Татьяна Андреевна
Методические рекомендации к организации работы по формированию навыков общения дошкольников с ЗПР
▼ Скачать + Заказать документы
Коммуникативную способность в дошкольном возрасте можно рассматривать как общность умений, определяющих: желание вступать в контакт с окружающими; способность организовывать общение, которое позволит научиться слушать собеседника, эмоционально сопереживать, решать конфликтные ситуации; знание норм и правил, которым необходимо следовать при общении с окружающими (Баряева; 2011) .
Система коммуникативного развития детей, предложенная Р. С. Немовым, предполагает обучение детей следующим умениям:
- правильно распределять между собой роли в совместной деятельности и выполнять свои ролевые обязанности;
Публикация «Методические рекомендации к организации работы по формированию навыков общения дошкольников с ЗПР» размещена в разделах
- ЗПР. Задержка психического развития
- Консультации для родителей
- ОВЗ. Проекты, планы, консультации
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Темочки
-подчиняться правилам совместной работы;
-умело общаться друг с другом, устанавливать и поддерживать хорошие взаимоотношения;
-создавать в группе эмоционально благоприятные личные взаимоотношения;
-быть независимым в группе или коллективе, преследуя собственные цели, и в тоже время, не ограничивая интересов других членов группы;
-научить детей умело вести диалог, высказываться самим и слушать других, доказывать свою правоту и признавать правильность позиций других людей;
-преодолевать конфликты в сфере личных и деловых отношений.
Развитие и совершенствование навыков общения детей с интеллектуальной недостаточностью на разных этапах жизни требует от педагогов и родителей много внимания и терпения. Взрослые должны вести постоянное наблюдение за поведенческими и речевыми реакциями ребенка во всех видах деятельности, чтобы помочь и направить развитие коммуникативных навыков. С детьми необходимо постоянно общаться, сопровождая свои действия речью. Однако общение - это не только произнесение слов, оно предполагает также умение слушать и понимать, умение соблюдать очередность в разговоре, умение завязывать и поддерживать беседу.
Особое внимание работе по формированию навыков общения следует уделять в специальных дошкольных учреждениях и начинать ее нужно как можно раньше.
Целью совместной образовательной деятельностью взрослых с детьми, исходя из современных подходов в дошкольном образовании, является формирование у детей навыков самостоятельного общения, социальной ответственности, способности чувствовать, понимать себя и другого (Баряева 2011).
Организовывать такую деятельность необходимо с использованием всего многообразия форм организации детей. Прежде всего, это проведение специально организованных занятий, которые могли бы позволить детям общаться с взрослыми в рамках внеситуативно-личностной формы общения. Особое внимание во время таких занятий следует уделять преодолению ситуативности в контактах детей с взрослым. Для этого нужно постепенно переходить в беседах от простого установления фактов к оценке и характеристике людей, явлений, обсуждению обобщенных тем, таких, как смелость, честность, дружба.
Кроме того, реализовывать задачи формирования навыков общения необходимо во всех остальных видах совместной деятельности: на занятиях рисованием, лепкой, конструированием, ручным трудом; в ходе формирования элементарных математических представлений; физического и музыкального воспитания. Одной из основных задач на перечисленных выше занятиях должно стать развитие коммуникативной функции речи, воспитание речевой активности. Кроме того, необходимо формировать доброжелательное отношение детей друг к другу, умение говорить и принимать комплименты, развивать произвольность поведения и психических процессов, уверенность в себе.
Кроме проведения специальных занятий для решения задач непосредственного ознакомления с окружающим и обогащения словаря, специалистами дошкольного учреждения организуются целевые прогулки и экскурсии, на которых ребенок учится наблюдать, слушать, т. е осмысленно воспринимать предметы и явления окружающего мира. Все это обогащает кругозор, формирует функцию активного внимания, что развивает у детей обобщенный способ умственной деятельности, а это, в свою очередь, является важной предпосылкой развития и обогащения словаря, а значит, дает возможность развитию коммуникативных навыков детей.
Кроме того, проведение различных досугов и праздников, организуемых в дошкольном образовательном учреждении, помогает детям психологически раскрепоститься, приобрести опыт публичных выступлений, обогащает детей новыми эмоциями, что, безусловно, оказывает благоприятное воздействие на развитие коммуникативных навыков детей.
Во время общения с детьми, как познавательного, так и личностного, необходимо постоянно стимулировать их активность. С этой целью учителям-дефектологам и воспитателям следует с вниманием относиться к попыткам ребенка рассказать о случаях, знакомых ему по книгам, фильмам, мультфильмам или из собственной жизни, близких с обсу-ждаемыми. Дошкольники должны почувствовать, что их понимают, им сопереживают, к их мнению прислушиваются.
Помимо проведения специально подобранных и организованных развивающих занятий с дошкольниками, проводимых специалистами дошкольных учреждений, необходимо сотрудничество дошкольного учреждения и семьи с целью развития навыков общения дошкольников с ЗПР.
Ни для кого не секрет, что совместная деятельность родителей и педагогов дает наиболее эффективный результат в работе с детьми. Родительское мнение наиболее авторитетно для ребенка, и именно у родителей есть возможность ежедневно зaкреплять формируемые педагогами навыки в процессе живого, непосредственного общения со своим ребенком.
Для помощи отстающим в рaзвитии детям необходима систематическая разъяснительная работа с их родителями.
Совместная деятельность дошкольного образовательного учреждения и семьи может включать в себя следующие формы работы с родителями : проведение обучающих семинаров, мастер-классов, практикумов, консультаций, приглашение родителей на педагогические советы, проведение родительских собраний на тему «Развитие нaвыков общения детей», и т. п. Кроме того, работа с семьей может включать в себя - оформление информaционных бюллетеней, буклетов на темы: «Средства развития нaвыков общения», «Роль родителей в формировании коммуникативных навыков»; и многое другое. Только в тесном взаимодействии педагогов и родителей работа по развитию навыков общения у дошкольников с задержкой психического развития будет иметь эффективный результат.
Так как игровая деятельность является ведущей в дошкольном возрасте, а коррекционные возможности игры исследованы и доказаны многими авторами, можно предположить, что включение игр и игровых упражнений в образовательный процесс будет служить одним из эффективных путей развития общения детей с интеллектуальной недостаточностью.
Эта деятельность должна быть специально организована с учетом психических особенностей воспитанников и их потенциальных возможностей. Игры и игровые упражнения, направленные на развитие навыков общения, представлены нами в приложении 3.
Перед специалистами, работающими с отстающими в развитии детьми, стоит сложная, но вполне осуществимая задача: возродить у ребенка утраченную веру в свои возможности, пробудить или сформировать желaние учиться. Только соответствующая эмоциональная атмосфера и определенная манера отношений с ребенком могут способствовать коррекции его познавaтельной деятельности, развитию общения со взрослыми и сверстниками, а также благоприятному формированию его личности (Тригер 2008).