Наталия Горбунова
Конспект занятия по формированию знаний о свойствах воды «Путешествие в лабораторию»
▼ Скачать + Заказать документы
Форма : Игра-экспериментирование «Путешествие в лабораторию».
Цель: Формирование знаний у детей о значении воды в нашей жизни.
Задачи:
Образовательные:
- Ознакомить детей со свойствами воды, развивать навыки проведения лабораторных опытов, закрепить умение работать с посудой.
Развивающие:
-поддержать у детей инициативу, сообразительность, пытливость, самостоятельность, вызвать у детей стремление беречь воду, как условие сохранения жизни человечества и всех природных обитателей.
Воспитательные:
Публикация «Конспект занятия по формированию знаний о свойствах воды „Путешествие в лабораторию“» размещена в разделах
- Вода. Все материалы по теме воды
- Вода. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Свойства материалов и веществ
- Темочки
-развивать собственный познавательный опыт, расширить перспективу развития познавательной деятельности детей, путем включения их в мыслительные, моделирующие и преобразующие действия;
Средства:
• Прозрачные, стеклянные стаканчики разной формы, блюдца, чайные ложки.
• Салфетки.
• Вещества, которые растворяются в воде: соль, сахар, растительное масло.
• Предметы круглой и квадратной формы на каждого ребёнка.
• Кипятильник.
• Зеркало.
• Микрофон.
Способы:
Создание игровой ситуации, художественное слово, опыты, беседа, вопросы, объяснения, уточнения, вопросы к детям, поощрение, рефлексия.
Ход занятия:
Звучит запись журчания ручейка.
Воспитатель читает стихотворение:
Вы слыхали о воде?
Говорят, она везде!
В луже, в море, в океане
И в водопроводном кране,
Как сосулька, замерзает,
В лес туманом заползает,
На плите у нас кипит,
Паром чайника шипит.
Без нее нам не умыться,
Не наесться, не напиться!
Смею вам я доложить:
Без нее нам не прожить.
Н. Рыжова
Воспитатель: Ребята, у воды есть свои свойства, а какие, мы скоро узнаем, а некоторые вспомним.
- Для этого, я хочу пригласить вас в лабораторию. А вы знаете, что такое лаборатория? (Это место, где учёные проводят опыты и ставят эксперименты.)
- Давайте сегодня мы с вами превратимся в таких учёных и будем проводить опыты по исследованию воды, и определять её свойства.
Топ- топ! Хлоп – хлоп!
Вокруг себя повернись
В маленьких ученых
Скорее превратись!
-Вот теперь мы настоящие ученые.
- Для проведения опытов по исследованию воды и её свойств нам понадобятся некоторые материалы. Посмотрите на наши лабораторные столы, они полностью готовы к работе. Давайте разделимся на группы. Занимайте свои рабочие места. (Дети рассаживаются за столы.)
Воспитатель: Здесь вы видите много посуды. Какая она? (Ответы детей)
Воспитатель: Как нужно обращаться с такой посудой? (Ответы детей)
Воспитатель: Возьмите бутылочку с водой и налейте немного воды на блюдечко. Выливать нужно медленно, чтобы увидеть, как вода льётся, течёт и растекается на блюдечке. (Самостоятельная работа детей).
Воспитатель: Почему вы смогли перелить воду из бутылочки на блюдечко? Почему она растеклась по блюдечку? (Ответы детей)
Воспитатель: Если бы вода не была жидкой, то она не смогла бы течь в реках, ручейках, не текла бы из крана. А поскольку вода жидкая и может течь, её называют жидкостью. Посмотрите, у вас на столе лежат кубики и шарики. Какой они формы? (Ответы детей)
Воспитатель: Если мы опустим их в стакан, положим на стол, на блюдечко, на ладошку, изменят ли они свою форму? (Ответы детей)
Воспитатель: А есть ли форма у воды? Что бы ответить на этот вопрос, проведём опыт. Будем наливать воду в блюдце, чашечку, баночку, бутылочку. (Самостоятельная работа детей)
Воспитатель: Итак, что происходит с водой, когда мы наливаем её в баночку? Какую форму она принимает? (Ответы детей)
Воспитатель: А что произошло с ней, когда мы её налили в чашку, блюдце? (Ответы детей)
Воспитатель: Вода приняла форму того предмета, в который её налили – чашки, блюдца, баночки. Что же показал нам опыт? Какую форму имеет вода?
Воспитатель: Вода не имеет собственной формы, она принимает форму того предмета, в который её наливают.
Воспитатель: А сейчас я предлагаю поиграть в игру «Вода — не вода» (физкультминутка)
Напоминаю правила: если названное слово обозначает то, что содержит воду — встать; если предмет и явление имеет не прямое отношение к воде — поднять руки; а если предмет или явление не имеет никакой связи с водой — хлопать в ладоши (лужа, облако, камень, водопад, книга, дельфин, река, окно, чай, человек, ветер, радуга, лягушка, иней, стул, снеговик, таз, озеро)
Воспитатель: Молодцы, отлично справились с этим заданием, а теперь такой вопрос: может ли вода кипеть, шипеть и булькать? Когда это происходит? (Ответы детей)
Воспитатель: А что так сильно нагревает воду, что она закипает?
Дети: Огонь, газ, электронагреватель.
Воспитатель: В нашу лабораторию я принесла один из электроприборов. Он называется кипятильник. Давайте с его помощью нагреем воду. Дети рассаживаются вокруг стола, на котором приготовлены атрибуты для опыта (вспомнить правила пользования электроприборами). Воспитатель проводит опыт по превращению воды в пар.
Воспитатель: Вода постепенно начинает нагреваться. Что с ней происходит? (Ответы детей)
Воспитатель: А какая кипящая вода? (Ответы детей)
Воспитатель: Приведите пример, где вода очень – очень горячая, а где тёплая. (Ответы детей)
Воспитатель: Итак, ребята, какое свойство воды мы узнали из этого опыта? (Ответы детей)
Воспитатель: Сейчас я выключу кипятильник. Вода становится спокойной, перестаёт кипеть, но остаётся горячей. Посмотрите, что это поднимается над баночкой? Правильно это пар. Только не пойму, откуда он появился? Я в банку наливала только воду. А вы знаете, откуда появился пар (высказывания детей)
Воспитатель: Если воду сильно нагреть, то она превращается в пар. Сейчас мы это проверим. Я осторожно подержу зеркало над паром (показать детям). Что вы видите на зеркале? Оно запотело, и появились капельки (предложить детям потрогать пальчиком и убедиться, что это вода). Значит, мы можем сделать вывод: «Пар – это тоже вода, очень сильно нагретая».
Воспитатель: Ребята, я попрошу вас подойти к моему столу. У меня на столе стоят три блюдца накрытые салфетками. Чтобы узнать, что там лежит, нужно отгадать загадки. Слушайте первую загадку:
Белый камень в воде тает. (Сахар)
Воспитатель поднимает салфетку, дети проверяют, правильно ли они отгадали загадку.
Воспитатель: Теперь вторая загадка:
В воде родится,
Воды боится. (Соль)
Убираем салфетку со второго блюдца.
Воспитатель: И, наконец, последняя загадка:
Жёлтое, а не солнце,
Льётся, а не вода,
На сковороде – пенится,
Брызгается и шипит. (Масло)
Воспитатель: Ребята, а почему соль и сахар боятся воды? (Ответы детей)
Воспитатель: Предлагаю вам всем пройти и сесть за столы, на свои места. Дети рассаживаются на свои рабочие места.
Воспитатель: Давайте проведём следующий опыт и посмотрим, что произойдёт с солью и сахаром, если мы их опустим в воду. Возьмите две баночки с водой. В одну положите кусочек сахара и размешайте его ложечкой. Что получается? Растворился ли сахар в воде или нет? (Ответы детей)
Воспитатель: Возьмите другую баночку и насыпьте в неё ложечку соль. Размешайте её. Что теперь произошло. (Ответы детей)
Воспитатель: А все ли вещества могут растворяться в воде, как вы думаете? Если в воду налить масло, оно так же исчезнет в воде как соль и сахар? Давайте проведём следующий опыт. Добавьте в ваши баночки с водой несколько капель масла. Идёт самостоятельная работа детей.
Воспитатель: Что произошло с маслом? (Ответы детей)
Воспитатель: Молодцы ребята. Проведя сейчас опыты с солью, сахаром, маслом, с каким же новым свойством воды мы познакомились? (Ответы детей)
Воспитатель: В воде одни вещества растворяются, другие не растворяются совсем.
Воспитатель: Ребята, посмотрите ещё раз на ту баночку, куда мы наливали масло. Оно так и осталось плавать на поверхности воды. Можно пить такую воду и почему? (Ответы детей)
Воспитатель: Да, действительно, такая вода не пригодна для питья. А что нужно сделать, чтобы она стала чистой? (Ответы детей)
Воспитатель: А вы знаете, это можно сделать, но только при помощи фильтра. Самый простой фильтр для очистки воды мы можем сделать с вами сами из обычной салфетки. Посмотрите, как я это сделаю (показать, как сделать фильтр из салфетки и установить его в баночку). А теперь попробуйте сделать фильтр самостоятельно. Самостоятельная работа детей.
Воспитатель: У всех всё правильно получилось. Давайте попробуем, как работают наши фильтры. Мы очень осторожно, по не многу, будем лить масленую воду в баночку с фильтром. Идёт самостоятельная работа детей.
Воспитатель: Аккуратно уберите фильтр и посмотрите на воду. Какая она стала? (Ответы детей)
Воспитатель: Куда же делось масло? (Ответы детей)
Воспитатель: Мы с вами узнали самый простой способ очистки воды. Но с фильтрованной водой мы с вами сталкиваемся каждый день. Вода, которая попадает к нам, в наши квартиры через водопровод, тоже фильтрованная. Сначала воду берут из реки или какого-нибудь подземного водохранилища. Затем она попадает на специальные водоочистительные станции, где с помощью сложных фильтров, не похожих на наши, воду очищают от песка, грязи, разных микробов. И только после этого вода уже попадает в водопровод. Питьевую воду нужно беречь. Почему? (Дети объясняют). Потому что запас пресной воды на нашей планете уменьшается. А какая это вода пресная? Что вы знаете о ней? (Ответы детей).
- Правильно, пресная вода - это вода без солей. А в морях, в океанах, как вы знаете, вода - солёная. Жить в такой воде, питаться могут только морские обитатели. А людям употреблять такую воду не возможно, поэтому в городах, где много живёт людей и нужно много воды, вода поступает в краны из рек, очищенная на водоочистительных предприятиях, где лаборанты следят за тем, чтобы вода была чистая, хорошего качества.
На этом наше путешествие в лабораторию заканчивается
Топ- топ! Хлоп – хлоп!
Вокруг себя повернись
В ребят обратно
Скорее превратись!
-Вот мы и дома. А нас встречает корреспондент. Ребята, он хочет взять у вас интервью о том, где вы были и что вы видели.
Корреспондент: Спасибо, по вашему интервью будет создана газета «Волшебница вода».