Дигурова Яна
Методические рекомендации для педагогов ДОУ по самообразованию
▼ Скачать + Заказать документы
для педагогов ДОУ по самообразованию
ЭПИГРАФ:
Я чувствую себя вправе сказать:
да здравствует самообразование во всех областях.
Только те знания прочны и ценны, которые вы добывали сами,
побуждаемые собственной страстью.
Всякое знание должно быть открытием, которое вы сделали сами…
Темочки:
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Самообразование, саморазвитие
- Темочки
К. И. Чуковский
Самообразование – это целенаправленная работа педагога по расширению и углублению своих теоретических знаний, совершенствованию имеющихся и приобретению новых профессиональных навыков и умений в свете современных требований педагогической и психологической наук. Самообразование педагога естьнеобходимое условие профессиональной деятельности. Общество всегда предъявляло, и будет предъявлять к педагогу самые высокие требования. Для того чтобы учить других нужно знать больше, чем все остальные. Педагог должен учиться всему постоянно, потому что в лицах его воспитанников перед ним каждый год сменяются временные этапы, углубляются и даже меняются представления об окружающем мире. Способность к самообразованию не формируется у педагога вместе с дипломом педагогического колледжа или ВУЗа. Эта способность определяется психологическими и интеллектуальными показателями каждого отдельного педагога, но не в меньшей степени эта способность вырабатывается в процессе работы с источниками информации, анализа и самоанализа, мониторинга своей деятельности и деятельности коллег.
Однако, как бы ни были высоки способности педагога к самообразованию, не всегда этот процесс реализуется на практике. Причины, которые чаще всего называют педагоги – это отсутствие времени, нехватка источников информации, отсутствие стимулов и др. Но это всего лишь проявление инертности мышления и лености ума, так как самосовершенствование должно быть неотъемлемой потребностью каждого педагога. Можно определить составляющие этой потребности, мотивы, побуждающие педагога к самообразованию :
• Ежедневная работа с информацией. Готовясь к непосредственно образовательной деятельности, выступлению, родительскому собранию у педагога возникает необходимость поиска и анализа информации.
• Желание творчества. Педагог – профессия творческая. Творческий человек не сможет из года в год работать по одному и тому же плану или сценарию, читать одни и те же доклады. Должно появиться желание большего. Работа должна быть интересной и доставлять удовольствие.
• Стремительный рост современной науки. (Особенно психологии и педагогики).
• Изменения, происходящие в жизни общества, формируют образ педагога как «несовременного человека».
• Конкуренция. Не секрет, что многие родители, приводя ребенка в детский сад, озабочены тем, что за воспитатель будет работать с их ребенком.
• Общественное мнение. Педагогу не безразлично, считают его «хорошим» или «плохим». «Плохим» педагогом быть обидно.
• Материальное стимулирование. Категория педагога, мнение аттестационной комиссии, премии, надбавки, а может быть даже звания и правительственные награды – все это зависит от квалификации и мастерства педагога. Без постоянного усвоения новых знаний этого не добиться.
• Интерес. Учиться просто интересно. Говорят: «Врачу – исцелися сам!» Как человек, который ежедневно учит, не будет постоянно учиться. Вправе ли он тогда вообще быть педагогом?
В чем заключается суть процесса самообразования?
Педагог самостоятельно добывает знания из различных источников, использует эти знания в профессиональной деятельности, развитии личности и собственной жизнедеятельности. Каковы же эти источники знаний и где их искать?
• Телевидение.
• Газеты, журналы.
• Литература (методическая, научно-популярная, публицистическая, художественная и др.).
• Интернет.
• Видео, аудио информация на различных носителях.
• Платные курсы.
• Семинары и конференции.
• Мастер-классы.
• Мероприятия по обмену опытом.
• Экскурсии, театры, выставки, музеи, концерты и т. д.
• Курсы повышения квалификации.
Организация работы по самообразованию.
Важным условием самообразования является правильно организованная и проводимая работа по самообразованию.
Продолжительность работы по теме самообразования может быть учебный год или достаточно длительный период – 2 – 3 года.
Темы для самообразования педагогами могут подбираться с учетом индивидуального опыта и профессионального мастерства. Они всегда связаны с прогнозируемым результатом (что мы хотим изменить) и направлены на достижение качественно новых результатов работы.
Тема для самообразования выбирается педагогом, исходя из его затруднений по какому-либо направлению работы или в соответствии со сферой его интересов.
К сожалению, не всегда и не все педагоги владеют навыками самостоятельной работы. Наиболее часто возникают следующие проблемы:
- не могут определиться с темой по самообразованию, выделить её актуальность;
- не могут правильно сформулировать тему самообразования;
- при подборе литературы теряются в её изобилии, затрудняются в правильном выборе;
- при работе с методической литературой не могут глубоко осмыслить прочитанный материал;
- не могут сформулировать цель и задачи работы.
Предлагаем свои решения обозначенных проблем:
Таблица 1
Возможная проблема Пути решения
Не могут определиться с темой самообразования выделите из многообразия проблем, которые вытекают из наблюдений за детьми, результатов диагностики, анализа работы и др. ту, которая является для вас главной и решение которой могло бы дать устойчивый положительный результат
определите актуальность данной проблемы, перспективность и практическую значимость для повышения воспитательно-образовательного процесса.
Не могут правильно сформулировать тему самообразования, выделить ее актуальность.
При подборе литературы теряются в ее изобилии. Затрудняются в правильном выборе. Формулируйте темы по схемам:
- ЧТО-ТО как условие развития ЧЕГО-ЛИБО;
- ЧТО-ТО как средство формирования ЧЕГО-ЛИБО;
- Использование ЧЕГО-ЛИБО как средство (или условие) развития (или формирования, воспитания, становления) ЧЕГО-ТО.
Например:
«Сюжетно-ролевая игра как средство развития коммуникативных способностей детей дошкольного возраста».
Формулировка от указания на исследуемый процесс и на условия, в которых он изучается:
Изучаемый
процесс Предмет исследования Условия
Изучение
Исследование
Развитие
Формирование
Становление
Воспитание
Анализ
Разработка
Организация
Влияние
и т. п. Познавательные способности
Познавательная активность
Умение что-то делать
Личностные качества
Любознательность
Самостоятельность
Наблюдательность
и. т. п. В НОД по ОО «Музыка»
На экскурсиях в природу
В процессе изучения чего-либо
В процессе знакомства с чем-либо
В игровой деятельности
и т. п.
Например:
«Развитие наблюдательности у детей старшего дошкольного возраста во время экскурсий в природу».
Определение актуальности:
Ответьте на вопрос: почему данную проблему нужно изучать сегодня, на сколько она важна и значима для практики обучения и воспитания дошкольников? Новизна может заключаться в новом решении вопросов, затрагивать региональные особенности.
Подбор литературы осуществляйте следующим образом:
- просмотр и обзор оглавления, введения, резюме дает общее представление о замысле книги, делает чтение осмысленным и целенаправленным;
- ответьте на вопрос: могу ли я узнать из книги то, что мне нужно, изучив оглавление содержания?
С чего начать изучение подобранной литературы:
- начните с изучения традиционных методик по данной проблеме;
- изучите современные взгляды на проблему;
- используйте опыт других педагогов и ДОУ.
При работе с методической литературой не могут глубоко осмыслить прочитанный материал. По мере чтения выделяйте ключевые слова, мысли, суждения;
Записывайте наиболее важные, на ваш взгляд, в собственной формулировке, используя различные приемы записи прочитанного: краткое изложение мысли, факта, выделяйте главное для себя условным символом;
Записывайте вопросы, которые возникают по мере ознакомления с источником;
Пользуйтесь справочниками, словарями, раскрывающими основные термины и понятия.
Не могут сформулировать цель и задачи работы. Цель – это то, что необходимо получить или показать в результате работы.
Например:
Тема «Развивающие игры как средство формирования познавательных способностей детей дошкольного возраста».
Цель работы: Показать роль и значение развивающих игр в формировании познавательных способностей детей дошкольного возраста.
Задачи – пути достижения поставленной цели.
Ответьте на вопрос, что нужно сделать, чтобы подтвердить предположение?
Схема формулирования задач:
Содержание деятельности исследования Частичный предмет
исследования
Изучить, исследовать, проанализировать, рассмотреть, обосновать, объяснить, разработать, экспериментально проверить, доказать, апробировать и т. п. Условия, факторы, подходы, роль, значение, место, средства, возможности, целесообразность, приемы, технологии, рекомендации и т. п.
Этапы работы по самообразованию :
1. Информационно – подготовительный этап (вводно-ознакомительный).
Включает в себя:
- Изучение научно-методической и учебно-методической литературы.
- Изучение периодической печати.
- Посещение библиотек.
- Знакомство с работами других педагогов.
- Ведение собственной картотеки литературы и периодической печати по теме.
2. Практический этап.
На данном этапе педагог может :
- Составить картотеки игр и упражнений по теме, над которой работает.
- Разработать схемы, модели, алгоритмы по теме самообразования.
- Разработка конспектов ННОД.
- Разработать рекомендации, памятки для педагогов и родителей.
- Подготовить консультации по теме.
- Разработать и апробировать систему работы по конкретному разделу программы – составление перспективного плана и подбор методов, приемов для развития детей.
- Разработать проект.
- Разработать опросники для диагностирования детей.
- Создать фотоальбом или видеофильм по проблеме, над которой работает педагог.
- Создать собственные методические пособия, атрибуты.
- Участвовать в работе конференций, семинаров.
3. Итоговый этап (отчет).
Формы отчета:
- Презентация проекта.
- Выступления на педсоветах, «творческих гостиных» - по обмену опытом и педагогических находок.
- Открытые просмотры.
- Мастер – классы.
- Участие в конкурсах «Воспитатель года», «Педагог-психолог года» и т. д.
- Консультации для педагогов по теме самообразования.
- Внедрение в педагогический процесс проектов, рабочих учебных программ,
методических пособий.
- Ознакомление коллег с новинками методической литературы по теме само
образования (проблеме).
- Неделя педагогического мастерства.
- Анализ взаимопосещений, видеоматериалов.
- Выставки работ воспитателей и детей по темам самообразования.
Предлагается образец ведения плана самообразования (см. Приложение 1 и Приложение 2).
Воспитатели, обучающиеся в педагогических вузах, планы самообразования не ведут. Однако педагог может поделиться с коллегами своими новыми знаниями по отдельным предметам.
В конце учебного года все педагоги составляют отчет о проделанной работе по теме самообразования и выступают с ним на итоговом педсовете. (см. Приложение 3).
Результаты самообразования
Целенаправленная самостоятельная работа по самообразованию позволяет пополнить и конкретизиовать свои знания, осуществлять глубокий и детальный анализ возникающих в работе с детьми ситуаций. Педагог со стажем имеет возможность не только пополнить копилку своих знаний, но и найти эффективные, приоритетные для себя приемы развивающей работы с детьми и родителями, овладеть элементарной диагностической и исследовательской деятельностью. Кроме того, у педагогов развивается потребность в постоянном пополнении педагогическихх и психологических знаний, формируется гибкость мышления, умение моделировать и прогнозировать воспитательно-образовательный процесс, раскрывается творческий потенциал.
Список используемой литературы:
1. Белая К. Ю. 200 ответов на вопросы заведующей детским садом / К. Ю. Белая. - М., 1996.
2. Голицына Н. С. Организация и содержание работы старшего воспитателя ДОУ. - М. : Издательство: Скрипторий, 2003.
3. Львова Л. Т. Держим на контроле / Л. Т. Львова // Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения. - 2008. - № 11. - С. 10-17.
Приложение 1
Образец ведения плана самообразования.
План самообразования
Год Этап Содержание работы Результат /
форма отчетности Срок
выполнения
2012 – 2013
уч. год 1 1. Изучение научно-
методической и учебно-методической литературы по данной теме.
2. Изучение периодической печати (подбор статей из журналов и газет).
3. Разработка перспективного плана на 2020-2021 учебный год.
4. Знакомство с работами других специалистов (просмотры сайтов, посещение открытых мероприятий педагогов).
5. Проведение мероприятий по плану.
6. Изготовление демонстрационного материала «…»,
картотеки «…» и т. д.
7. Разработка конспектов ННОД по теие самообразования. Картотека методической литературы.
Перспективный план на 2020-2021 учебный год
Сообщение на ПС или МС.
Оформление конспектов НОД. сентябрь
2013 – 2014
уч. год 2 1. Изучение научно-
методической и учебно-методической литературы по данной теме.
2. Оформление наглядно-иллюстративного материала «…».
Оформление методической папки материалов.
3. Проведение консультации, семинара-практикума для педагогов, родителей.
4. Оформление информационного листа на тему: «…».
4 Оформление выставки совместного творчества детей и родителей «…».
Пополнение картотеки методической литературы
Методическая папка «…».
Сообщение на родительском собрании.
Информационный лист – ширма — передвижка.
Выставка работ.
Выступление на ПС, МС.
2014 – 2015
уч. год 3 Показ открытого мероприятия.
Обобщение опыта.
Оформление методических рекомендаций.
Презентация.
Приложение 2
Перспективный план работы
по самообразованию на 2020 – 2021 учебный год
Месяцы Деятельность Отметка о
выполнении
Сентябрь
Октябрь
Ноябрь
Декабрь
Январь
Февраль
Март
Апрель
Май
Приложение 3
Памятка для анализа процесса самообразования.
- Оправдал ли себя план?
- Как он сочетался с задачами ДОУ и индивидуальной темой самообразования.
- Планировалась ли исследовательская работа.
- Чей педагогический опыт и по каким вопросам изучался в соответствии с индивидуальной темой самообразования.
- Этапы проработки материала.
- Какая литература изучалась: психологическая, педагогическая, научная и т. д.
- Практические выводы после проработки конкретной темы (тезисы, доклады и др.)
- Творческое сотрудничество (с педагогами, специалистами, старшим воспитателем и др.)
- Перечень вопросов, которые оказались трудными в процессе изучения литературы и опыта работы.
Постановка новых задач.
Приложение 4
Требования к педагогам по самообразованию
при подготовке к аттестации:
• Работа по теме самообразования не менее 1 года;
• Изучение научно-методической литературы;
• Разработка перспективных планов, конспектов НОД по теме, сценариев;
• Создание предметно-развивающей среды в группе;
• Проведение диагностики по усвоению программы по данному разделу;
• Знакомство с передовым педагогическим опытом в районе, городе;
• Обучение на курсах повышения квалификации;
• Выступление с докладом об опыте работы на педсовете;
• Участие в семинарах, консультациях, конференциях;
• Показ открытого мероприятия;
• Активное участие в работе методического объединения района;
• Участие в конкурсах педагогического мастерства в ДОУ и районе;
• Обобщение опыта работы по теме самообразования.