МААМ-картинки

Методические рекомендации к организации работы по формированию навыков общения дошкольников с ЗПР

Татьяна Андреевна
Методические рекомендации к организации работы по формированию навыков общения дошкольников с ЗПР
▼ Скачать + Заказать документы

Коммуникативную способность в дошкольном возрасте можно рассматривать как общность умений, определяющих: желание вступать в контакт с окружающими; способность организовывать общение, которое позволит научиться слушать собеседника, эмоционально сопереживать, решать конфликтные ситуации; знание норм и правил, которым необходимо следовать при общении с окружающими (Баряева; 2011) .

Система коммуникативного развития детей, предложенная Р. С. Немовым, предполагает обучение детей следующим умениям:

- правильно распределять между собой роли в совместной деятельности и выполнять свои ролевые обязанности;

Публикация «Методические рекомендации к организации работы по формированию навыков общения дошкольников с ЗПР» размещена в разделах

-подчиняться правилам совместной работы;

-умело общаться друг с другом, устанавливать и поддерживать хорошие взаимоотношения;

-создавать в группе эмоционально благоприятные личные взаимоотношения;

-быть независимым в группе или коллективе, преследуя собственные цели, и в тоже время, не ограничивая интересов других членов группы;

-научить детей умело вести диалог, высказываться самим и слушать других, доказывать свою правоту и признавать правильность позиций других людей;

-преодолевать конфликты в сфере личных и деловых отношений.

Развитие и совершенствование навыков общения детей с интеллектуальной недостаточностью на разных этапах жизни требует от педагогов и родителей много внимания и терпения. Взрослые должны вести постоянное наблюдение за поведенческими и речевыми реакциями ребенка во всех видах деятельности, чтобы помочь и направить развитие коммуникативных навыков. С детьми необходимо постоянно общаться, сопровождая свои действия речью. Однако общение - это не только произнесение слов, оно предполагает также умение слушать и понимать, умение соблюдать очередность в разговоре, умение завязывать и поддерживать беседу.

Особое внимание работе по формированию навыков общения следует уделять в специальных дошкольных учреждениях и начинать ее нужно как можно раньше.

Целью совместной образовательной деятельностью взрослых с детьми, исходя из современных подходов в дошкольном образовании, является формирование у детей навыков самостоятельного общения, социальной ответственности, способности чувствовать, понимать себя и другого (Баряева 2011).

Организовывать такую деятельность необходимо с использованием всего многообразия форм организации детей. Прежде всего, это проведение специально организованных занятий, которые могли бы позволить детям общаться с взрослыми в рамках внеситуативно-личностной формы общения. Особое внимание во время таких занятий следует уделять преодолению ситуативности в контактах детей с взрослым. Для этого нужно постепенно переходить в беседах от простого установления фактов к оценке и характеристике людей, явлений, обсуждению обобщенных тем, таких, как смелость, честность, дружба.

Кроме того, реализовывать задачи формирования навыков общения необходимо во всех остальных видах совместной деятельности: на занятиях рисованием, лепкой, конструированием, ручным трудом; в ходе формирования элементарных математических представлений; физического и музыкального воспитания. Одной из основных задач на перечисленных выше занятиях должно стать развитие коммуникативной функции речи, воспитание речевой активности. Кроме того, необходимо формировать доброжелательное отношение детей друг к другу, умение говорить и принимать комплименты, развивать произвольность поведения и психических процессов, уверенность в себе.

Кроме проведения специальных занятий для решения задач непосредственного ознакомления с окружающим и обогащения словаря, специалистами дошкольного учреждения организуются целевые прогулки и экскурсии, на которых ребенок учится наблюдать, слушать, т. е осмысленно воспринимать предметы и явления окружающего мира. Все это обогащает кругозор, формирует функцию активного внимания, что развивает у детей обобщенный способ умственной деятельности, а это, в свою очередь, является важной предпосылкой развития и обогащения словаря, а значит, дает возможность развитию коммуникативных навыков детей.

Кроме того, проведение различных досугов и праздников, организуемых в дошкольном образовательном учреждении, помогает детям психологически раскрепоститься, приобрести опыт публичных выступлений, обогащает детей новыми эмоциями, что, безусловно, оказывает благоприятное воздействие на развитие коммуникативных навыков детей.

Во время общения с детьми, как познавательного, так и личностного, необходимо постоянно стимулировать их активность. С этой целью учителям-дефектологам и воспитателям следует с вниманием относиться к попыткам ребенка рассказать о случаях, знакомых ему по книгам, фильмам, мультфильмам или из собственной жизни, близких с обсу-ждаемыми. Дошкольники должны почувствовать, что их понимают, им сопереживают, к их мнению прислушиваются.

Помимо проведения специально подобранных и организованных развивающих занятий с дошкольниками, проводимых специалистами дошкольных учреждений, необходимо сотрудничество дошкольного учреждения и семьи с целью развития навыков общения дошкольников с ЗПР.

Ни для кого не секрет, что совместная деятельность родителей и педагогов дает наиболее эффективный результат в работе с детьми. Родительское мнение наиболее авторитетно для ребенка, и именно у родителей есть возможность ежедневно зaкреплять формируемые педагогами навыки в процессе живого, непосредственного общения со своим ребенком.

Для помощи отстающим в рaзвитии детям необходима систематическая разъяснительная работа с их родителями.

Совместная деятельность дошкольного образовательного учреждения и семьи может включать в себя следующие формы работы с родителями : проведение обучающих семинаров, мастер-классов, практикумов, консультаций, приглашение родителей на педагогические советы, проведение родительских собраний на тему «Развитие нaвыков общения детей», и т. п. Кроме того, работа с семьей может включать в себя - оформление информaционных бюллетеней, буклетов на темы: «Средства развития нaвыков общения», «Роль родителей в формировании коммуникативных навыков»; и многое другое. Только в тесном взаимодействии педагогов и родителей работа по развитию навыков общения у дошкольников с задержкой психического развития будет иметь эффективный результат.

Так как игровая деятельность является ведущей в дошкольном возрасте, а коррекционные возможности игры исследованы и доказаны многими авторами, можно предположить, что включение игр и игровых упражнений в образовательный процесс будет служить одним из эффективных путей развития общения детей с интеллектуальной недостаточностью.

Эта деятельность должна быть специально организована с учетом психических особенностей воспитанников и их потенциальных возможностей. Игры и игровые упражнения, направленные на развитие навыков общения, представлены нами в приложении 3.

Перед специалистами, работающими с отстающими в развитии детьми, стоит сложная, но вполне осуществимая задача: возродить у ребенка утраченную веру в свои возможности, пробудить или сформировать желaние учиться. Только соответствующая эмоциональная атмосфера и определенная манера отношений с ребенком могут способствовать коррекции его познавaтельной деятельности, развитию общения со взрослыми и сверстниками, а также благоприятному формированию его личности (Тригер 2008).

Публикации по теме:

Конспект занятия по формированию навыков работы с бросовым материалом «Цветочки из пластиковых вилок»Конспект занятия по формированию навыков работы с бросовым материалом «Цветочки из пластиковых вилок» "Цветочки из пластиковых вилок» Цель: Формирование навыков работы с бросовым материалом. Задачи: - заинтересовать и вовлечь в работу.

Конспект занятия «Солнышко» по формированию у детей 2–3 лет навыков общения в период адаптации к детскому саду Задачи: Познакомить детей с потешкой «Солнышко», способствовать ее запоминанию, проговариванию, закрепить название цвета «желтый», названия.

Методическая разработка по формированию у младших дошкольников навыков безопасного поведения на улице АКТУАЛЬНОСТЬ Одна из наиболее важных задач детского дошкольного учреждения - научить детей правилам жизни во взрослом мире, правилам, которые.

Методические рекомендации для педагогов по обобщению опыта работы Аннотация: в статье рассматривается проблема обобщения педагогического опыта, представлен алгоритм, как обобщить педагогический опыт, начиная.

Методические рекомендации «Особенности организации работы по нетрадиционным видам рисования с детьми дошкольного возраста»Методические рекомендации «Особенности организации работы по нетрадиционным видам рисования с детьми дошкольного возраста» Войдя в дошкольную педагогику, как передовая, отличная от традиционных форм всестороннего развития личности, ТРИЗ занял прочное место в.

Методические рекомендации по формированию игровой среды в группах детского сада с учетом современных требований Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 61 «Незабудка» общеразвивающего вида Методические рекомендации.

Методические рекомендации по организации дистанционного обучения с детьми дошкольного возраста Методические рекомендации по организации дистанционного обучения с детьми дошкольного возраста Сложившаяся ситуация в мире требует от педагогов,.

Методические рекомендации по организации дня книголюба Как провести при помощи родителей день книголюба- Организовать силами детей и родителей выставку рисунков и поделок «Моя любимая сказка».

Методические рекомендации по развитию речи «Обучение дошкольников пересказу» Доброго времени суток, уважаемые коллеги! Работа по речевому развитию дошкольников трудна, долгосрочна, требует систематичного подхода,.

Статья. «Роль игры в развитии навыков общения дошкольников старшего возраста со сверстниками» Статья на педагогическую тематику. Статья. «Роль игры в развитии навыков общения дошкольников старшего возраста со сверстниками»Автор: Ефимова.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Методические рекомендации к организации работы по формированию навыков общения дошкольников с ЗПР
Опубликовано: 3 ноября 2021 в 21:04
+2Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Методические рекомендации к организации работы по формированию навыков общения дошкольников с ЗПР» (включая файлы) размещена пользователем Татьяна Андреевна в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День первого льда. Папка-передвижка «Осторожно, тонкий лед!»

В конце ноября проводится Единый день безопасности на льду для предупреждения несчастных случаев с детьми на водоемах. 

24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД