Валентина Подольская
Консультация «Формирование речевых навыков воспитанников группы раннего возраста средствами малых фольклорных форм»
▼ Скачать + Заказать документы
Содержание
1. Пояснительная записка.
1.1. Актуальность
1.2. Цели и задачи.
1.3. Направление.
1.4. Этапы работы.
1.5. Ожидаемые результаты.
2. Перспективный план.
3. Используемая литература.
4. Приложения.
4.1. Консультация «Фольклор в жизни ребёнка».
4.2. Анкета для родителей.
«Использование фольклора в семейном воспитании».
4.3. Консультация «Тренируем пальчики –развиваем речь».
Публикация «Консультация „Формирование речевых навыков воспитанников группы раннего возраста средствами малых фольклорных форм“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Младшая группа
- Народная культура, фольклор
- Фольклор, народная культура. Консультации
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» октябрь 2017
4.4. Памятка «Развиваем малыша. Игры для маленьких ручек и пальчиков».
4.5. Консультация «Роль фольклора в формировании культурно-гигиенических навыков у детей раннего возраста».
1. Пояснительная записка.
«Начало искусства слова – в фольклоре»
М. Горький
1.1. Актуальность.
Актуальность темы обусловлена тем, что в настоящее время проблемы, связанные с процессом развития речи являются центральной задачей развития и воспитания детей. Работая с детьми раннего возраста, я заметила, что дети очень плохо стали говорить. А за речью ребенка важно следить с младенчества. Детям требуется дополнительная помощь в развитии и формировании речи. И здесь невозможно переоценить роль фольклора, а в особенности его малых форм : песенок, потешек, поговорок, сказок, прибауток, закличек и др.
Ценность детского фольклора заключается в том, что с его помощью взрослый легко устанавливает с ребенком эмоциональный контакт, эмоциональное общение. Интересное содержание, богатство фантазии, яркие художественные образы привлекают внимание ребенка, доставляют ему радость и в тоже время оказывают на него свое воспитательное воздействие. Незатейливые по содержанию и простые по форме малые формы народного поэтического творчества таят в себе немалые богатства – речевые, смысловые, звуковые.
Знакомство с детским фольклором развивает интерес и внимание к окружающему миру, народному слову и народным обычаям, воспитывает художественный вкус, а также многому учит. Развивает речь, формируются нравственные привычки, обогащаются знания о природе. Яркие, оригинальные, доступные по форме и содержанию заклички, приговорки, дразнилки легко запоминаются и могут широко использоваться детьми в играх.
Они забавляют ребенка и вместе с тем обучают навыкам поведения.
Таким образом, с целью развития речи детей раннего возраста, мною была определена тема методической разработки «Формирование речевых навыков воспитанников группы раннего возраста средствами малых фольклорных форм».
1.2. Цели и задачи.
Цель работы: использование произведений русского народного фольклора, как возможность развития речи детей раннего возраста, прививать любовь к устному народному творчеству.
Задачи:
Познавательные:
• Познакомить детей с разнообразными формами фольклора : колыбельные, потешки, загадки, пословицы, поговорки.
• Расширение словарного запаса.
Развивающие:
• Приобщить детей к устному народному творчеству, развивать их речь, чувство ритма и рифмы.
• Готовить ребенка к дальнейшему восприятию поэтической речи и формирование интонационной выразительности его речи.
Воспитательные :
• Создать благоприятные условия для развития интереса детей к фольклору.
• Вызвать у детей эмоциональное сопереживание, эмоциональный отклик на произведение устного народного творчества.
• Психолого–педагогическое объяснение специфики восприятия и освоения материала детьми в соответствии с возрастными особенностями.
1.3. Направление работы.
• Использование фольклора на занятиях по развитию речи.
• Использование фольклорных произведений в повседневной жизни.
• Взаимодействие с родителями.
Для этого использую, как традиционные формы работы : это выступления на родительских собраниях, устные и письменные консультации, беседы, так и нетрадиционные: анкетирование, занятия, музыкальные и спортивные праздники, конкурсы семейных рисунков.
Ранний возраст наиболее благоприятен для закладывания основ грамотной, четкой, красивой речи, для пробуждения интереса ко всему, что нас окружает. Поэтому задача обогащения словаря и развития речи детей должна решаться ежеминутно, ежесекундно, постоянно звучать в беседах с родителями, пронизывать все режимные моменты. Современные научные исследования свидетельствуют о том, что одной из главной составляющей полноценного развития детей в раннем возрасте является развитие речи.
Фольклор – это народное творчество, душа русского искусства, музыки. Самых маленьких детей в первую очередь знакомят с произведениями устного народного творчества. Гениальный творец языка и величайший педагог – народ – создал такие произведения художественного слова, которые ведут ребенка по всем ступеням его эмоционального и нравственного развития.
Занимаясь с детьми самыми прозаическими делами: одевание, кормление, умывание, причесывание, укладывание спать, успокаивание, во время всех этих действиях стараюсь не говорить обыкновенных, порой ничего не значащих и ничего не выражающих слов, а напевать потешку, прибаутку, считалку, дразнилку.
1.4 Этапы работы.
Чтобы потешка, прибаутка, песенка, байка или сказка прочно вошла в жизнь ребенка, надо ему помочь осознать ее содержание. Вся работа с фольклорными произведениями включает несколько этапов:
Использование этих приемов помогает детям почувствовать большую уверенность в своих силах, проявлять речевую активность.
1.5. Ожидаемые результаты.
Дети:
• пополняться знания фольклорными произведениями : потешками, поговорками, русскими народными сказками, песнями, считалочками;
• сформируется умение слушать и запоминать новые произведения, следить за развитием действия;
• пополнится словарный запас детей;
Родители:
• сформируется понимание необходимости использования малых форм фольклора, повысится общий культурный уровень.
Таким образом, использование малых форм фольклора создает необходимые основы для овладения разными видами деятельности (лепка, рисование, конструирование, физическое и музыкальное развитие).
А также дети намного легче и с большим удовольствием усваивают все навыки самообслуживания и гигиены.
2. Перспективный план работы.
Выработана система использование малого фольклора в организации совместной деятельности взрослых и детей и режимных моментов.
Месяц Основная дидактическая задача Совместная деятельность с детьми Работа с родителями Обогащение развивающей среды
октябрь Накопление художественного материала Чтение и слушание потешек Консультация «Фольклор в жизни ребёнка» Пополнение центра развития речи фольклорными произведениями
ноябрь Развитие внимания, обогащение словарного запаса Потешка
«Огуречик, огуречик.», «Мы с игрушками играли» Анкетирование
«Использование фольклора в семейном воспитании». Внесение атрибутов для театральных игр
декабрь Развитие мелкой моторики Пальчиковая игра «Сорока-ворона.», «Вышла курочка гулять» Консультация «Тренируем пальчики -развиваем речь» Пополнение картотеки пальчиковых игр
январь Воспитание культурно-гигиенических навыков Пестушка
«Ай, лады, лады, лады»,
«Водичка-водичка» Консультация «Роль фольклора в формировании культурно-гигиенических навыков у детей раннего возраста» Внесение атрибутов для игры с водой: рыбки,уточки.
февраль Развитие музыкального слуха Потешка
«Бай, бай-бай» «Ай, люли-люли-люли!» Инд. беседы «Развиваем речь ребёнка с помощью потешек». Пополнение музыкального центра новыми аудиозаписями
март Пополнение образных представлений, общего запаса знаний Использование закличекв процессе наблюдения природных явлений Изготовление атрибутов в уголок «Ряженья». Пополнение центра театрализованной деятельности
апрель Развитие слухового восприятия Чтение русских народных сказок «Репка», «Курочка Ряба» День добрых дел:
Новая жизнь старой книге. Пополнение центра развития речи, сказками для детей раннего возраста
май Обогащение словарного запаса Побуждать детей к проговариванию знакомых потешек… Памятка «Развиваем малыша.
Игры для маленьких ручек и пальчиков» Изготовление сборника потешек и стихов для детей раннего возраста.
3. Список использованной литературы.
1. Арушанова А. Г. Речь и речевое общение детей. М. ; Мозайка-Синтез, 1999
2. Галанова Т. В. Развивающие игры с малышами до трёх лет. Популярное пособие для родителей и педагогов. – Ярославль: Академия развития, 1996 г.
3. Гербова В. В. Развитие речи детей в младшей разновозрастной группе (2 – 4 года). Ребенок в детском саду № 5, 2001 г.
5. Доронова Т. Н. Играют взрослые и дети: из опыта работы дошкольных образовательных учреждений России. М. : Линка – Пресс, 2006 г.
6. Журнал «Дошкольное воспитание» № 9, 1990.; №10, 1994.; №12, 1998 г.
7. Загрутдинова М., Гавриш Н. Использование малых фольклорных форм // Дошк. воспитание. -1991 .-№9.-С. 16-22.
8. Илларионова Ю. Г. Учите детей отгадывать загадки. -М. : Просвещение, 1976.-127с.
9. Кудрявцева Е. Использование загадок в дидактической игре // Дошк. вое питание. -1986.-№9.-С. 23-26.
10. Мельников М. Н. Русский детский фольклор. -М. : Просвещение, 1987. - 239с.
11. Павлова Л. Н. Раннее детство : развитие речи и мышления. М. ; Мозайка-Синтез,2000 г.
12. Парамонова Л. Г. Упражнения для развития речи. Санкт-Петербург, Дельта, 1999 г.
13. Печора К. Л. Адаптация ребёнка к дошкольному учреждению. Ребёнок в детском саду, № 4, 2001 г.
14. Пикулева Н. Уговорушки. «Дошкольное воспитание», № 5, 2001 г.
15. Усова А. П. Русское народное творчество детскому саду. Книга для воспитателей детских садов. Изд. 3-е. М. ; «Просвещение», 1972 г.