Ирина Просёлкова
Методические рекомендации по использованию дидактических игр в развитии цветовосприятия у детей
▼ Скачать + Заказать документы
Если педагог хочет, чтобы дидактические игры дали ребенку толчок в развитии, то он должен сделать все, чтобы организованная деятельность с дидактическим материалом приносило ребенку как можно больше положительных эмоций. Для этого педагогу необходимо владеть профессиональной рефлексией: уметь расположить к себе ребенка, сформировать доверительную атмосферу, в которой ребенок чувствовал бы себя спокойно, уметь видеть его состояние в каждый момент совместной деятельности и быстро реагировать на изменения в его поведении и эмоциональном состоянии.
Публикация «Методические рекомендации по использованию дидактических игр в развитии цветовосприятия у детей» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Игрушки. Консультации для родителей
- Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Цвет, изучаем цвета. Игры, дидактические пособия
- Цвет. Изучаем цвета, цветовосприятие
- Цвет. Учим различать цвета. Консультации
- Цветы. Все о цветах
- Темочки
Воспитатель должен знать, как расположиться относительно ребенка, каким тоном с ним разговаривать, уместен ли с данным ребенком физический контакт, увидеть момент, когда необходимо завершить игру и дать ребенку возможность переключиться на что-то другое.
Он должен видеть, когда закончился первый этап работы по сенсорному развитию ребенка, т. е. ребенок научился выделять два одинаковых предмета из нескольких разных и начинается второй, когда можно приложить приобретенное умение для формирования процесса идентификации однородных предметов по цвету; когда можно перейти к третьему и обозначить цвет словом и т. д.
Чтобы руководить дидактическими играми эффективно, воспитатель должен хорошо знать методы и способы обследования предметов : наблюдение, предметное манипулирование, приложение, наложение, сопоставление и т. д. и уметь научить пользоваться ими ребенка.
Несмотря на то, что ни на первом, ни на втором этапе цвет не обозначается словом, речь воспитателя в процессе игры с детьми с ОВЗ должна быть безупречна. Она должна быть эмоциональной, ровной, ясной, четкой, краткой и выразительной. А самое главное – она должна быть грамотной. Для реализации необходимо помнить об эстетике материалов. Дети будут заниматься с удовольствием, если все, что им показывают, имеет привлекательный вид, рассматривание их должно доставлять ребенку радость. Усложнение знакомой игры также ведет к развитию интереса, а решение новой задачи приносит чувство радости и удовлетворения, возникает стремление к умственной деятельности.
Проведение игр и упражнений должен предусматривать учет индивидуальных возможностей и способностей каждого ребенка. Обучение необходимо начинать с выполнения задания совместными действиями взрослого с ребенком. При этом взрослый может, например, находиться за спиной ребенка и действовать его руками. Постепенно педагог отпускает свои руки, давая возможность ребенку выполнять самостоятельно предложенные действия. В дальнейшем позиция взрослого по отношению к ребенку может меняться: рядом с ребенком, а затем напротив. Каждое действие ребенка должно быть прокомментировано и обобщено в речевом плане.
Метод, который очень помогает в запоминании детьми названий цвета : это так называемый метод «опредмечивания». В развитии цветовосприятия это происходит тогда, когда определенный цвет ассоциируется у ребенка с каким-либо предметом (зеленый, как елочка; желтый, как солнышко; красный, как помидор, синий, как речка).
Немаловажной частью руководства дидактической деятельностью является планирование такой деятельности. Успешное проведение игр требует их повторяемости. Для прочного усвоения сенсорных эталонов необходимо неоднократное повторение игр. Однако, повторность должна осуществляется в разных вариантах. Повторение дидактических игр без всяких изменений имеет свои положительные стороны, так как дает возможность путем упражнений закреплять получаемые знания и умения. Вместе с тем точное воспроизведение может привести к снижению заинтересованности детей. Добиваясь путем повторения прочных знаний и умений, следует заботиться о том, чтобы сохранить у детей интерес. Дети быстрее овладевают доступными им умениями, если этот процесс вызывает у них положительное отношение.
Сенсорное воспитание, в частности развитие цветовосприятия, необходимо планировать в тесной взаимосвязи со всеми остальными разделами работы. Так, успешная организация организованной деятельности по ознакомлению с величиной, формой, цветом предметов возможна при наличии определенного уровня физического развития ребенка. Прежде всего, это относится к развитию движений руки при осуществлении действий по вкладыванию, выниманию, втыканию предметов, при работе с мозаикой, конструктором.
Необходимо выделить условия планирования и индивидуальной работы с детьми, чтобы эта работа не превратилась в дополнительные занятия. Педагог должен лишь заинтересовать и вызвать желание поиграть с дидактическим материалом. Нельзя ради дополнительных занятий отрывать ребенка от интересных для него дел.
Особого внимания требует анализ проведенной непосредственно образовательной деятельности. Критерием может служить оценка уровня самостоятельности их выполнения. Некоторые дети выполняют задания быстро, без ошибок. Основная часть детей выполняет индивидуальные задания с периодической помощью педагога. Они могут допускать ошибки, исправлять их либо самостоятельно, либо при вопросе воспитателя «Что у тебя неправильно?», либо при непосредственном участии взрослого, когда тот отбирает неправильно размещенные предметы и предлагает ребенку снова посмотреть, куда их надо положить. Некоторым детям требуется постоянная помощь в виде поэлементного диктанта. Для малышей, находящихся на таком уровне выполнения задания, материал занятий оказывается завышенным. Необходимо учитывать причину их отставания (дети могли болеть или просто мало посещать детское учреждение). Самоанализ и профессиональная рефлексия относятся к самым важным умениям воспитателя. Необходимо не только отслеживать успехи и неуспехи детей, но и анализировать причины. Организованную деятельность с детьми воспитатель должен мысленно проанализировать, сделать определенные выводы и наметить дальнейшие шаги по повышению качества их проведения.
Каждый педагог по окончании какой-то деятельности хочет выяснить, насколько успешной она была, подвести итоги, сделать выводы. Это можно сделать на основе мониторинга, т. е. отслеживания динамики сенсорного развития каждого ребенка в течение определенного времени.
Для того, чтобы провести мониторинг (т. е. систематическое отслеживание результатов работы за определенный промежуток времени).