Екатерина Карцева
Конструктор LEGO как средство формирования элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Игра – важнейший спутник детства. А конструктор LEGO позволяет обучаться в игре.
LEGO-конструирование возможно использовать для развития дошкольников в различных областях ФГОС, таких как: социально-коммуникативное развитие; познавательное развитие; речевое развитие; художественно-эстетическое развитие; физическое развитие.
Наборы LEGO зарекомендовали себя во всём мире как образовательные продукты, удовлетворяющие самым высоким требованиям гигиеничности, эстетики, прочности и долговечности. В силу своей педагогической универсальности они оказываются наиболее предпочтительными наглядными пособиями и развивающими игрушками. Причём этот конструктор побуждает работать, в равной степени, и голову, и руки ребенка.
В процессе конструирования важнейшими являются способность к точному восприятию таких внешних свойств вещей, как форма, размерные и пространственные отношения; способность мышления к обобщению, соотнесению предметов к определенным категориям на основе выделения в них существенных свойств и установления связей и зависимостей между ними. Это наиболее соответствует процессу математического развития дошкольников. Данная тема недостаточно освещена в литературе, но в детских садах всё более и более востребована, поэтому мы хотим поделиться опытом формирования элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста с использование конструктора LEGO.
Играя в LEGO дети:
• Развивают мелкую моторику рук, стимулирующую общее речевое развитие и умственные способности;
• Учатся правильно и быстро ориентироваться в пространстве;
• Получают математические знания о счёте, форме, пропорции, симметрии;
• Развивают внимание, способность сосредоточиться, память, мышление;
• Учатся воображать, фантазировать, творчески мыслить;
• Овладевают умением мысленно разделить предмет на составные части и собрать из частей целое;
• Учатся общаться друг с другом, устраивать совместные игры, уважать свой и чужой труд;
Благодаря использованию LEGO удаётся сконцентрировать внимание и привлечь интерес даже у самых несобранных детей дошкольного возраста. В начале их увлекают только игровые действия, а затем и то, чему учит та или иная игра. Постепенно у детей пробуждается интерес и к самому предмету обучения.
Для формирования элементарных математических представлений нами были поставлены задачи, которые можно решить, используя LEGO -конструктор
- формировать умение ориентироваться в пространстве
- формировать представление о количестве, счете, величине, цвете, форме;
- формировать умение работать по схеме;
-формировать предпосылки учебной деятельности: умение и желание трудиться, выполнять задания в соответствии с поставленной целью, планировать будущую работу, доводить начатое дело до конца.
- развивать познавательную активность детей, воображение, фантазию, творческую инициативу, самостоятельность.
- развивать мелкую моторику, память, внимание;
- расширять словарный запас.
- сформировать умение работать совместно с детьми и педагогом в процессе создания коллективной постройки;
С детьми, используя игры с LEGO-конструктором, охватываются все направления ФЭМП:
Формирование представлений о числе и количестве.
Развитие представлений о величине.
Развитие представлений о форме.
Развитие пространственной ориентировки.
Формы, используемые для реализации поставленных задач:
- игровые образовательные ситуации;
- обучение в повседневных ситуациях;
- коллективное занятие (свободное участие детей в нем);
- самостоятельная исследовательская деятельность в развивающей среде;
- индивидуально- творческая деятельность;
- творческая деятельность в малой подгруппе (3-6 детей);
- учебно – игровая деятельность (познавательные игры, занятия)
Методы и приемы:
- практические (игровые);
- воссоздание;
- конструирование
Средства:
- наглядный материал (схемы)
- конструкторы LEGO;
- дидактические игры
Основные средства:
- создание игровых образовательных ситуаций;
- проведение бесед;
- обогащение развивающей среды в группе;
- информирование родителей о задачах и содержании математического воспитания в детском саду и семье с помощью конструкторов.
Еще одно важное направление применения LEGO - конструктора – это использование его в диагностике. Такой метод, как наблюдение за самостоятельной и коллективной игрой дает много важной информации педагогу.
Таким образом, использование конструктора LEGO в математическом развитии детей способствует общему математическому развитию детей дошкольного возраста, развитию памяти, пространственного и образного мышления, творческих способностей усидчивости. В процессе игры в LEGO дети усваивают сложные математические понятия, учатся считать.