Надежда Игнатенкова
Методические подходы развития сюжетно-ролевой игры детей старшего возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Воспитательное значение игры переоценить невозможно, но воспитание должно быть опосредованным. Педагогу необходимо развивать умение быть игроком, партнером ребенка в игре. Это качество называется игровой позицией воспитателя.
Игровая позиция воспитателя включает в себя:
• ярко выраженный интерес педагога к играм детей;
• рефлексию как способность видеть реальную ситуацию со стороны и вычленить в ней игровые возможности;
Публикация «Методические подходы развития сюжетно-ролевой игры детей старшего возраста» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Старшая группа
- Сюжетно-ролевые игры
- Темочки
• инфантилизацию (способность на время превратится в ребенка) как способность устанавливать доверительные отношения с окружающими;
• эмпатию как способность чувствовать игровые состояния других людей;
• креативность как способность находить нестандартные пути достижения цели.
Владея игровой позицией, педагогу легче использовать игру, ее богатые возможности для развития, своих воспитанников.
Педагогическое сопровождение игровой деятельности детей включает в себя :
• Осуществление регулярной диагностики опыта игровой деятельности и ее результат;
• Наличие игровой позиции, сочетающей прямые и косвенные способы взаимодействия педагога и детей;
• Поэтапное изменение тактики педагогического сопровождения ребенка в игре (партнер-координатор-наблюдатель);
• Отбор содержания игр на основе интересов и предпочтений современных дошкольников;
• Ориентацию педагога на индивидуальные творческие проявления детей в игровой деятельности, их дальнейшее поэтапное стимулирование и развитие;
• Создание современной предметно-игровой среды.
Для того чтобы игра, возникнув, перешла на более высокий этап развития, необходимо ее грамотно организовать.
Руководство сюжетно-ролевыми играми детей старшего возраста предполагает, что педагог влияет на расширение тематики этих игр, обогащает содержание, способствует овладению детьми ролевым поведением используя прямые и косвенные приемы
Косвенное руководство игрой осуществляется путем обогащения знаний детей об окружающей жизни, обновления игрового материалов и т. д., т. е. без непосредственного вмешательства в игру. Это сохраняет самостоятельность детей в процессе игры
Прямые приемы руководства:
• ролевое участие в игре,
• участие в сговоре детей, • разъяснение, помощь, совет по ходу игры, • предложение новой темы игры и т. д.
Комплексный метод руководства представляет собой систему педагогических воздействий, способствующих развитию самостоятельной сюжетной игры детей, исходя из ее возрастных особенностей и потенциальных возможностей развития интеллекта ребенка.
Выделяют 4-е компонента комплексного руководства с которыми можно ознакомится на слайде:
1 компонент - Ознакомление с окружающим (планомерное педагогически активное обогащение жизненного опыта детей) это беседы, экскурсии в медкабинет, чтение художественной литературы
2 компонент - Обогащение игрового опыта (совместные (обучающие) игры педагога с детьми, направленные на передачу им игрового опыта традиционной культуры игры)
взятие роли на себя с целью обучения игровым действиям;
- игры-диалоги «разговор по телефону» - учить общаться по телефону, вести диалог, умение
задавать вопросы, отвечать ни них;
игры драмматизации
3 компонент - Обогащение предметно-игровой среды (своевременное изменение предметно-игровой среды с учетом обогащающегося жизненного и игрового опыта)
4 компонент - Активизирующее общение взрослого с детьми (активизирующее общение взрослого с детьми, направленное на побуждение их к самостоятельному применению в игре новых способов решения игровых задач и новых знаний о мире). Вопросы к детям:
Постановка проблемной ситуации для обогащения сюжета игры.
Содержание деятельности педагога так же зависит от его позиции в игре
Вначале педагог выступает как как партнер (носитель игровых идей и умений организационного общения в игре).
Далее, как координатор игровых замыслов и общения детей (оказывает оперативную помощь в случаях затруднения в развертывания сюжете).
Когда опыт осуществления игры освоен, педагог становится наблюдателем за играми детей (оказывает непрямую помощь при возникающих затруднениях, это изменение предметной среды, проблемная ситуация, совет, вопрос, рассказ о собственных детских играх).
У детей 5-7 лет сюжеты игр разнообразны (бытовые, труд взрослых) роли четко распределены до начала игры. Замысел предстоящей игры определяют самостоятельно. Игрушки и предметы подбираются в соответствии с ролью. События и сюжеты переплетаются.
Воспитательное значение игры переоценить невозможно, но воспитание должно быть опосредованным. Как только появляется видимый «элемент воспитания», позиция педагога сразу перестает быть партнерской и становится «воспитывающей» или «обучающей». Естественность игры при этом нарушается. Педагогу необходимо развивать умение быть игроком, партнером ребенка в игре.