Татьяна Зборовская
Значение сюжетно-ролевой игры для развития ребёнка. Консультация
▼ Скачать + Заказать документы
В дошкольном возрасте сюжетно-ролевая игра является ведущей деятельностью, а общение становится частью и условием ее. В этом возрасте приобретается тот сравнительно устойчивый внутренний мир, который даёт основания впервые назвать ребенка личностью, хотя и не вполне сложившейся, но способной к дальнейшему развитию и совершенствованию.
Этому способствует игровая и различные виды продуктивной деятельности (конструирование, лепка, рисование, а также начальные формы трудовой и учебной деятельности.
Публикация «Значение сюжетно-ролевой игры для развития ребёнка, Консультация» размещена в разделах
- Игрушки. Консультации для родителей
- Игры для детей. Роль и значение детских игр в развитии детей
- Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Сюжетно-ролевые игры
- Темочки
Благодаря игре личность ребенка совершенствуется:
1. Развивается мотивационно-потребностная сфера:
возникает иерархия мотивов, где социальные мотивы приобретают более важное значение для ребенка, чем личные.
2. Преодолевается познавательный и эмоциональный эгоцентризм:
Ребенок, принимая роль какого-либо персонажа, героя, учитывает особенности его поведения, его позицию. Ребенку необходимо согласовывать свои действия с действиями персонажа – партнера по игре. Это помогает ориентироваться во взаимоотношениях между людьми, способствует развитию самосознанию и самооценки у дошкольника.
3. Развивается произвольность поведения:
Разыгрывая роль, ребенок стремится приблизить ее к эталону. Воспроизводя типичные ситуации взаимоотношений людей в социальном мире, дошкольник подчиняет свои собственные желания, импульсы и действует в соответствии с социальными образцами. Это помогает ребенку постигать и учитывать нормы и правила поведения.
4. Развиваются умственные действия :
Формируется план представлений развиваются способности и творческие возможности ребенка.
Сформированность сюжетной игры у дошкольника позволяет воссоздать в активной, действенной форме не измеримо более широкую сферу действительности, далеко выходящую за пределы личной практики ребенка. В игре дошкольник и его партнеры с помощью своих движений и действий с игрушками активно воспроизводят труд и быт окружающих взрослых, события их жизни, отношения между ними и т. д.
С точки зрения Д. Б. Эльконина, “игра социальна по своему содержанию, по своей природе, по своему происхождению, то есть возникает из условий жизни ребенка в обществе”
Дошкольник не может реально участвовать в производственной деятельности взрослых, что порождает у ребенка потребность воссоздать мир
и это становиться ему по силам в игровой деятельности.
В игре создается мнимая ситуация, используются игрушки, копирующие реальные предметы, а затем и предметы-заместители, которые благодаря своим функциональным признакам дают возможность заменить реальные предметы. Ведь главное для ребенка заключено в действии с ними, в воссоздании взаимоотношений взрослых: все это приобщает дошкольника к социальной жизни, дает возможность стать ее участником.
Социальность структуры и способов существования игровой деятельности впервые отметил Л. С. Выготский, который подчеркнул опосредованную роль речевых знаков в игре, их важное значение для специфически человеческих психических функций – речевого мышления, произвольной регуляции действий.
Ребенок – дошкольник, входя в коллектив сверстников, уже имеет определенный запас правил, образцов поведения, моральных ценностей, которые сложились у него, благодаря влиянию взрослых, родителей. Дошкольник подражает близким взрослым, перенимая их манеры, заимствует у них оценку людей, событий, вещей. И все это переносится на игровую деятельность, на общение со сверстниками, формирует личностные качества ребенка.