Гаврюшенко Виктория
Конспект НОД по познавательному развитию в группе для детей с нарушением интеллекта
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект НОД
по познавательному развитию
в группе для детей с нарушением интеллекта
учителя-дефектолога
1. Образовательная область: познавательное развитие.
2. Тема занятия: «Развитие сенсорных эталонов с применением Блоков Дьенеша».
3. Цель: Продолжать формировать у детей представление о сенсорных эталонах: цвете, форме, размере, величине с помощью блоков Дьенеша.
4. Задачи:
Коррекционно - образовательная:
1. Закрепить умение детей классифицировать геометрические формы, опираясь на свойства Блоков Дьенеша по двум, трем и четырем свойствам.
2. Закрепить обобщающее понятие «Транспорт», виды транспорта (воздушный, наземный, водный).
Коррекционно – развивающая:
1. Развивать наглядно-образное мышление;
2. Развивать зрительное, слуховое внимание и память;
Коррекционно – воспитательная:
Воспитывать у детей дружеские взаимоотношения, навыки коллективной работы.
5. Словарная работа:
1. Расширять и активизировать словарь за счет слов: круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, красный, желтый, синий, большой, маленький.
2. Развивать связную речь.
6. Индивидуальная работа с детьми:
Учить проговаривать выполняемые действия и его результат.
7. Предшествующая работа с детьми по подготовке к педагогическому материалу:
1. Ознакомление с логическими Блоками Дьенеша.
2. Рассматривание и называние предметных картинок по теме «Транспорт».
8. Оборудование: Наборы блоков Дьенеша, зайчик, ковер-самолет, карточка с изображением машины, рули, корабль, чудесный мешочек, карточка со схемой, зайчиха, наклейки – смайлики.
Организационный момент:
Педагог: «Ребята, сегодня, когда я шла к вам в детский сад, встретила маленького бельчонка. Посмотрите. Зайчик маленький, он потерялся и не может найти свою маму. Он просит нас о помощи, поможем зайчику найти его маму? Его мама очень далеко и нам предстоит преодолеть большие расстояния, моря и горы».
Ход занятия:
I часть – вступительная.
Педагог: «На чем мы можем отправиться в путь?»
Дети: «На машине, на самолете, на корабле».
Педагог: «Как все это называется одним словом?»
Дети: «Транспорт».
Педагог: «Правильно. Ребята посмотрите, перед нами высокие большие горы. Бельчонщк. маленький, он устанет идти, на каком транспорте мы сможем отправиться в путь?»
Дети: «На самолете, вертолете».
Педагог: «Правильно! А мы сейчас с вами полетим в путь на ковре – самолете. Но посмотрите, ковер прогрызли мыши! Нам нужно заштопать дырки заплатками».
II часть – основная.
Дидактическая игра: «Классификация фигур»
Педагог: «Какой фигуры дырочки?»
Дети: «Квадратной, круглой, треугольной и прямоугольной».
Педагог: «А какого размера дырочки?»
Дети: «Маленького и большого».
Педагог: «Сначала штопаем фигуры круглой формы, потом квадратной, треугольной и прямоугольной».
Дети закрывают дырочки фигурами Блока Дьенеша.
Педагог: «Молодцы! Ковер взлетает и мы полетели».
Звучит песня мамонтенка, дети с педагогом имитируют полет на ковре.
Педагог: «Прилетели, мы преодолели горы. Посмотрите, перед нами длинная ровная дорога. На чем мы сможем дальше отправиться в путь?»
Дети: «На машине».
Педагог: «Правильно. И мы с вами отправимся на машине. Но сначала нужно построить машину из фигур по образцу. Давайте построим».
Игровое упражнение: «Построй машину» - развитие наглядно – образного мышления
Педагог: «Чтобы выложить кабину машины, какие фигуры нужно взять?»
Дети: «Большой желтый квадрат и большой красный прямоугольник».
Педагог: «Чтобы выложить кузов машины, какую фигуру нужно взять?»
Дети: «Большой синий прямоугольник».
Педагог: «Чтобы выложить колеса, какие фигуры нужно взять?»
Дети: «Маленький синий круг и маленький красный круг».
Педагог: «Молодцы! Возьмите рули, приготовились, поехали».
Звучит музыка, дети бегают с рулями по группе.
Педагог: «Приехали. Посмотрите перед нами море. Мы сможем дальше поехать на машине?»
Дети: «Нет».
Педагог: «Нет, положите рули. На чем можно дальше добираться по морю?»
Дети: «На корабле, на лодке».
Педагог: «Правильно. Все это водный транспорт, он плывет по воде. Отправимся дальше на море, может там на льдине нас ждет мама бельчонка.».
Педагог садится с детьми в корабль, звучит музыка.
Педагог: «Ребята, пока мы с вами плывем, давайте поиграем в игру «Чудесный мешочек».
Игровое упражнение: «Чудесный мешочек». (Индивидуально с каждым ребенком).
Педагог: «Опишите фигуру, которую вы нащупали».
Дети: «Большой красный треугольник» и т. д.
Педагог: «Приплыли! Ребята, посмотрите, что это? Какая-то схема, стрелочки, фигуры. А что в конце? Кто это? Мама бельчонка., так может эта схема приведет нас к маме зайчика. Давайте присядем на островок и рассмотрим схему.
Игровое упражнение: «Цепочка».
Педагог: «Ребята, выложите в ряд по порядку фигуры в определенной последовательности».
Педагог: «Какая первая фигура?»
Дети: «Большой желтый круг».
Педагог: «Правильно. Найдите эту фигуру и положите перед собой. Пойдем дальше по стрелочке. Какая следующая фигура?» И т. д. «И вот мы с вами добрались до последней фигуры, где мы с вами можем и найти маму бельчонка. Какая эта фигура?»
Дети: «Большой красный квадрат». Найдите эту фигуру. Появилась мама зайчика? Нет. Как же так? Может в другом месте есть большой красный квадрат, давайте посмотрим кругом. А вон и квадрат (в стороне на полочке стоит большой красный кубик, рядом стоит мама зайчика). Конечно, это схема была подсказкой, где мы могли найти маму. Давайте подойдем и поищем маму».
III часть – заключительная.
Педагог: «Посмотрите, а вот и мама! Поздоровайтесь с ней. Давайте расскажем маме, на чем мы добирались к ней».
Дети: «На машине, на корабле, на ковре-самолете».
Дети: «Как все это называется, одним словом?»
Дети: «Транспорт».
IV часть – итог занятия.
Педагог: «Бельчонок. говорит вам большое спасибо, что вы помогли ему найти его маму. Посмотрите, как мама радуется, улыбается. Она дарит вам свою улыбку в виде смайликов (раздать наклейки смайлики). Мы с вами уже очень долго путешествуем, нам нужно отправляться обратно в садик. На каком транспорте мы вернемся в садик быстрее всего? На ковре-самолете. Приготовились, взлетаем. Звучит музыка, дети летят в садик…»