ольга туркина
Конспект занятия по познавательному развитию с использованием ИКТ в старшей группе «Путешествие в научную лабораторию»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема «Путешествие в научную лабораторию» Старшая группа.
Интеграция образовательных областей: «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Физическое развитие».
Задачи:
1) Развивать познавательную активность в процессе экспериментирования; закрепить представления о воздухе и воде. («Познавательное развитие»)
Публикация «Конспект занятия по познавательному развитию с использованием ИКТ в старшей группе „Путешествие в научную лабораторию“» размещена в разделах
- ИКТ. Информационно-коммуникационные технологии в ДОУ
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» сентябрь 2015
2) Закреплять умение отвечать на вопросы полным ответом, закреплять умение отгадывать загадки, формировать умение делать выводы. («Речевое развитие»)
3) Формировать навыки доброжелательности, положительные эмоции, слушать не перебивая друг друга («Социально-коммуникативное развитие»)
5) Закреплять умение согласовывать движения в соответствии с текстом («Физическое развитие»)
Методы и приемы:
- практические: физминутки, экспериментирование
- наглядные: показ слайдов, рассматривание материала для опытов
- словесные: вопросы воспитателя, ответы детей, рассказывание сказки, загадывание загадки, выводы
Материалы и оборудование: стаканы с водой, кусочки земли, коктейльные трубочки, мешочки, сосуды разной величины, воздушные шарики, схемы, интерактивная доска, проектор, ноутбук.
Детская деятельность Формы и методы организации совместной деятельности
Двигательная Физминутки
Познавательно-исследовательская Экспериментирование с водой, воздухом
Коммуникативная Вопросы воспитателя, ответы детей, загадывание загадок
Логика образовательной деятельности
№ Деятельность воспитателя Деятельность воспитанников Ожидаемые результаты
1 Воспитатель предлагает поприветствовать друг друга.
Что за чудо - чудеса:
раз рука и два рука!
Вот ладошка правая,
вот ладошка левая.
И скажу вам, не тая,
Руки всем нужны, друзья!
Сильные руки не бросятся в драку,
Добрые руки погладят собаку.
Умные руки умеют лечить.
Чуткие руки умеют дружить! Дети приветствуют друг друга. Сформированы навыки доброжелательности, положительные эмоции
2. Сообщает детям, что сегодня в группе много гостей. Они вместе с нами побывают в «научной лаборатории». (Слайд №1).
Задает вопросы:
Кто работает в лаборатории?
Чем они занимаются? Обращают внимание на гостей, отвечают на вопросы. Вовлечены в образовательную деятельность. Умеют отвечать на вопросы полным ответом.
3 Обращает внимание детей на то, что сегодня к ним пришли еще гости (Слайд №2) (Мыльный пузырь и Капелька). Они только, только родились, и еще ничего не знают о нашей жизни. Предлагает рассказать и научить их.
Что нужно для жизни всех живых организмов?
А как вы думаете, что важнее воздух или вода? Рассматривают слайд с изображением Мыльного пузыря и Капельки. Отвечают на вопросы. Умеют отвечать на вопросы полным ответом.
4. Читает детям сказку «Спор» : Поспорили, как-то раз, Вода и Воздух о том, кто из них важнее. Вода говорит, что без неё жить на Земле нельзя. А Воздух говорит, что без него нельзя. Долго спорили. Чтобы решить спор, решили спросить у кого-нибудь.
Спросили у растений: «Скажите, что для вас важнее, воздух или вода?» Растения им ответили: «Без воды не проживёшь! Нам вода нужна для роста и питания». Обрадовалась вода: «Я самая важная!» «Но и без воздуха не проживёшь! - добавили растения. - Он нужен нам для того, чтобы дышать». Обрадовался Воздух: «Я самый важный». Переглянулись Вода и Воздух и решили спросить у людей и животных. Но и здесь услышали то же самое. Услышало Солнце их спор, удивилось: «А что же вы обо мне забыли? Ведь я даю тепло и свет. Ведь если не будет меня, станет на земле темно и холодно. Да так холодно, что вода превратится в лёд. И погибнут тогда растения, и животные, и люди. Погибнет всё живое». И решили они больше не спорить друг с другом. Кипит жизнь на Земле. И всё для этой жизни важно: и воздух, и вода, и солнце. Дети слушают сказку.
Умеют слушать не перебивая друг друга
5. Задает вопрос: Чего больше на Земле суши или воды? Дети отвечают Умеют отвечать на вопросы полным ответом.
6. Демонстрирует слайд №3 и сообщает, что большая часть нашей планеты покрыта водой – это моря и океаны. Предлагает детям вспомнить и назвать некоторые из них. Дети называют Умеют отвечать на вопросы полным ответом.
7. Демонстрирует слайд № 4 и загадывает загадку: А вот еще есть огромный океан. Он без берегов и воды, по нему проплываю серебристые рыбы, это самолеты. Догадались? Дети отгадывают загадку Умеют отгадывать загадки.
7. Воспитатель объявляет, что делать научные открытия дело не из лёгких, поэтому в лабораториях бывают перерывы для отдыха. Неплохо бы немножко отдохнуть и нам.
Разминая поясницу, мы не будем торопиться.
Вправо, влево повернись, на соседа оглянись.
Чтобы стать ещё умнее, мы слегка покрутим шеей.
Раз и два, раз и два, закружилась голова. Раз, два, три, четыре, пять. Ноги надо нам размять.
Напоследок, всем известно, как всегда ходьба на месте.
От разминки польза есть! Что ж пора на место сесть.
Дети располагаются на ковре в произвольном порядке
Повороты в разные стороны
Вращение головой вправо и влево
Приседания
Ходьба на месте
Согласовывают движения в соответствии с текстом
8. Предлагает провести первый опыт: Показывает детям стакан, на дно которого прикреплён кусочком пластилина небольшой лист бумаги.
Дети, посмотрите внимательно и скажите, есть ли в стакане что-нибудь? Или вы считаете, что стакан пустой?
Переворачивает стакан вверх дном и медленно опускает его в банку с водой, стакан надо держать прямо.) Лист бумаги остался сухим.
Попала ли вода в стакан? Объясните, почему. Дети отвечают на вопрос, делают выводы: воздух, который был в стакане, не позволил воде намочить бумагу. Значит, стакан был не пустой, а наполненный воздухом.
Развита познавательная активность, умеют делать выводы, имеют представления о воздухе и воде.
9. Опыт №2. Предлагает взять ком земли и опустить в воду. Что заметили?
Что это доказывает? Дети опускают комочки земли в воду и делают вывод: в воде появились пузырьки воздуха, в земле находится воздух.
Развита познавательная активность, умеют делать выводы, имеют представления о воздухе и воде.
10. Опыт №3. Предлагает взять трубочку, вставить в баночку с водой и подуть в неё. У вас получится – буря в баночке.
Да, интересно наблюдать, как воздух, попадая в воду, быстро поднимается пузырьками вверх. А почему он поднимается? Дети вставляют трубочки в банки с водой, дуют в нее, делают вывод: воздух легче воды.
Развита познавательная активность, умеют делать выводы, имеют представления о воздухе и воде.
11. Опыт №4. Предлагает взять целлофановый мешочек, найти в нём отверстие и взмахнуть мешочек отверстием вниз, скрутить со стороны отверстия. Что получилось? Что это доказывает? Дети берут целлофановые мешочки и ловят воздух, делают вывод: в мешочке находится воздух, который и раздувает его Развита познавательная активность, умеют делать выводы, имеют представления о воздухе.
12. Опыт №5. Предлагает подойти и попробовать взвесить воздух.
Возьмём палочку, на её середине закрепим верёвочку, а к концам палочки привяжем два одинаково надутых шарика. Подвесим палку за верёвочку. Палка весит в горизонтальном положении.
А теперь подумайте и скажите, что произойдёт, если мы проткнём один из шаров острым предметом? (Протыкаем один шар, конец палки, к которому он был привязан, поднимается вверх.) Почему? Дети взвешивают воздух и делают вывод: шарик без воздуха стал легче. Значит, воздух имеет вес.
Развита познавательная активность, умеют делать выводы, имеют представления о воздухе.
13. Опыт №6. Задает вопрос: что произойдёт с воздухом, если его нагреть? Это мы сейчас проверим в нашей лаборатории. Наденем на горлышко бутылки шарик и поставим бутылку в миску с горячей водой. Что происходит с шаром? Дети отвечают, что шарик начинает надуваться, и делают вывод: при нагревании газ расширяется, а при охлаждении сжимается.
Развита познавательная активность, умеют делать выводы, имеют представления о воздухе.
14. Предлагает немного отдохнуть, прежде чем начать исследования воды.
Физкультминутка
К речке быстрой мы спустились,
Наклонились и умылись.
Раз, два, три, четыре,
Вот как славно освежились.
Делать так руками нужно:
Вместе – раз, это брасс.
Одной, другой – это кроль.
Все, как один, плывем как дельфин.
Вышли на берег крутой
И отправились домой.
шагают на месте
наклоны вперед, руки на поясе
хлопают в ладоши
встряхивают руками
круги двумя руками вперед
круги руками вперед поочередно
прыжки на месте
шагают на месте Согласовывают движения в соответствии с текстом
15. Опыт 1. Какой формы вода? (Слайд № 5) На столе лежит кубик и шарик. Воспитатель спрашивает, какой формы эти предметы (ответы детей). А имеет ли форму вода? Для этого возьмем узкую баночку и наполним ее водой. Перельем эту воду в широкую баночку. Форма, которую принимает вода, все время изменяется. Дети повторяют опыт, рассматривают слайд и делают вывод: вода не имеет формы и принимает форму того сосуда, в котором находится. Развита познавательная активность, умеют делать выводы, имеют представления о воде.
16. Опыт 2. Какого цвета вода? (Слайд №6). Возьмем два стакана – один с водой, а другой с молоком. Возьмем картинку и поставим ее за стаканом с водой. Нам видно картинку? А теперь поставим картинку за стаканом с молоком. Что мы обнаружили? Дети повторяют опыт, рассматривают слайд и делают вывод: через воду рисунок виден, а через молоко – не виден. Значит вода прозрачная жидкость. Развита познавательная активность, умеют делать выводы, имеют представления о воде.
17. Опыт 3. Вода – растворитель. А есть ли у воды вкус? Предложить одному ребенку размешать в воде сахар, другому – соль, третьему – аскорбиновую кислоту. После растворения веществ, предложить попробовать снова воду на вкус. Что изменилось? Дети пробуют воду и высказывают свое мнение. Делают вывод: своего вкуса у воды нет. Развита познавательная активность, умеют делать выводы, имеют представления о воде.
18. Предлагает растворить в воде песок. Задает вопрос: все вещества растворяет вода или нет? Дети пытаются растворить в воде песок и делают вывод: не все вещества могут растворяться в воде.
Развита познавательная активность, умеют делать выводы, имеют представления о воде.
19. Опыт 5. Способность воды отражать предметы. Приглашает всех подойти к своему столу. Предлагает всем по очереди заглянуть в таз с водой. Что вы там увидели? А где ещё можно увидеть своё отражение? Давайте подуем все вместе на воду и заглянем в неё. Увидели ли вы теперь своё отражение? Дети смотрят на свое отражение в спокойной воде, и в неспокойной. Делают выводы: Спокойная вода отражает предметы, как зеркало. Если вода неспокойна, то отражение предметов нечётко и размыто.
Развита познавательная активность, умеют делать выводы, имеют представления о воде.
20. Объявляет, что путешествие в научную лабораторию удалось на славу! Говорит, что Капелька и мыльный пузырь желают удачи детям в каждом деле. Воспитатель дарит детям одну китайскую пословицу:
То, что я услышал, я забыл.
То, что я увидел, помню.
То, что я сделал, я знаю! Дети прощаются с Капелькой и Мыльным пузырем, слушают китайскую пословицу. Сформированы положительные эмоции