Елена Шатилова
Методические рекомендации по организации управлению педагогическим составом
В ходе разработки системы управления образовательной организацией необходимо соблюдать следующие основные принципы:
– платить за результат или успех;
– использовать единые прозрачные правила, регулирующие разницу доходов различных групп и категорий работников;
– управлять ожиданиями сотрудников. Если созданная система мотивации не оправдывает их надежд, то ее не будет;
– конкурировать на рынке труда: компенсационный пакет должен формироваться с учетом предложений ключевых конкурентов.
Применение вышеназванных способов будет результативным при условии решения руководителем следующих задач:
Публикация «Методические рекомендации по организации управлению педагогическим составом» размещена в разделах
– определить показатели труда, за которые образовательная организация намерена поощрять сотрудников, критерии их оценки;
– по результатам прямого опроса выявить основные потребности педагогов и учитывать их в ходе разработки методов повышения уровня мотивации;
– установить правила поощрения педагогов за достижение конкретного результата;
– обеспечить принятие всеми работниками критериев оценки стимулирования путем обсуждений и совместной выработки условий поощрения;
– утвердить разработанные правила как официальную систему стимулирования, путем обсуждений и совместной выработки условий поощрения;
– ввести в практику периодический анализ действенности используемых методов стимулирования и корректировки системы по итогам анализа.
С точки зрения педагогов процесс оценивания является важным, поскольку это механизм для поддержки личного развития, совершенствования деятельности и возможность откровенного диалога между работником и непосредственным руководителем по качеству деятельности, стимулирования и поддержки.
Опыт внутреннего оценивания деятельности педагогов имеет довольно значительную историю, начиная со времен социалистического соревнования в различных сферах, в частности в образовании. И сейчас ведущие образовательные организация имеют различные системы оценки результативности и качества деятельности педагогов. В общеобразовательных учебных заведениях чаще всего используется рейтинговая система оценки деятельности педагогических работников.
Целью введения рейтинговой оценки является положительная мотивация и активизация профессиональной деятельности сотрудников, повышение результативности труда, повышение профессиональной компетентности, дифференциация материального стимулирования за конкретные результаты профессиональной деятельности.
Нами разработаны рейтинговое оценивание деятельности педагогических работников, состоит из индикаторов и их стоимости для расчета рейтинга педагога. К индикаторам отнесены учебную, научную, социально-гуманитарную, инновационную и международную деятельности. Индикаторы подобраны таким образом, чтобы педагог любой направленности нашел интересные и полезные для себя. За участие в указанных деятельностях педагог набирает баллы и в зависимости от их количества получает, или нет, соответствующую денежную премию. Поскольку, как показало эмпирического исследования, материальное стимулирование остается одним из основных средств мотивации, то с уверенностью можно сказать, что предложенная рейтинговая система оценки деятельности педагогических работников значительно улучшит мотивацию их деятельности.
В индикатор «учебная деятельность» входят: преподавание материала по результатам семестрового оценивания, подготовка учебного и методического материала, учебника; разработка учебной программы; участие в работе оргкомитета (жюри) олимпиад, конкурсов, турниров для учащихся.
В индикатор «научная деятельность» входят: защита диссертации; соискание ученой степени; подготовка монографии, научной статьи; участие в работе оргкомитета (жюри) научных конкурсов, турниров, конференций, конгрессов, семинаров, недель, выставок и тому подобное; участие в научно-методической работе; руководство подготовкой учеников к участию в предметных олимпиадах.
В индикатор «социально-гуманитарная деятельность» входят: классное руководство; руководство кружком (секцией, студией) организация мероприятия социально-гуманитарного направления на уровне гимназии или города участие в мероприятии социально-гуманитарного направления на уровне гимназии или города участие в мероприятии профориентационного (профессионального) направления на уровне гимназии или города организация дежурства класса; организация и проведение мероприятия; организация и о ведение мероприятия социально-гуманитарного направления на городском уровне.