Кристина Болдова
Методические приемы, направленные на развитие осознанности поведения
▼ Скачать + Заказать документы
Общение должно быть направленно на развитие сознания и самосознания, на формирование способности «посмотреть на себя со стороны», выйти за пределы наглядной ситуации.
В соответствии с этим в работе с детьми можно использовать следующие приемы.
1. Речевое общение, включенное в деятельность.
Публикация «Методические приемы, направленные на развитие осознанности поведения» размещена в разделах
Воспитатель не просто наблюдает за самостоятельными игровыми действиями детей, а участвует в них на правах партнера. Время от времени он задает вопросы, направленные на осознание действий и желаний ребенка, например : «Что ты сейчас делаешь?», Во что ты сейчас играешь?», «Что будешь делать потом?» и другие.
Использование данного приема преследует три основные задачи:
1. Выделить для ребенка временной план активности, соотнести его прошлые, настоящие и будущие действия в ограниченных временных рамках. Такие вопросы, как: «Для чего тебе это нужно?», «Что ты будешь делать потом?» - направляют внимание ребенка на цели и средства его действий.
2. Фиксировать субъективные состояния ребенка (его настроение, отношение к деятельности). Вопросы: «Ты не устал?», «Тебе интересно?» - направляют ребенка на себя, на свое эмоциональное состояние и отношение к тому, что он делает.
3. Ставить ребенка в ситуацию выбора, который должен осуществить он сам, показать возможность альтернатив поведения. Вопросы: «Во что ты хочешь играть - в машинки или в конструктор?» - побуждают ребенка представить разные варианты собственных действий и лучше осознать свои желания. [3;47]
Требования правильного или полного ответа могут привести к распаду действий ребенка. Задача взрослого состоит в том, чтобы своими вопросами подчеркнуть и выделить эти действия, придать им осознанный характер.
2. Планирование игровой деятельности.
Взрослый с несколькими детьми заранее составляет план будущей совместной игры: распределяет роли, определяет порядок действий, обязанности каждого персонажа, промежуточные и конечные этапы игры. При этом воспитатель не диктует свои решения, не навязывает свои планы, а постоянно советуется с детьми.
Можно предложить любые сюжеты ролевых игр, где есть понятные и привлекательные для них роли, например : «Больница» ( роли: врач, медсестра, пациент, «Парикмахерская» ( роли: парикмахер, клиент, «Семья» ( роли: мама, папа, ребенок).
Подробно обсудив и определив план предстоящей игры и порядок действий для каждого персонажа, воспитатель вместе с детьми начинает разыгрывать сюжет. Он следит за тем, чтобы дети не слишком отклонялись от намеченного плана.
После игры взрослый разговаривает с каждым участником и спрашивает, во что он играл, что делал во время игры, что ему больше всего понравилось. Особенно подробно взрослый интересуется тем персонажем, роль которого выполнял ребенок, его рассказом о собственных действиях и об их соответствии намеченному плану.
3. «Устный дневник» (беседа о событиях из жизни детей).
В конце дня воспитатель спрашивает ребенка о событиях минувшего дня, просит рассказать что-нибудь интересное, предлагает вспомнить, почему он плакал или смеялся, что ему запомнилось на прогулке. Беседуя с ребенком, взрослый задает ему наводящие и уточняющие вопросы, пытается наполнить субъективным содержанием общие для всех режимные моменты.
Подобные беседы нужно проводить регулярно, в них могут участвовать несколько детей. По окончании беседы лучше предупредить детей, что завтра мы опять будем говорить о том, что с ними случится за это время, чтобы они старались запомнить все интересное, что с ними происходит. Дети обычно с нетерпением ждут встречи со взрослым и хотят поговорить с ним.
Вовлекая детей в совместную деятельность и помогая им открыть ее смысл и средства, взрослый обращает их внимание на то, что они делают, и тем самым способствует осознанию и пониманию своего поведения. Под влиянием занятий со взрослым действия и желания детей становятся предметом их осознания. Они уже могут формулировать свои желания, рассказать, как и что они делали. [3; 48]
Важную роль в таких занятиях играет эмоциональный контакт ребенка с воспитателем: его внимание и доброжелательность, увлекательность и эмоциональная насыщенность организованных им игр и занятий. Однако в тех случаях, когда общение со взрослым сводится только к эмоциональным контактам, оно не приводит к осознанию детьми своих действий. Главным условием осознанности и целенаправленности их действий является речевое общение со взрослым. Осознанность действий вытекает не из готовых речевых формулировок взрослого, а из совместного речевого опосредования собственных состояний детей, их желаний, средств и способов действий.
Заключение
В дошкольном возрасте у детей формируются произвольные действия и волевые качества, играющие важную роль в становлении личности. В различных видах деятельности дети начинают выделять цели, подчиняя им свои действия.
Главным же приобретением дошкольника в развитии воли является определенный уровень организованности, произвольности поведения и деятельности как способности подчинить свои действия требованиям «надо», а не «хочу», необходимый для обучения. На развитие произвольности поведения оказывают влияние все виды деятельности ребенка, но ведущее место принадлежит игре.
Конечно, в дошкольном возрасте формирование воли и произвольности ребенка только начинается. В этот период дети только начинают самостоятельно определять и осознавать свои действия. Но если с помощью педагогов и родителей они смогут делать что-то не слишком привлекательное для них в данный момент ради какой-то другой, более значимой цели, это уже явный признак того, что у них появляется осознанность поведения. Это серьезный шаг в становлении воли и произвольности дошкольника. Задача взрослых не в том, чтобы ломать или преодолевать желания ребенка, а в том, чтобы помочь ему понять (осознать) собственные желания и удержать их вопреки ситуативным обстоятельствам.