Надежда Катина
Методическая разработка по познавательному развитию в средней группе «Путешествие Капельки»
▼ Скачать + Заказать документы
Воспитатель: Катина Н. В.
Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, познавательно-исследовательская, продуктивная, восприятие художественной литературы.
Цель: Формирование основ экологической культуры у детей.
Задачи:
• Уточнить представления детей о том, что вода очень важна для всех живых существ; без неё не могут жить растения, животные и человек.
• Сформировать у детей знания о значении воды в жизни человека.
• Прививать бережное отношение к воде.
Публикация «Методическая разработка по познавательному развитию в средней группе „Путешествие Капельки“» размещена в разделах
- Вода. Все материалы по теме воды
- Круговорот воды в природе. Путешествие капельки
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Средняя группа
- Темочки
• Активизировать и обогащать словарь детей существительными, прилагательными и глаголами по теме: «Вода».
• Развивать мыслительные операции: сравнивать, классифицировать, анализировать, обобщать.
• Воспитывать бережное отношение и любовь к природе.
Предварительна работа:
• Умывание и мытьё игрушек.
• Экспериментирование с водой.
• Стирка кукольного белья.
• Беседы с детьми о свойствах воды.
• Чтение загадок и потешек о воде.
• Рассматривание иллюстраций в книгах о природе.
• Дидактическая игра «Холодное – горячее».
Материалы и оборудование:
• Капли воды, изготовленные из бумаги.
• Ёмкости для опыта, воронка, бумажные салфетки, тряпочки, клеёнка.
• Плакаты «Значение воды на Земле», «Круговорот воды в природе».
1 часть. Организационная.
Воспитатель читает стихотворение о воде: Если на нос сели кляксы, Кто тогда нам первый друг, Снимет грязь с лица и рук? Без чего не может мама Ни готовить, ни стирать? Без чего мы, скажем прямо, Человеку умирать? Чтобы лился дождик с неба, Чтоб росли колосья хлеба, Чтобы плыли корабли, Чтоб варились кисели, Чтобы не было беды -- Жить нельзя нам без … (Воды)
В группу входит девочка в ободке Капельки.
Воспитатель: Ребята, кто к нам пришел? Ты кто?
Капелька : Я капелька.
Воспитатель: А как тебя зовут?
Капелька : Меня зовут Капитошка.
Воспитатель: А зачем ты к нам пришла?
Капелька : Я пришла в гости к своим сестричкам-капелькам, которые живут у вас в группе.
Воспитатель: Ребята, хотите показать Капитошке, где живут сестрички-капельки, что они у нас делают и какую приносят пользу.
2 часть. Основная.
Путешествие – поиск капелек по группе.
Дети идут по группе, делают остановки.
Первая остановка в уголке природы: возле растений.
Дети: Цветы надо поливать, они живые, без воды засохнут, завянут – им нужна вода. (Приклеивают маленькую капельку).
Вторая остановка – у аквариума.
Дети: Рыбки живут в воде, без неё они погибнут, им нужно много воды, чтобы плавать. (Дети приклеивают маленькую капельку).
Воспитатель: Какая чистая вода в аквариуме. Это вы, ребята, хорощо ухаживаете за рыбками, чистите аквариум, меняете воду; следите, чтобы рыбкам было в нём уютно.
Третья остановка – около мойки в подсобном помещении.
Дети: Помощнику воспитателя надо много воды, чтобы мыть посуду, полы, вытирать пыль, убирать в группе. (Дети приклеивают маленькую капельку).
Четвёртая остановка – в игровом уголке.
Дети: Вода нужна, чтобы мыть грязные игрушки и стирать куклам одежду. (Дети приклеивают капельку).
Пятая остановка – в туалетной комнате.
Дети: Вода нужна, чтобы дети могли мыть руки и лицо, выполнять необходимые гигиенические требования. (Дети приклеивают капельку).
Шестая остановка – у стола, на котором стоит графин с водой.
Дети: Вода нужна, чтобы мы могли её пить. (Дети приклеивают капельку).
Воспитатель: Вот, Капитошка, сколько в нашей группе сестричек-капелек живёт, которые приносят нам большую пользу.
Экспериментальная деятельность детей.
Воспитатель: Ребята, теперь посмотрите: перед вами две ёмкости с водой. Как вы думаете, вода в них одинаковая?
Дети: Нет! В одной ёмкости вода чистая, а в другой – грязная.
Воспитатель: Ребята, а какую воду вы хотели бы выпить, эту или ту?
Дети: Вот эту.
Воспитатель: Почему?
Дети: Потому, что здесь вода чистая, а в этом кувшине – грязная. Воду нужно пить чистую.
Воспитатель: Давайте все вместе попробуем очистить грязную воду. Для этого возьмём эту воронку, вложим в неё листок специальной бумаги и начнём пропускать грязную воду через эту воронку. Посмотрите, что у нас получается.
Дети: Вода стала чистой.
Воспитатель: А что стало с нашей бумагой?
Дети: Бумага стала грязной.
Воспитатель: Ребята, что мы с вами сейчас делали с водой?
Дети: Мы очистили воду от грязи. Грязь осталась на бумажке, а вода стала чистой. Теперь ей можно мыть руки и посуду, стирать бельё, а пить можно только кипячёную воду.
Воспитатель: Ребята, теперь вы знаете, для чего и кому нужна вода?
Дети: Да, знаем! (Ответы детей).
Физкультминутка «Дождик».
Дождик капнул на ладошку, На цветы и на дорожку, Льётся, льётся ой-ой-ой, Побежали мы домой. Дождик капать перестал, Выглянем в окошко. Побежим скорей гулять – Прыгать по дорожке.
Дети садятся на свои места.
3 часть. Подведение итогов.
Воспитатель: Ребята, хотите послушать стихотворение о воде? Родник иссяк, ручей ослаб, А мы из крана – кап, кап, кап. Мелеют реки и моря, Не тратьте воду – зря, зря, зря. А то пройдёт немного лет, И нет водицы – нет, нет, нет.
- А теперь ответьте на вопрос: зачем нужно экономить воду?
Дети: Чтобы воды было много, чтобы в речке была воды, и можно было в ней купаться.
Воспитатель: Вода из большой реки течёт по трубам и попадает к нам в детский сад, в ваши дома – эти трубы называются водопроводными. Для того, чтобы мы с вами могли пить чистую воду, умываться и мыть руки, нужно беречь воду – не тратить её зря. Если вы помыли руки или лицо, не забывайте закрыть кран
Воспитатель: Вы, слыхали о воде? Говорят, она везде! В луже, в море, в океане, И в водопроводном кране. На плите у вас кипит, Паром чайника шипит, Растворяет сахар в чае. Мы её не замечаем, Мы привыкли, что вода – Наша спутница всегда!
Капитошка: Без меня вам не умыться, Не наесться, не напиться! Смею вам я доложить: Без воды вам не прожить! Вы меня в пруду найдёте, И в сыром лесном болоте, Путешествует всегда Ваша спутница – вода!
Капитошка: Ребята, спасибо вам за то, что вы так хорошо знаете моих сестричек-капелек. Я дарю вам на память о себе Волшебную Капельку, которая будет поить вас живительной силой. Только вы не забывайте о пользе воды и бережном к ней отношении.
Дарит каждому ребёнку капельку.
Воспитатель: Спасибо тебе, Капитошка! И вам, ребята, спасибо за вашу активную и заинтересованную работу.