Анна Антонова
Использование в работе с дошкольниками малых фольклорных форм
▼ Скачать + Заказать документы
Основной моделью общения с детьми принимаю личностно-ориентированную модель, т. к. предпочитаю общаться с детьми на равных, видеть в ребёнке не объект воспитания, а равного партнёра, личность. При взаимодействии с детьми учитываю индивидуальные особенности каждого ребёнка. Для этого проводится диагностическое обследование детей. Проводимая диагностика позволяет установить уровень развития интеллектуальных и личностных качеств детей, планировать проведение коррекционной работы, а также осуществлять работу с более развитыми детьми. Осуществляется дифференцированный подход, путём организации работы по подгруппам с учётом интересов детей и их индивидуальных различий.
Публикация «Использование в работе с дошкольниками малых фольклорных форм» размещена в разделах
Считаю необходимым создание здорового психологического климата в группе и ставлю перед собой цель: создать в группе комфортные условия, чтобы каждый ребёнок мог найти в развивающей среде занятие, игрушку или игру по своим интересам.
Для этого в своей работе использую фольклор. Детский фольклор – это особенная область народного творчества. Она включает целую систему поэтических и музыкально-поэтических жанров фольклора. В течение многих веков прибаутки, потешки, поговорки любовно и мудро поучают ребёнка, приобщают его к высокой моральной культуре своего народа.
Ценность детского фольклора заключается в том, что с его помощью взрослый легко устанавливает с ребёнком эмоциональный контакт, эмоциональное общение. Интересное содержание, богатство фантазии, яркие художественные образы привлекают внимание ребёнка, доставляют ему радость и в тоже время оказывают на него своё воспитательное воздействие. Поэтому предпочтение в своей работе отдаю фольклору.
Выбранное направление считаю актуальным в наше время. Слушая фольклорные произведения, заучивая их наизусть, дети постигают окружающий мир, учатся быть добрыми и ласковыми, погружаются в стихию исконно народной русской речи, отражающей, как известно, традиции и мировидения её создателей и носителей.
При отборе фольклорного материала максимально учитываю возрастные особенности детей. Практический опыт показал, что для детей младшего дошкольного возраста более доступными являются так называемые «малые фольклорные формы» - потешки, загадки, считалки, короткие сказки. В среднем возрасте, наряду с усложнением «малых форм», всё больше место должно уделяться народной сказке, пословицам, поговоркам, закличкам. Со старшими детьми, кроме более сложного фольклорного материала, можно использовать такую форму работы, как беседа.
В работе с детьми младшего дошкольного возраста я выделяю сложности:
-Все знают, как воспитателю порой бывает непросто наладить эмоциональный контакт с детьми в адаптационный период, а ребёнку – войти в новый, непривычный для него, а потому таящий угрозу мир детского сада. Непросто, но задача облегчается, если воспитатель умело использует потешки для новичков.
-Любой воспитатель на собственном опыте понимает, что дневной сон для малыша необходим, но как помочь ему уснуть, а после сна «вернуться» в реальный мир как можно спокойнее? Русский человек позаботился и об этом. Потешки на сон грядущий.
-Ну вот, наконец, дети встали. Впереди умывание и кормление. Не хочется, но надо. И приучаться делать это тоже надо. Потешки при умывании и кормлении.
-За окном – солнечный денёк. Время гулять! Но сначала – одеться. Пора уже учиться делать это самостоятельно. Пора, но в первый раз всё кажется трудным. А вот с потешкой легче и веселее.
-Дети устают, ссорятся. У них, как и у взрослых, бывает плохо на душе и хочется поплакать. А другие расшалились и никак не могут успокоиться. Что ж, приласкаем их и расскажем потешки для тех, кто плачет и шумит.
-И при организации игр-занятий фольклор не заменим. Игровые потешки используются в детских садах достаточно широко.
-Общим местом стало утверждение о том, что экологическое воспитание должно начинаться как можно раньше. Дети младших групп «приобщаются» к экологическим проблемам, получая знания о домашних животных и птицах и их роль в жизни человека, проникаясь гуманным отношением к ним (о животных надо заботиться, их «благополучие» зависит от людей). Потешки и прибаутки, главными героями которых являются животные и птицы, помогают воспитателю активизировать речь детей, побуждая их к высказываниям, повторению текстов и звукоподражаниям.
Результат работы по знакомству детей младшего дошкольного возраста с «малыми фольклорными формами» вижу в том, что:
-ребёнок ещё и слов-то знает мало – колыбельная песня завораживает его своей музыкальностью, образностью, ритмом и нежностью;
-малыш день ото дня растёт, вот он уже начал играть – потешки и прибаутки и тут приходят ему на помощь;
-ребёнок учится умываться, одеваться – песенка подсказывает, как это делать лучше;
-ребёнок учится быть человеком – слушая потешки и песенки, получает – ненавязчиво – добрые и мудрые наставления (герои потешек добры, трудолюбивы, заботливы).
Итак: благодаря «малым фольклорным формам» адаптационный период проходит более безболезненно.
Работая по этому направлению, я определила следующие задачи:
-Научить детей слушать фольклорные произведения, народную музыку и песни, получать удовольствие от встречи с ними.
-Развивать речь как средство и форму мыслительной деятельности и общения и одновременно, как условия развития.