Алексеенко Галина Михайловна
Методические рекомендации для педагогов «Содержание занятий с использованием нетрадиционных техник изображения»
▼ Скачать + Заказать документы
Содержание занятий с использованием нетрадиционных техник изображения и методика их проведения.
Важной особенностью занятий с использованием нетрадиционных техник изображения является творческая самостоятельность детей. Воспитатель не должен вторгаться в работу ребёнка, в его творчество. Такая работа хорошо помогает развивать художественное творчество дошкольников, проявлять им свою индивидуальность, что и является важнейшей задачей занятий по рисованию.
Важно отметить, что в структуру занятий входят:
1. Организационный момент
Публикация «Методические рекомендации для педагогов „Содержание занятий с использованием нетрадиционных техник изображения“» размещена в разделах
- ИЗО. Конспекты занятий, изодеятельность
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» июль 2015
2. Основная часть.
З. Практическая часть.
4. Самостоятельная работа детей
5. Анализ детских работ
1. Организационный момент.
- Создание интереса (вступительная беседа воспитателя, сообщение темы, приёмов, с которыми дети будут работать; создание проблемных и поисковых ситуаций; исследовательская деятельность и экспериментальная деятельность; игровые и сюрпризные моменты).
Прекрасной мотивацией для выполнения творческой работы является фольклорное слово, дидактические и развивающие игры.
- Заранее подготовленное место работы дежурными.
2. Основная часть.
Воспитатель проводит вступительную беседу, стараясь заинтересовать детей и настроить их на творческий лад. Беседа носит воспитательный и творческий характер.
3. Практическая часть.
Далее следует объяснение по выполнению работы. Беседа сопровождается показом наглядного материала, демонстрацией приёмов работы, уделяется внимание последовательности выполнения работы. Роль взрослого – создать условия для дальнейшего развития интереса, не лишая детей свободы и разнообразия в выборе средств. Рисование требует от ребенка внимания, усидчивости, терпения, определенных усилий руки, поэтому перед самостоятельной работой детей применяю упражнения: рисование в воздухе, пальчиковую гимнастику, физминутки, которые позволяет в игровой форме снять детям напряжение.
4. Самостоятельная работа детей.
После беседы дети приступают к выполнению работ. В это время можно тихо включить аудиозапись - это создаёт благоприятную психологическую обстановку на занятиях по рисованию.
5. Анализ работ.
По окончании занятий работы вывешиваются на доске, детям предлагается возможность высказаться по поводу совершённой работы.
Это может быть: беседа, рассуждения, выбор понравившегося рисунка с точки зрения технических или творческих навыков и т. п.
Затем рабочее место приводится в порядок.
Чем разнообразнее будут условия, в которых протекает изобразительная деятельность, содержание, формы, методы и приемы работы с детьми, а также материалы, с которыми они действуют, тем интенсивнее станут развиваться детские художественные способности.
Методы и приёмы нетрадиционных техник изображения. [/b]
Существует много разнообразных нетрадиционных изобразительных техник. Их необычность состоит в том, что они позволяют педагогам вывести учащихся за привычные рамки рисования, а детям быстро достичь желаемого результата.
Предлагаю познакомиться с некоторыми из них и попробовать со своими детьми и поверьте это очень увлекательно!
Рисование ватными палочками, тычком.
Средства выразительности: пятно, точка, короткая линия, цвет.
Материалы: мисочка с гуашью, плотная бумага любого цвета и размера, ватные палочки, тычки.
Способ получения изображения: ребенок набирает гуашь на ватную палочку и наносит изображение на бумагу. Для получения другого цвета меняются и мисочка, и ватная палочка.
Рисование ладошкой.
Средства выразительности: пятно, цвет, фантастический силуэт.
Материалы: одноразовые пластиковые тарелки с гуашью, кисть, плотная бумага любого цвета, большого формата, влажные салфетки.
Способ получения изображения: ребенок опускает в гуашь ладошку или окрашивает ее с помощью кисточки и делает отпечаток на бумаге. Рисуют и правой и левой руками, окрашенными разными цветами.
Оттиск смятой бумагой.
Средства выразительности: пятно, фактура, цвет.
Материалы:смятая бумага, далее, что в оттиске пробкой.
Способ получения изображения тот же, что оттиск пробкой.
Тычок жесткой полусухой кистью.
Средства выразительности: фактурность окраски, цвет.
Материалы: жесткая кисть, гуашь, силуэт пушистого или колючего животного.
Способ получения изображения: ребенок опускает в гуашь кисть и ударяет ею по бумаге, держа вертикально. При работе кисть в воду не опускается.
Оттиск пробкой.
Средства выразительности: пятно, фактура, цвет.
Материалы: штемпельная подушка из тонкого поролона, пропитанного гуашью, плотная бумага любого цвета и размера, печатки из пробки.
Способ получения изображения:
ребенок прижимает пробку к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу.
Для получения другого цвета меняются и миска и пробка.
Восковые мелки + акварель.
Средства выразительности:
цвет, линия, пятно, фактура.
Материалы: восковые мелки, плотная белая бумага, акварель, кисти.
Способ получения изображения:
ребенок рисует восковыми мелками на белой бумаге. Затем закрашивает лист акварелью в один или несколько цветов.
Свеча + акварель
Средства выразительности:
цвет, линия, пятно, фактура.
Материалы: свеча, плотная бумага, акварель, кисти.
Способ получения изображения: ребенок рисует свечой на бумаге. Затем закрашивает лист акварелью в один или несколько цветов. Рисунок свечой остается белым.
Оттиск пекинской капустой
Средства выразительности:
пятно, фактура, цвет.
Материалы: гуашь, листья капусты, трафареты животных, тычок из поролона, ватные палочки, жёсткая кисть.
Способ получения изображения:
Кистью наносим гуашь на лист капусты и прижимаем к альбомному листу, далее животных рисуем способом «печать по трафарету», снег наносим жесткой кистью или ватными палочками.
Набрызг
Средства выразительности: точка, фактура.
Материалы: бумага, гуашь, жёсткая кисть, кусочек плотного картона.
Способ получения изображения: ребёнок набирает краску на кисть и ударяет кистью о картон, который держит над бумагой. Краска разбрызгивается на бумагу.
Монотипия предметная
Средства выразительности: пятно,симметрия.
Материалы: бумага, кисти, гуашь.
Способ получения изображения: ребёнок складывает лист пополам и на одной его половине рисует половину изображаемого предмета (После рисования каждой части предмета, пока не высохла краска, лист снова складывается пополам для получения отпечатка.
Граттаж
Средства выразительности: линия, штрих.
Материалы: цветная плотная бумага, свеча, широкая кисть, чёрная тушь, жидкое мыло (примерно одна капля на столовую ложку туши) мисочки для туши, палочка с заточенными концами.
Способ получения изображения: ребёнок натирает свечой лист так, чтобы он весь был покрыт слоем воска. Затем на него наносится тушь с жидким мылом. После высыхания палочкой процарапывается рисунок.
Кляксография с трубочкой
Средства выразительности: пятно.
Материалы: бумага, жидко разведённая гуашь, трубочка (соломинка для напитков)
Способ получения изображения: ребёнок делает небольшое пятно (капельку). Затем на это пятно дует из трубочки так, чтобы её конец не касался ни пятна, ни бумаги. Недостающие детали дорисовываются.
Рисование солью, манкой
Средства выразительности:
Материалы: клей П В А,соль, краски, кисточки
Способ получения изображения:рисунок наносим клеем, а затем посыпаем соль на клей. Через минуту лишню соль стряхнуть и раскрашиваем рисунок кистью точечно, краска расплывается по рисунку.
Печать листьями
Средства выразительности: фактура, цвет.
Материалы: листья от деревьев, гуашь.
Способ получения изображения: ребенок покрывает
листок дерева красками разных цветов, затем прикладывает его окрашенной
стороной к бумаге для получения отпечатка.
Пластилинография
Средства выразительности: пятно.
Материал:пластилин, картон.
Способ получения изображения: пластилиновыми жгутиками выкладываем по нарисованному, затем нажимом пальчика пластилин растягиваем по всему рисунку.
Рисование мыльными пузырями.
Средства выразительности: пят-но.
Материал: жидкое мыло,трубочка.
Способ получения изображения: опустить трубочку в смесь и подуть так, что бы получились мыльные пузыри. Чистый лист бумаги прикасать к пузырям, как бы перенося их на бумагу. Получаются интересные отпечатки, можно дорисовать детали.
Монотипия пейзажная
Средства выразительности:
пятно, вертикальная симметрия.
Материалы: бумага, кисти, гуашь либо акварель, влажная губка.
Способ получения изображения: ребёнок складывает лист бумаги вдвое. На одной его половине рисуется пейзаж. Половина листа, предназначенная для отпечатка, протирается влажной губкой. Исходный рисунок, после того как с него сделан оттиск, оживляется красками, чтобы он сильнее отличался от отпечатка.
Преимущества нетрадиционных техник рисования:
техники просты для освоения;
позволяют достичь положительных результатов при рисовании;
способствуют развитию творческого потенциала учащихся;
для рисования используются доступные подручные материалы;
техники рисования можно объединять с любой другой изобразительной техникой.
Заключение.
Занятия с использованием нетрадиционных техник изображения развивают не только художественные способности детей, но и воспитывают любовь к природе, чутко относиться к окружающей среде, не оставаться равнодушным к прекрасному миру вокруг нас. У детей воспитывается старательность, усидчивость, воля, терпение. Таким образом с помощью этих занятий у детей формируются важные личностные качества, которые им необходимы как в настоящем, так и в будущем.