Храмцова Ирина
Методические рекомендации для педагогов по профилактике агрессивных проявлений в поведении старших дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
1. Методы и приемы профилактики по преодолению агрессивности детей
В отечественной и зарубежной психологии используются разнообразные формы и методы, помогающие проводить профилактику агрессивного поведения у детей.
Публикация «Методические рекомендации для педагогов по профилактике агрессивных проявлений в поведении старших дошкольников» размещена в разделах
- Агрессивный ребенок. Консультации
- Агрессия, детская агрессивность
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Старшая группа
- Темочки
Профилактика – это осуществление ряда предупредительных мероприятий, направленных на предотвращение возникновения тех или иных проблем в обозримом будущем ребенка, либо на предупреждение той или иной проблемы непосредственно перед ее возникновением.
Метод – это способ взаимодействия, взаимосвязной деятельности педагога и воспитанника, направленный на решение задач, для развития потребностно - мотивационной сферы и сознания детей, для выработки у них привычек поведения, их корректировки и совершенствовани.
Форма - это устойчивая завершенная организация педагогического процесса в единстве всех его компонентов.
Для профилактики агрессивного поведения детей дошкольного возраста применяют индивидуальную и групповую форму.
Индивидуальная форма - ребенок общается с педагогом один на один и выполняет все задания индивидуально.
Групповая форма - предполагает наличие в группе нескольких человек.
Профилактическая работа может проводиться 1–2 раза в неделю с равномерным чередованием интеллектуальных и двигательных мероприятий.
Основываясь на теоретических и практических разработках в области эмоционального развития детей (И. В. Дубровиной, А. Д. Кошелевой, Н. Л. Кряжевой и др., можно выделить следующие методы в профилактике агрессивного поведения детей дошкольного возраста.
В первую очередь это игровая терапия — метод воздействия на детей с использованием игры. Данное понятие включает в себя множество методик, но все они основываются на том, что в игре заложен большой потенциал влияния на личность ребенка. Формирование в игре новых эмоций связано с тем, что она, по Л. С. Выгодскому, «дает ребенку новую форму желания к фиктивному „Я", т. е. к роли в игре и ее правилам». Можно предположить, что игровая деятельность предоставляет особые возможности для изучения и перестройки эмоциональной сферы детей с агрессивным поведением. Прежде всего, игра является деятельностью привлекательной и близкой дошкольникам, поскольку исходит из непосредственных интересов и потребностей, рождающихся из их контакта с окружающим миром, в который дети включены с самого начала. Как ведущая деятельность, определяющая психическое развитие дошкольника, игра является и адекватным средством для перестройки различных отклонений в эмоциональном развитии. О. С. Карабанова выделяет пси-хологические механизмы коррекционного воздействия игры:
• в особых игровых условиях ребенок имеет возможность моделировать систему социальных отношений в наглядно-действенной форме, развивать ориентировку в них;
• в рамках игры происходит постепенное преодоление по-знавательного и
личностного эгоцентризма, благодаря чему развивается сознание ребенка, он становится социально компетентным, приобретает опыт разрешения проблемных ситуаций;
• наряду с игровыми партнерскими отношениями в игре существуют
условия для позитивного личностного развития;
• благодаря двуплановости игры у ребенка снижается боязнь ошибиться,
ему легче выполнить игровые действия за персонажа и пережить радость успеха, тем самым снижается уровень агрессивных проявлений в поведении;
• в игре происходят поэтапно освоение, отработка, интериоризация и
усвоение адекватных способов разрешения проблемных ситуаций;
• подчинение игровым правилам в контексте роли стимулирует
формирование элементов произвольной регуляции поведения и деятельности ребенка.
В работе с детьми можно использовать произведения детских писателей и поэтов, фольклор — они являются особой формой осмысления действительности, формирования эмоционального отношения к миру. Сказки, потешки и другие произведения обогащают словарь эмоциональной лексики, развивают образное мировидение, отзывчивость. В некоторых случаях целям профилактики более соответствуют игры-драматизации на темы художественных произведений, сказок. А. Д. Арановская и А. В. Запорожец сформулировали положение о том, что восприятие художественных произведений является особой внутренней творческой деятельностью, в результате нее происходит сопереживание и сочувствие персонажам, у ребенка появляется новое отношение к окружающему.
В работе по профилактике используется психогимнастика — курс специальных занятий (этюдов, упражнений и игр, направленных на развитие и профилактику различных сторон психики ребенка (как познавательной, так и эмоционально-личностной). Психогимнастика примыкает к тем методикам, общей задачей которых являются снятие эмоционального напряжения, мышечных зажимов, коррекция настроения и предупреждение эмоциональных расстройств у детей, в том числе и аг-рессивного поведения.
Отдельным методом можно выделить релаксацию — физиологическое состояние покоя, полное или частичное расслабление, наступающих в результате произвольных усилий типа аутогенной тренировки и других психологических приемов. В дошкольном возрасте способность подчинять свою психическую жизнь ярким, живым образам фантазии совершенно естественна, так как слово у ребенка очень близко к конкретному образу. Для того чтобы управлять работой своих эмоций, нужно научиться направлять свое внимание на внутренние ощущения, научиться осознавать, различать их, сравнивать, а уже потом произвольно менять их характер.
Следующий метод — проективное рисование. Отмечается, что проективное рисование как профилактический метод особенно эффективен в работе с детьми дошкольного возраста. Рисунок рассматривается прежде всего как проекция личностных особенностей ребенка, его символического отношения к миру. Так как у агрессивных детей нарушены формы общения, лучше начать профилактику поведения опосредованно, через рисунок. Изобразительная деятельность предоставляет ребенку возможность осваивать новые формы опыта, переживать ведущие внутрипсихические конфликты и постепенно их разрешать. Э. Крамер подчеркивает, что продукт изобразительного творчества сублимирует разрушительные агрессивные тенденции автора и предупреждает тем самым их развитие и непосредственное проявление в поступках. С помощью форм, цвета ребенок выплескивает на бумаге все то, что он не может донести до окружающих словами, суть своих проблем, которые следует проанализировать. Выражая накопившиеся эмоции, ребенок учится находить оптимальные выходы продуктивными, а не агрессивными действиями. Кроме того, рисуя с детьми красками, мы используем в качестве инструмента руки и пальцы, что помогает снять напряжение и активизировать рецепторы. То есть с помощью рисования ребенок не только выражает свое «Я», но и приобретает возможность найти выход собственным эмоциям (в том числе и отрицательным) новыми формами, не прибегая к агрессивному воздействию.
Интересным методическим приемом актуализации чувств ребенка является куклотерапия, разработанная И. Медведевой и Т. Шишовой. Ребенок в этой игре выступает в двух ролях — своей собственной и куклы. Кукла может «рассказать», что она думает о своем «хозяине». Методика основана на постановке пьес, позволяющих деликатно корректировать детские проблемы. Исполняя различные роли, дети приобретают позитивный опыт поведения и общения со сверстниками, с другими людьми [14].
Музыкотерапия. Это особая форма работы с детьми с использованием музыки в любом виде. Исследования воздействия музыки выявили, что классическая, джазовая, народная музыка повышает жизненный тонус человека, активизирует его творческие способности и в целом оказывает благоприятное действия на психику.
Возможности музыкотерапии.
а) Активизировать ребёнка, поднять настроение.
б) Улучшения эмоционального настроения.
в) Мышечная релаксация.
г) Успокоение.
д) Обогащение эмоционального мира.
Формы использования музыкотерапии.
а) На занятии в качестве фона.
б) При засыпании.
в) Для выплеска энергии.
Самостоятельные упражнения с музыкальными инструментами – выразить свои чувства, музыку радости, музыка страха.
Формы, виды упражнений.
1 Сочинить свой танец.
2 Танец на тему: «Течение воды», «Полёт бабочки» и т. д.
3 Свободный танец с закрытыми глазами и др.
Как отмечает Н. Ежкова, в последние годы становится все больше детей с нарушениями психоэмоционального развития, к которым относятся эмоциональная неустойчивость, враждебность, агрессивность. На фоне таких нарушений возникают вторичные «отклонения», которые про-являются в негативном поведении, отражающемся в общении с окружающими. Поэтому необходим системный подход в работе по предотвращению появления таких тенденций именно для педагогов ДОУ, которые чаще других специалистов сталкиваются с агрессивными проявлениями детей и имеют возможность своевременно, последовательно и постоянно применять методы, средства по их профилактике.
2. Организация игровой деятельности по профилактике агрессивного поведения детей
В дошкольном возрасте агрессивное поведение проявляется в том, что ребенок часто теряет контроль над собой, часто спорит, ругается с детьми и взрослыми, намеренно раздражает взрослого, отказывается выполнять просьбы, часто винит других в своих ошибках, поведении, ребенок завистлив и мстителен, он часто сердится и прибегает к дракам. Дети дошкольного возраста демонстрируют такие способы агрессивного поведения как плач, негативизм, отказ, кусание, обзывание, драка и пр., также дети могут проявлять акты аутоагрессии — обкусывание ногтей, пальцев, битье головой, выдергивание волос и др. Характеризуя детей дошкольного возраста, мы говорим о том, что им не свойственны агрессивность и жестокость как черты личности. Их агрессия скорее нейтральна по отношению к социальным нормам.
Большое внимание следует уделять применению приемов коррекции агрессивного поведения в образовательной деятельности воспитателя детского сада. Ведь одна из задач Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования — это охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоциональное благополучие. Такое направление в развитии дошкольника как социально-коммуникативное предполагает усвоение моральных, нравственных норм и ценностей, развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками, становление саморегуляции собственных действий и т. д.
Одним из средств коррекции агрессивного поведения, соответствующего возрастным особенностям детей дошкольного возраста, является игровая деятельность. Игра занимает центральное место в жизни ребенка. В отечественной психологии и педагогике игра рассматривается как деятельность, имеющая огромное значение для развития ребенка дошкольного возраста; в ней развиваются представления об окружающем мире и отношениях между людьми, навыки сотрудничества (Вегнер Л. А., Запорожец А. В., Леонтьев А. Н., Усова А. П., Эльконин Д. Б. и др.).
В игре ребенок может проявлять себя как личность, выражает свои эмоции, проявляет отношение к окружающему миру и учится воспринимать отношение окружающих к себе. Игры помогают формированию разных качеств и умений у ребенка. Игры идеально подходят для корректировки поведенческих реакций детей в период дошкольного детства, они дают ребенку возможность учиться социальным нормам.
При использовании игры в качестве средства коррекции агрессивного поведения детей старшего дошкольного возраста необходимо помнить о том, что последнее складывается из трех аспектов: познавательного, эмоционального и волевого. Познавательный компонент заключает в себе понимание ситуации, выделение объекта и обоснование мотива для проявления агрессии. Эмоциональный компонент представляет собой отрицательные эмоции: гнев, отвращение, презрение, злость. Эмоциональные переживания недоброжелательности, злости, мстительности часто сопровождают агрессивные действия, но не всегда приводят к агрессии. Поэтому так важно учить детей распознавать и регулировать свои эмоции. Наконец, волевой компонент — это целеустремленность, настойчивость, решительность и инициативность. В рамках этого компонента находятся умение преодолевать импульсивность, владение навыками саморегуляции. Степень выраженности компонентов в каждом отдельном случае может варьироваться. Кроме того, уровень агрессивности детей может меняться в зависимости от ситуации, может принимать устойчивые формы.
Анализ психолого-педагогических исследований, посвященных игровой деятельности и ее возможностям (Железнова Л. А., Короткова Михайленко Н. Я., Новоселова С. Л., Славина Л. С., Трифонова О. А., Усова А. П. ,Эльконин Д. Б., специфике профилактики и коррекции агрессивного поведения у детей (Лютова К. К., Монина Г. Б., Лаврентьева Г. П., Осипова А. А., Реан А. А., Хухлаева О. В., Шулина Т. Н.) позволил нам сформулировать ряд положений.
При разработке содержания игр, способствующих преодолению агрессивного поведения у детей старшего дошкольного возраста, необходимо опираться на следующие принципы:
- реализация в работе с ребенком зоны ближайшего развития, что позволит добиться максимального развивающего эффекта,
- учет индивидуально-психических особенностей ребенка в процессе подбора содержания игровой деятельности и его реализации в группе детей,
- создание благоприятного микроклимата социальной среды, что позволит детям чувствовать себя максимально комфортно и отработать поведенческие навыки, а затем перенести их в повседневную жизнь,
- осуществление единства диагностики и коррекции позволит отслеживать промежуточные результаты и своевременно вносить изменения в содержание и организацию работы с детьми, что в свою очередь даст наибольший коррекционный эффект,
- деятельностный подход к коррекционной работе позволит быть максимально приближенным к специфике детской психики и добиться закрепления приобретаемых знаний и умений.
Итак, используя игровую деятельность с целью коррекции агрессивного поведения детей старшего дошкольного возраста, следует подбирать комплекс игр таким образом, чтобы:
- во-первых, в комплекс были включены игры, направленные на отреагирование детьми чувства злости, гнева, агрессии в приемлемых формах;
- во-вторых, в процессе игровой деятельности должно происходить обучение детей навыкам распознавания эмоций и чувств, контроля своего эмоционального состояния;
- в-третьих, подбирать сюжеты игр необходимо так, чтобы они способствовали развитию у детей эмпатии, сочувствия и доверия друг к другу и окружающим людям;
- в-четвертых, игры должны быть направлены на формирование у детей навыков общения и развитие умения взаимодействовать друг с другом и со взрослыми [15].
В процессе осуществления процесса коррекции агрессивного поведения посредством игровой деятельности, важно создавать положительный эмоциональный фон в процессе игры дошкольников, и опираться на актуальные для данной группы детей и индивидуальные проявления агрессивного поведения у детей, чтобы не провоцировать немотивированные и бесконтрольные агрессивные реакции.
3. Организация взаимодействия с родителями агрессивных детей
Родители агрессивных детей часто бывают сами агрессивными, но не осознают этого, поэтому педагогу трудно установить контакт с ними.
Важными характеристиками продуктивного взаимодействия детского сада и семьи являются ответственность и активность. Ответственность родителей и педагогов обусловлена требованиями общества и выражает степень их участия, как в собственном развитии, так и в воспитании, образовании и развитии детей, а детские праздники, концерты, спектакли, спортивные мероприятия станут привлекательным местом семейного отдыха.
Если говорить о причинах, способствующих агрессивному поведению детей, то их, безусловно, нужно искать в семье, семейном воспитании. Доверительная беседа педагога с родителями ребенка позволит сделать первый шаг на пути к снижению деструктивного поведения ребенка.
Для эффективного взаимодействия педагога с родителями детей, имеющих признаки агрессивности, ему необходимо знать особенности семей агрессивных детей :
- ребенок испытывает эмоциональный голод общения с близкими ему людьми;
- ребенок постоянно видит примеры агрессивного поведения со стороны родителей;
- ребенок чувствует безразличие со стороны родителей по поводу его социальных контактов и деятельности;
-отсутствие единства требований со стороны родителей к ребенку (взаимоисключающие требования, например: чрезмерно строгий отец и безразличная мать). Такая противоречащая модель воспитания создает для ребенка неблагоприятные условия для его полноценной социализации в коллективе сверстников, он начинает вести себя вызывающе, применяет агрессивные методы взаимодействия по отношению к другим детям, что существенно затрудняет коммуникативные контакты.
Основная задача педагога — донести до родителей необходимость поиска причин возникновения агрессивности ребенка, объяснить, что именно в семье ребенок проходит первичную социализацию. Необходимо дать понять родителям, что конструктивное взаимодействие с ребенком возможно только на основе уважения, эмоциональной привязанности, положительного внимания к внутреннему миру ребенка.
Из своего опыта работы с родителями агрессивных детей, могу сказать, что при беседе с ними, они часто не осознают или не хотят осознавать важности правильного семейного воспитания, перекладывая всю ответственность на педагогов образовательного учреждения. «Вы понимаете, дома мой ребенок очень послушный и никогда не дерется!», «Я сам в его возрасте был таким!», «Найдите правильный подход к моему ребенку!» — приходиться слышать от родителей. К сожалению, уход от проблемы, или потребительская позиция родителей агрессивных детей — приобретает все более масштабный характер. Тот факт, что ребенок несет разрушительную энергию из семьи, родителями не осознается. Что в такой ситуации делать педагогу? Прежде всего, необходимо помочь родителям заинтересовать их в необходимости живого, продуктивного общения с ребенком. Здесь для педагога, воспитателя очень широкое поле деятельности. Можно организовать детско-родительские встречи, спортивные эстафеты, творческие мероприятия, где ребенок вместе с родителями будет, что - то мастерить или сочинять. Обязательно организовывать выставки работ детской деятельности, делая акцент на способностях ребенка. Педагогу необходимо показать родителям свою заинтересованность в гармоничном развитии личности их ребенка, показывая как его достижения, так и то над чем еще предстоит потрудиться. Можно завести дневник фиксации поступков ребенка, в котором в день, когда ребенок сумел справиться со своими отрицательными эмоциями, либо совершил что-то хорошее — приклеивается звездочка или забавный смайлик. При помощи данного метода ребенок начнет понимать, хорошее поведение влечет за собой одобрение, а не наказание и упреки.
Помимо всего этого, родители агрессивных детей постоянно нуждаются в профессиональных консультациях, содержащих в себе правильные способы общения и взаимодействия с ребенком.
Раскрывая родителям способы общения и взаимодействия с агрессивным ребенком, педагогу, прежде всего, необходимо настроить их на то, что данная работа должна проводиться в системе, а не от случая к случаю, и основываться на глубоком постоянном эмоционально-положительном контакте с ребенком.
Родители составляют первую общественную среду маленького человека. Именно в семье ребенок впервые усваивает нормы поведения, отношений и чувств, к себе и другому. От того, какой социальный опыт он получит в семейном окружении, зависит вся его дальнейшая жизнь.