Лучший педагог года

Конспект занятия по формированию знаний о свойствах воды «Путешествие в лабораторию»

Наталия Горбунова
Конспект занятия по формированию знаний о свойствах воды «Путешествие в лабораторию»
▼ Скачать + Заказать документы

Форма : Игра-экспериментирование «Путешествие в лабораторию».

Цель: Формирование знаний у детей о значении воды в нашей жизни.

Задачи:

Образовательные:

- Ознакомить детей со свойствами воды, развивать навыки проведения лабораторных опытов, закрепить умение работать с посудой.

Развивающие:

-поддержать у детей инициативу, сообразительность, пытливость, самостоятельность, вызвать у детей стремление беречь воду, как условие сохранения жизни человечества и всех природных обитателей.

Воспитательные:

Публикация «Конспект занятия по формированию знаний о свойствах воды „Путешествие в лабораторию“» размещена в разделах

-развивать собственный познавательный опыт, расширить перспективу развития познавательной деятельности детей, путем включения их в мыслительные, моделирующие и преобразующие действия;

Средства:

• Прозрачные, стеклянные стаканчики разной формы, блюдца, чайные ложки.

• Салфетки.

• Вещества, которые растворяются в воде: соль, сахар, растительное масло.

• Предметы круглой и квадратной формы на каждого ребёнка.

• Кипятильник.

• Зеркало.

• Микрофон.

Способы:

Создание игровой ситуации, художественное слово, опыты, беседа, вопросы, объяснения, уточнения, вопросы к детям, поощрение, рефлексия.

Ход занятия:

Звучит запись журчания ручейка.

Воспитатель читает стихотворение:

Вы слыхали о воде?

Говорят, она везде!

В луже, в море, в океане

И в водопроводном кране,

Как сосулька, замерзает,

В лес туманом заползает,

На плите у нас кипит,

Паром чайника шипит.

Без нее нам не умыться,

Не наесться, не напиться!

Смею вам я доложить:

Без нее нам не прожить.

Н. Рыжова

Воспитатель: Ребята, у воды есть свои свойства, а какие, мы скоро узнаем, а некоторые вспомним.

- Для этого, я хочу пригласить вас в лабораторию. А вы знаете, что такое лаборатория? (Это место, где учёные проводят опыты и ставят эксперименты.)

- Давайте сегодня мы с вами превратимся в таких учёных и будем проводить опыты по исследованию воды, и определять её свойства.

Топ- топ! Хлоп – хлоп!

Вокруг себя повернись

В маленьких ученых

Скорее превратись!

-Вот теперь мы настоящие ученые.

- Для проведения опытов по исследованию воды и её свойств нам понадобятся некоторые материалы. Посмотрите на наши лабораторные столы, они полностью готовы к работе. Давайте разделимся на группы. Занимайте свои рабочие места. (Дети рассаживаются за столы.)

Воспитатель: Здесь вы видите много посуды. Какая она? (Ответы детей)

Воспитатель: Как нужно обращаться с такой посудой? (Ответы детей)

Воспитатель: Возьмите бутылочку с водой и налейте немного воды на блюдечко. Выливать нужно медленно, чтобы увидеть, как вода льётся, течёт и растекается на блюдечке. (Самостоятельная работа детей).

Воспитатель: Почему вы смогли перелить воду из бутылочки на блюдечко? Почему она растеклась по блюдечку? (Ответы детей)

Воспитатель: Если бы вода не была жидкой, то она не смогла бы течь в реках, ручейках, не текла бы из крана. А поскольку вода жидкая и может течь, её называют жидкостью. Посмотрите, у вас на столе лежат кубики и шарики. Какой они формы? (Ответы детей)

Воспитатель: Если мы опустим их в стакан, положим на стол, на блюдечко, на ладошку, изменят ли они свою форму? (Ответы детей)

Воспитатель: А есть ли форма у воды? Что бы ответить на этот вопрос, проведём опыт. Будем наливать воду в блюдце, чашечку, баночку, бутылочку. (Самостоятельная работа детей)

Воспитатель: Итак, что происходит с водой, когда мы наливаем её в баночку? Какую форму она принимает? (Ответы детей)

Воспитатель: А что произошло с ней, когда мы её налили в чашку, блюдце? (Ответы детей)

Воспитатель: Вода приняла форму того предмета, в который её налили – чашки, блюдца, баночки. Что же показал нам опыт? Какую форму имеет вода?

Воспитатель: Вода не имеет собственной формы, она принимает форму того предмета, в который её наливают.

Воспитатель: А сейчас я предлагаю поиграть в игру «Вода — не вода» (физкультминутка)

Напоминаю правила: если названное слово обозначает то, что содержит воду — встать; если предмет и явление имеет не прямое отношение к воде — поднять руки; а если предмет или явление не имеет никакой связи с водой — хлопать в ладоши (лужа, облако, камень, водопад, книга, дельфин, река, окно, чай, человек, ветер, радуга, лягушка, иней, стул, снеговик, таз, озеро)

Воспитатель: Молодцы, отлично справились с этим заданием, а теперь такой вопрос: может ли вода кипеть, шипеть и булькать? Когда это происходит? (Ответы детей)

Воспитатель: А что так сильно нагревает воду, что она закипает?

Дети: Огонь, газ, электронагреватель.

Воспитатель: В нашу лабораторию я принесла один из электроприборов. Он называется кипятильник. Давайте с его помощью нагреем воду. Дети рассаживаются вокруг стола, на котором приготовлены атрибуты для опыта (вспомнить правила пользования электроприборами). Воспитатель проводит опыт по превращению воды в пар.

Воспитатель: Вода постепенно начинает нагреваться. Что с ней происходит? (Ответы детей)

Воспитатель: А какая кипящая вода? (Ответы детей)

Воспитатель: Приведите пример, где вода очень – очень горячая, а где тёплая. (Ответы детей)

Воспитатель: Итак, ребята, какое свойство воды мы узнали из этого опыта? (Ответы детей)

Воспитатель: Сейчас я выключу кипятильник. Вода становится спокойной, перестаёт кипеть, но остаётся горячей. Посмотрите, что это поднимается над баночкой? Правильно это пар. Только не пойму, откуда он появился? Я в банку наливала только воду. А вы знаете, откуда появился пар (высказывания детей)

Воспитатель: Если воду сильно нагреть, то она превращается в пар. Сейчас мы это проверим. Я осторожно подержу зеркало над паром (показать детям). Что вы видите на зеркале? Оно запотело, и появились капельки (предложить детям потрогать пальчиком и убедиться, что это вода). Значит, мы можем сделать вывод: «Пар – это тоже вода, очень сильно нагретая».

Воспитатель: Ребята, я попрошу вас подойти к моему столу. У меня на столе стоят три блюдца накрытые салфетками. Чтобы узнать, что там лежит, нужно отгадать загадки. Слушайте первую загадку:

Белый камень в воде тает. (Сахар)

Воспитатель поднимает салфетку, дети проверяют, правильно ли они отгадали загадку.

Воспитатель: Теперь вторая загадка:

В воде родится,

Воды боится. (Соль)

Убираем салфетку со второго блюдца.

Воспитатель: И, наконец, последняя загадка:

Жёлтое, а не солнце,

Льётся, а не вода,

На сковороде – пенится,

Брызгается и шипит. (Масло)

Воспитатель: Ребята, а почему соль и сахар боятся воды? (Ответы детей)

Воспитатель: Предлагаю вам всем пройти и сесть за столы, на свои места. Дети рассаживаются на свои рабочие места.

Воспитатель: Давайте проведём следующий опыт и посмотрим, что произойдёт с солью и сахаром, если мы их опустим в воду. Возьмите две баночки с водой. В одну положите кусочек сахара и размешайте его ложечкой. Что получается? Растворился ли сахар в воде или нет? (Ответы детей)

Воспитатель: Возьмите другую баночку и насыпьте в неё ложечку соль. Размешайте её. Что теперь произошло. (Ответы детей)

Воспитатель: А все ли вещества могут растворяться в воде, как вы думаете? Если в воду налить масло, оно так же исчезнет в воде как соль и сахар? Давайте проведём следующий опыт. Добавьте в ваши баночки с водой несколько капель масла. Идёт самостоятельная работа детей.

Воспитатель: Что произошло с маслом? (Ответы детей)

Воспитатель: Молодцы ребята. Проведя сейчас опыты с солью, сахаром, маслом, с каким же новым свойством воды мы познакомились? (Ответы детей)

Воспитатель: В воде одни вещества растворяются, другие не растворяются совсем.

Воспитатель: Ребята, посмотрите ещё раз на ту баночку, куда мы наливали масло. Оно так и осталось плавать на поверхности воды. Можно пить такую воду и почему? (Ответы детей)

Воспитатель: Да, действительно, такая вода не пригодна для питья. А что нужно сделать, чтобы она стала чистой? (Ответы детей)

Воспитатель: А вы знаете, это можно сделать, но только при помощи фильтра. Самый простой фильтр для очистки воды мы можем сделать с вами сами из обычной салфетки. Посмотрите, как я это сделаю (показать, как сделать фильтр из салфетки и установить его в баночку). А теперь попробуйте сделать фильтр самостоятельно. Самостоятельная работа детей.

Воспитатель: У всех всё правильно получилось. Давайте попробуем, как работают наши фильтры. Мы очень осторожно, по не многу, будем лить масленую воду в баночку с фильтром. Идёт самостоятельная работа детей.

Воспитатель: Аккуратно уберите фильтр и посмотрите на воду. Какая она стала? (Ответы детей)

Воспитатель: Куда же делось масло? (Ответы детей)

Воспитатель: Мы с вами узнали самый простой способ очистки воды. Но с фильтрованной водой мы с вами сталкиваемся каждый день. Вода, которая попадает к нам, в наши квартиры через водопровод, тоже фильтрованная. Сначала воду берут из реки или какого-нибудь подземного водохранилища. Затем она попадает на специальные водоочистительные станции, где с помощью сложных фильтров, не похожих на наши, воду очищают от песка, грязи, разных микробов. И только после этого вода уже попадает в водопровод. Питьевую воду нужно беречь. Почему? (Дети объясняют). Потому что запас пресной воды на нашей планете уменьшается. А какая это вода пресная? Что вы знаете о ней? (Ответы детей).

- Правильно, пресная вода - это вода без солей. А в морях, в океанах, как вы знаете, вода - солёная. Жить в такой воде, питаться могут только морские обитатели. А людям употреблять такую воду не возможно, поэтому в городах, где много живёт людей и нужно много воды, вода поступает в краны из рек, очищенная на водоочистительных предприятиях, где лаборанты следят за тем, чтобы вода была чистая, хорошего качества.

На этом наше путешествие в лабораторию заканчивается

Топ- топ! Хлоп – хлоп!

Вокруг себя повернись

В ребят обратно

Скорее превратись!

-Вот мы и дома. А нас встречает корреспондент. Ребята, он хочет взять у вас интервью о том, где вы были и что вы видели.

Корреспондент: Спасибо, по вашему интервью будет создана газета «Волшебница вода».

Публикации по теме:

Конспект интегрированного занятия по экологии «Путешествие в лабораторию почемучек» Конспект интегрированного занятия по экологии «Путешествие в лабораторию почемучек» Ход занятия. 1)Ребята,посмотрите,к нам сегодня пришли.

Конспект занятия по познавательному развитию с использованием ИКТ в старшей группе «Путешествие в научную лабораторию» Тема «Путешествие в научную лабораторию» Старшая группа. Интеграция образовательных областей: «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное.

Конспект занятия по познавательному развитию в подготовительной группе «Путешествие в лабораторию» Цели: Способствовать осмысленному восприятию окружающего мира, побуждению фантазии, творчества и интереса, поддержанию положительно-эмоционального.

Методическая разработка физкультурного праздника «Путешествие на лесную опушку» 1. Вид занятия – физическое, экологическое. 2. Тип занятия – комплексное. 3. Тема занятия - «Путешествие на лесную опушку». 4. Возраст детей.

Методическая разработка физкультурного занятия: «Три поросёнка» Образовательные области: Физкультура, чтение художественной литературы, коммуникация, музыка. Задачи: Приучить детей при метании шишек.

Методическая разработка по познавательному развитию в средней группе «Путешествие Капельки» Воспитатель: Катина Н. В. Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, познавательно-исследовательская, продуктивная, восприятие.

Методическая разработка традиционного музыкального занятия (НОД) во 2 младшей группе Методическая разработка традиционного музыкального занятия (нод) во 2 младшей группе Цель: эмоционально откликаться на музыку бодрого, ритмичного.

Методическая разработка в помощь воспитателям конспект «Путешествие по Летнему саду» Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 41 комбинированного вида Красносельского района г. Санкт-Петербурга.

Методическая разработка занятия по развитию речи с использованием технологий ТРИЗ «Путешествие в царство «Зимушка-Зима»Методическая разработка занятия по развитию речи с использованием технологий ТРИЗ «Путешествие в царство «Зимушка-Зима» Методическая разработка занятия по развитию речи с использованием технологий ТРИЗ: «Путешествие в царство “Зимушка-Зима”» (старшая группа).

Методическая разработка занятия по теме «Русские народные музыкальные инструменты» Методическая разработка занятия по теме «Русские народные инструменты»с мультимедийным проектом (старшая группа) Работу выполнила: Мамаева.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект занятия по формированию знаний о свойствах воды «Путешествие в лабораторию»
Опубликовано: 23 октября 2015 в 13:06
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект занятия по формированию знаний о свойствах воды «Путешествие в лабораторию»» (включая файлы) размещена пользователем Наталия Горбунова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День первого льда. Папка-передвижка «Осторожно, тонкий лед!»

В конце ноября проводится Единый день безопасности на льду для предупреждения несчастных случаев с детьми на водоемах. 

24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД