Ирина Румянцева
Методические рекомендации для педагогов «Сказочные сюжеты к артикуляционным упражнениям». Часть 1
▼ Скачать + Заказать документы
Одним из основных направлений руководства речевым развитием детей является – работа над артикуляцией.
Упражнения преподносятся детям в виде сказки с продолжением (артикуляционные сказки). Каждая часть сказки представляет собой знакомство с определенным упражнением.
Рассказывание артикуляционной сказки желательно проводить два раза в день по 2-3 минуты. Дети слушают сказку и в определенном месте выполняют артикуляционное упражнение. Разучивание нового упражнения происходит в следующем порядке: в первой половине дня воспитатель рассказывает сказку, показывает картинку, изображающую это упражнение, и называет его. Дети выполняют новое упражнение еще раз, но уже не по показу воспитателя, а по картинке. Педагог при этом проверяет правильность выполнения артикуляционного упражнения каждым ребенком. Во второй половине дня упражнение повторяется по картинке.
Темочки:
- Артикуляционная гимнастика. Консультации
- Артикуляция. Артикуляционная гимнастика
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Сказки. Консультации для родителей
- Темочки
Каждая последующая часть сказки начинается с повторения одного или двух предыдущих упражнений. Так складывается артикуляционная минутка, которая включает в себя 2-3 упражнения.
Упражнения вводятся, разучиваются и закрепляются постепенно. Темп разучивания зависит от возрастного состава группы и индивидуальных темпов речевого развития детей. Поэтому временной диапазон разучивания артикуляционных упражнений может колебаться.
В последующем воспитатели манипулируют частями артикуляционной сказки (соединяют две разные части; используют картинки-образы, по которым дети повторяют части сказки с показом упражнений).
1. Артикуляционное упражнение «Улыбочка»
Цель: развивать круговые мышцы губ.
Выполнение: губы растянуты в виде улыбки, обнажая сомкнутые зубы. Удерживать губы в таком положении следует 10-15с.
Сюжет к артикуляционному упражнению «Улыбочка»
- Жили-были Петя и Маша. Они приехали в гости к бабушке. Бабушка испекла к их приезду Колобок. Она его долго месила из теста, выпекала в печке. Получился Колобок кругленький, румяный, ароматный, и очень веселый. Он всем улыбался вот так (воспитатель показывает). Давайте и мы улыбнемся Колобку точно так же, как он нам.
Пете и маше так понравился Колобок, что они решили его не есть. Они решили с ним дружить. Колобок очень обрадовался новым друзьям. И снова им улыбнулся. (Воспитатель старается активизировать каждого ребенка: Петя, улыбнись Колобку», Колобок улыбается Оле, Лизе. Девочки, улыбнитесь Колобку» и т. п.).
А сейчас Колобок пойдет отдыхать, но обязательно вернется к нам опять.
2. Артикуляционное упражнение «Дудочка»
Цель: развивать круговые мышцы губ.
Выполнение: губы сомкнуты и вытянуты вперед в виде трубочки. Удерживать губы в таком положении следует 10-15с.
Сюжет к артикуляционному упражнению «Дудочка»
- Петя и Маша умели играть на дудочке. А бабушка любила слушать, как они играют. Услышал Колобок, как играют дети, заслушался. Как ему захотелось, исполнять такие же приятные мелодии, песни! Но где взять инструмент дудочку? Думал Колобок, думал и придумал. Сомкнул свои губы, вытянул их вперед – получилась дудочка. Увидели это дети, удивились. Без рук. Без ног, а дудочку изобразил! Молодец, Колобок! Колобок научил машу и Петю складывать дудочку из губ. У них получилось. И у вас обязательно получится!
3. Артикуляционное упражнение «Заборчик»
Цель: упражнять в умении удерживать зубы сжатыми; развивать круговые мышцы губ.
Выполнение: зубы плотно сжаты. Губы находятся в положении улыбки. Упражнение выполнить 5-6 раз, продолжительность каждого упражнения 10-15 с.
Сюжет к артикуляционному упражнению «Заборчик»
- Однажды дети с бабушкой поехали в город за покупками. А Колобка с собой не взяли. Сначала Колобок обиделся, потом загрустил. И решил он покатиться в город к своим друзьям. Решено – сделано. Покатился колобок по саду, потом по огороду. Только разогнался, как – стоп! На его пути встал крепкий высокий заборчик. Не перепрыгнуть его, не обойти.
«Заборчик, заборчик! Пропусти меня к моим друзьям», - стал просить Колобок. А заборчик ему в ответ: «Извини, дружок. Никак не могу тебя выпустить. Сделали меня крепким, дощечка к дощечке. И поставили здесь хозяйство охранять и тебя, Колобок, тоже».
Пригляделся Колобок. Хороший заборчик стоит! Улыбнулся Колобок заборчику, зубы сжал (как дощечки). У Колобка славно получилось! И у вас получится!
Пока мы изображали заборчик, Маша, Петя и бабушка вернулись домой.
4. Артикуляционное упражнение «Мясорубка»
Цель: вырабатывать продвижение тонкого и широкого языка между зубами.
Выполнение: губы в положении улыбки. Зубы плотно сжаты. Кончик языка проталкиваем между сжатыми зубами. Язык становится широким и тонким выдвигаем его вперед до предела. Упражнение повторить 3-4 раза.
Сюжет к артикуляционному упражнению «Мясорубка»
- Однажды Колобок почувствовал знакомый запах теста. «Ой! Наверное, бабушка что – то печет. Будут у меня друзья!» - обрадовался Колобок и покатился на кухню. Там на тарелочке лежали блины. Они были круглые и вкусно пахли.
Познакомился Колобок с блинами. И те рассказали Колобку, что они блины не простые, а с мясом. Колобок удивился: «Но мяса-то нет!» «Скоро будет, - отвечали блины. – Бабушка крутит мясо».
Только сейчас Колобок обратил внимание на бабушку. Крутить мясо ей помогал удивительный предмет – мясорубка. Бабушка клала большие кусочки мяса, а выходили они тоненькими колбасками. Смотрел Колобок, смотрел и не заметил, как сжал плотно зубки и стал проталкивать между ними кончик своего язычка. Язычок становился широким и тонким. Ну, точь-в-точь мясорубка!
Так Колобок научился изображать мясорубку. И мы попробуем!
5. Артикуляционное упражнение «Лопаточка»
Цель: развивать умение расслаблять мышцы языка и удерживать язык в таком положении длительное время.
Выполнение: расслабленный широкий кончик языка положить на нижнюю губу. Удерживать язык в таком положении под счет до 10. Верхняя губа приподнята и не прикасается к поверхности языка.
Сюжет к артикуляционному упражнению «Лопаточка»
- Сегодня Колобок спал очень долго, а когда проснулся, то детей в доме не было. «Где Маша? Где Петя?» - подумал Колобок и покатился их искать. Маша и Петя играли в песочнице. Они насыпали песок в ведра, переворачивали их, и получались отличные куличи. Дети были так увлечены своей игрой, что не заметили Колобка. А он не стал беспокоить детей. Колобок как зачарованный смотрел, как дети разноцветными лопатками насыпали песок в ведра. «Как ловко у них получается, - подумал Колобок. – Вот бы мне так научиться! Но где мне: у меня рук нет. Но у меня есть мой ловкий язычок. Я могу сложить его лопаточкой!». Попробовал Колобок, и у него получилось. И у вас получится!
6. Артикуляционное упражнение «Иголочка»
Цель: развивать умение напрягать боковые мышцы языка и длительное время удерживать язык в таком положении.
Выполнение: узкий кончик языка высунуть из полости рта, не прикасаясь им к губам. Удерживать язык в таком положении под счет педагога до 10.
Сюжет к артикуляционному упражнению «Иголочка»
- Петя любил бегать, прыгать и особенно лазать. Поэтому на его одежде часто появлялись дырки. Бабушка вздохнет, возьмет рваную одежду и унесет ее. А на следующее утро приносит чистую, и главное без дырок. «Куда деваются дырки? – думал Колобок. Что бабушка с ними делает?» Однажды Колобок решил посмотреть, куда бабушка прячет дырки.
Закатился Колобок в бабушкину комнату и видит: сидит хозяйка с каким – то предметом в руке. Предмет тонкий, металлический; один конец – острый преострый, а другой – с дырочкой. Из дырочки длинный хвостик – ниточка торчит. Предмет в руках бабушки то вверх, то вниз летает, а дырочки на одежде исчезают.
«Ты кто?» - спросил Колобок острый тонкий предмет. «Иголочка, - послышался ответ. – Ты мне сейчас не мешай, я очень занята». Притих Колобок, но не ушел. Уж больно понравилась ему труженица – иголочка. Иголочка твердая и очень острая. Сам Колобок мягенький и пухленький. Но он умеет напрягать свой язычок — вот так (педагог показывает). Язычок становится похож на иголочку.
7. Артикуляционное упражнение «Часики»
Цель: развивать напряжение боковых мышц языка и координацию движения (справа налево).
Выполнение: рот приоткрыт. Узкий язык движется от одного уголка рта к другому, стараясь не касаться губ. Упражнение проводится в медленном темпе под счет педагога или сопровождается словами: тик-так, тик-так.
Сюжет к артикуляционному упражнению «Часики»
- В доме на стене висели старинные часы. На их лице виднелись цифры и две стрелочки. Стрелочки обходили каждую цифру, ни одну не пропускали. Только одна стрелочка была шустрая и двигалась быстро, а другая была ленивая и двигалась медленно. У часов был маятник. Маятник – это язык у часов. Часы гордились своим маятником – языком и тикали: тик-так. Однажды часы увидели, что Колобок наблюдает за маятником. «Смотри не смотри, а у тебя так никогда не получится», - протикали часы Колобку. Сначала Колобок хотел обидеться, но потом передумал. «Я тоже научусь так делать своим язычком», - сказал Колобок и научился. (Показ упражнения).
8. Артикуляционное упражнение «Сердитая кошечка»
Цель: развивать подвижность мышцы спинки языка.
Выполнение: рот приоткрыт. Кончик языка упирается в нижние передние зубы, спинка языка приподнята. Боковые края языка прижаты к верхним коренным зубам. Удерживать язык в таком положении под счет педагога до 10.
Сюжет к артикуляционному упражнению «Сердитая кошечка»
- Однажды в сад пришла кошечка. Она учуяла вкусный запах и подошла к Колобку. «Колобок, Колобок, я тебя съем», - сказала кошечка. Бедняжка! Она не знала, что наш Колобок был всегда горячий. Потянулась кошечка к Колобку да обожглась. Рассердилась она и выгнула спинку.
Жалко стало Колобку кошечку. Он и говорит ей: «Не ешь меня! Давай лучше дружить». Подумала кошечка и согласилась.
С тех пор Колобок и кошечка дружат. Вместе весело играют. А в минуты отдыха любят они вспоминать свою первую встречу. Колобок выгнет свой язычок, показывает, как сердитая кошечка спинку свою выгибала. А кошечка смотрит и смеется.
Уважаемые коллеги! Благодарю вас за внимание!