмоционально-волевое развитие должно быть направлено на осознание своих эмоций, распознание и произвольное проявление, вербализация своих переживаний, обмен опытом со сверстниками. Ценность таких знаний состоит в том, что у детей расширяется круг осознаваемых эмоций, они начинают глубже понимать себя и других, у них чаще возникает эмпатия по отношению к взрослым и детям.
• Старайтесь четко выражать свои эмоции, чтобы ребенок учился на вашем примере
• Сделайте несколько упражнений из психомышечной тренировки
• Читайте вместе с детьми литературные произведения и сказки
• Включайте спокойную музыку перед сном (музыка без слов, например: шум моря, пение птиц)
• Проделывайте вместе с вашим ребенком специальные упражнения, направленные на релаксацию
• Старайтесь сохранять доброжелательный тон по отношению к вашему ребенку даже тогда, когда вы устали
Упражнения, направленные на развитие эмоционально-волевой сферы
1. Упражнение «Определи эмоцию».Посмотреть на фотографии и определить, какие эмоции они выражают (радость, грусть, удивление, злость, страх) .
2. Упражнение «Подбери верно».Выбрать каждому по карточке с какой-то ситуацией. Вы должны определить к какой эмоции подходит данная картинка, и объяснить свой выбор.
3. Подвижная игра «Покажи».Превращение в маленьких актеров. Показать как ходят герои сказок с разными настроениями.
4. Упражнение «Закончи предложение».Дети передают друг другу мяч, выполняя данное упражнение:
*Я радуюсь тогда, когда…
*Я удивляюсь тогда, когда…
*Я злюсь тогда, когда…
*Я грущу тогда, когда…
*Мне страшно тогда, когда…
5. Пальчиковая гимнастика «Грустные пальчики»
Наши пальчики грустят, (сжимают и разжимают пальцы рук)
Очень встретиться хотят. (поворачивают кисти рук вправо-влево)
По дорожке побегут, (пальцы обеих рук «бегут» по столу)
В гости все они придут. (соединяют попарно пальцы рук и ритмично надавливают кончиками пальцев друг на друга)
Во время занятий должна быть спокойная, доброжелательная обстановка. Занятия следует проводить регулярно, а не от случая к случаю. Взрослый должен показать ребенку свою искреннею заинтересованность в процессе взаимодействия с ним, отметить чему научился, что узнал ребенок нового, где ему это может пригодиться.
И всегда помните о том, что рано или поздно ваши усилия,
стойкое терпение и непомерный труд в воспитании ребенка
будут обязательно вознаграждены!