Валяс Мария
Методические рекомендации по организации литературных занятий
▼ Скачать + Заказать документы
Детская литература сегодня богата по составу и содержанию. В нашей стране для детей издаются произведения устного творчества народов разных стран; произведения русской и зарубежной классики; детские книги современных отечественных и иностранных авторов. Полностью охватить это богатство невозможно. Путеводными нитями являются принципы, объективную оценку книгам с точки зрения их которые помогают избежать субъективности, вкусовщины, позволяют дать объективную оценку книгам с точки зрения их содержания и художественных достоинств.
Публикация «Методические рекомендации по организации литературных занятий» размещена в разделах
Условно их можно разделить на две группы. К первой относятся принципы, дающие возможность правильно оценить достоинства детских книг, ввести в круг чтения дошкольника произведения разных жанров, видов, тематики. Вторую группу составляют педагогические принципы, позволяющие устанавливать соответствие между конкретными литературными произведениями и возрастными возможностями детей и отбирать книги таким образом, чтоб ребенок, читая их, как бы поднимался по ступеням литературного развития.
Книга для детей формируется как эстетический комплекс нескольких видов искусств, она является не только источником словесных ценностей, письменной речи, но и выразительным объектом материальной культуры, изобразительного искусства. Заложенный в ней наглядно – образный потенциал не может не воздействовать на ребенка гораздо в большей мере, чем это делает текст. Такая громадная область культурной читательской деятельности, как рассматривание книг, остается не охваченной. в то же время это достаточно трудный процесс, обеспечивающий восприятие изобразительного и дизайнерского искусства и ему следует специально обучать.
Типичным упражнением при рассматривании книги становится целостное описание иллюстрации. Оно строится так же, как происходит восприятие картины:
От общего впечатления к деталям, частностям – и от них к общему обобщению. Таков закон восприятия искусства, он же определяет и план описания картины, назвать то, что выделается, бросается в глаза, изображено крупным планом ; затем охарактеризовать содержание и форму каждого предмета и персонажа; в третьей части обобщить впечатления какой – то мыслью, раскрывающий замысел художника, выразить свое настроение от картины.
Чтобы установить достаточный уровень читательской подготовки ребенка к школе, предложите ребенку незнакомую детскую книгу и понаблюдайте за его самостоятельными действиями. обученный правильному типу деятельности ребенок не броситься книгу листать. Он соблюдает этикет знакомства и выполняет правила рассмотрения книги:
- Изучаем обложку: запоминаем книгу в «лицо». Пробуем предположить какая она: веселая, серьезная и о чем она: подсказывает картинка.
– Листаем книгу постранично. Отвечаем на вопросы: книга я тебя знаю или нет? О чем ты мне расскажешь?
-Догадываемся о содержании по иллюстрациям : Кто нарисован? Какой он? Что делает? Почему?
-Подробно рассматриваем отдельные иллюстрации к знакомым произведениям или знакомого содержания, даем описание картинки, вспоминаем текст.
- Подводим итоги знакомства с книгой :какую книгу узнаем? Что в ней? Сколько произведений? Что понравилось?
Качество читательской подготовки дошкольника проявляется в самых трудных упражнениях по книге: «чтение» по картинкам, пересказ по памяти близко к тексту.
Ведущим видом деятельности при работе с текстом становиться беседа о прочитанном. Поскольку полноценность восприятия связана с целостностью, обговаривается с детьми восприятие всех компонентов произведения : тема, проблема, сюжет, образы, идейный смысл, жанр, композиция язык.
Типовые вопросы по произведению систематизируют восприятие содержания и формы:
-О теме и проблемах:
О чем это произведение. Почему оно так называется? Какие у вас возникли вопросы?
- О сюжете:
Где происходят события? Когда? С чего началось -O-Что было дальше? Какое событие главное? Чем закончилось?
- об образах:
Что представили при слушании? Каких героев запомнили? Какими их себе представили? Что они делали (говорили, думали, чувствовали? Почему?
-о композиции:
В каком месте больше всего волновались? Какая часть вам показалась самой интересной? Что прочитать?
- о жанре:
Что слушали: сказку?рассказ? стихи? Как об этом догадались?
- о языке:
Понятно ли вам значение слова. ?Что заставило вас улыбнуться? Какие слова вызвали грусть? Какие слова красивые? Какие главные?
- об идее:
Что запомнилось в произведении? Кто понравился? (Что понравилось) Почему? Кто не понравился? (Что не понравилось) За кого вам радостно? Кого жалко? Какой совет дадим герою? Какой совет дадим себе? С каким настроением закончим читать?
Приведенными здесь вопросами нельзя ограничиваться, но они чаще других звучат в беседах. Не увлекайтесь многовопросием, ставьте вопросы по самым ярким компонентам содержания и формы. Иногда достаточно найти один проблемный, оригинальный вопрос, отвечая на который дети будут обсуждать содержание в целом. Привлекайте детей к самостоятельной постановке вопросов по тексту.
Л. Б Береговая, В. И. Логинова, В. И. Пирадова «Ребенок и книга».