Светлана Новосёлова
Методическая разработка занятия «Красота моя — золотая шаль!»
▼ Скачать + Заказать документы
Пояснительная записка.
Приобщение детей к истокам региональной культуры, развитие интереса к национальным традициям является очень актуальным вопросом современности. Формирование чувства толерантности у ребенка, невозможно без обращения к историческим корням и национальным истокам своего народа. Возрождение культурного наследия нашей страны начинается с воспитания чувства гордости и любви к своей Родине, своей национальности у подрастающего поколения. В настоящее время не менее важно воспитывать толерантное отношение детей различных национальностей к представителям других народов. Передавая знания детям, необходимо учитывать, что они должны иметь воспитательную ценность, способствовать формированию нравственных чувств. И сегодня очень важно не упустить крупицы народной мудрости, народных традиций и обычаев; сохранить, приумножить и передать их будущим поколениям. Основной задачей работы по этнокультурному воспитанию является формирование духовно-нравственного отношения к своей семье, городу, стране, к природе родного края, к культурному наследию своего народа.
Публикация «Методическая разработка занятия „Красота моя — золотая шаль!“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» март 2017
Цель:
1. Приобщать детей к материальной и духовной культуре народов, населяющих территорию Ненецкого автономного округа, к их традициям, обычаям, нравственно- эстетическим ценностям.
Для реализации поставленной цели нам необходимо решать следующие задачи.
Образовательные:
1. Создать условия для получения детьми знаний о традициях народа коми, элементе костюма- платке.
2. Закрепить умение вырезать, используя разнообразные приемы: по прямой, по изогнутой линии, из бумаги, сложенной в двое.
3. Развивать умения рисовать и составлять узоры из растительных элементов на листах бумаги квадратной формы восковыми карандашами и цветной бумаги.
Развивающие:
1. Продолжать развивать внимание, память, воображение, речь, мелкую моторику.
Воспитательные:
1. Формировать интерес к истории культуры коми, желание изучать культуру коренных народов.
1
2. Воспитывать уважение к людям разной национальности, их обычаям и традициям.
Планируемые результаты:
1. Ребенок должен знать: традиции коми народа; последовательность выполнения аппликации и рисование восковыми карандашами и акварелью.
2. Ребенок должен уметь: организовать рабочее место; выполнять работу самостоятельно, анализировать свою работу.
Данное занятие можно использовать с детьми подготовительной группы, адресовать воспитателям, специалистам дошкольного воспитания. А также родителям для организации работы с детьми дома.
Оборудование: белый лист, простой карандаш, восковые карандаши, акварельные краски, цветная бумага, ножницы, кисточки, фотографии платков, платки, куклы в национальных костюмах.
ТСО: проектор, экран.
Литература: Фотоальбом «Традиционная одежда коми - ижемцев Ненецкого автономного округа». ГБУК «Этно - культурный центр Ненецкого автономного округа».
Интернет- ресурс: https://www.gazeta-respublika.ru/article.php/47364
Ход НОД:
1. Организационный момент.
Мимический этюд «Хорошее настроение».
Воспитатель приветствует ребят и предлагает поделиться друг с другом хорошим настроением. Дети вместе с воспитателем встают в круг, берутся за руки и, проговаривая стихотворение, дарят друг другу улыбку и хорошее настроение.
«Собрались ребята в круг, я - твой друг и ты – мой друг.
Вместе мы пойдем направо, а теперь пойдем налево.
В центре круга соберемся, и друг другу улыбнемся». (Все выполняют движения в соответствии с текстом).
Педагог: - Ребята, скажите мне, пожалуйста, как называется страна, в которой мы живем? (Ответы детей).
Педагог:- Правильно, а как называется главный город нашей Родины? (Ответы детей).
Педагог: - А как называется округ, в котором мы с вами живем? (Ответы детей).
Педагог: - Молодцы, ребята. А столицей нашего округа является? (Ответы детей)
Педагог: - Правильно, ребята. Округ наш небольшой, но в нем проживают люди разных национальностей. Можете ли вы их назвать? (Ответы детей).
Педагог:- И все мы живем между собой дружно.
(Слайд № 2). - Ребята, посмотрите на слайд и скажите, кого вы видите? Как вы думаете, они одной национальности? А почему вы так решили? (Ответы детей).
Педагог: - Это девушки разных национальностей, они в красивых костюмах, но что их костюмы объединяет? (Ответы детей)
Педагог: (Слайд № 3). - Как вы думаете, о чём мы будем сегодня говорить? (Ответы детей)
- Я сама по национальности коми и хочу рассказать немного о культуре коми народа. А именно о таком элементе костюма, как платок. Платок является неотъемлемой частью женского русского, украинского, белорусского костюма. Даже женщины - ненецкой национальности летом тоже покрывают свою голову платком, хотя традиционным головным убором ненецкого костюма является шапка.
(Слайд № 4, 5)- Уже не первый век традиционным элементом костюма коми - ижемки являются яркие платки.
3
Для ижемок характерны два вида головных уборов – девичий и женский. Девичьи оставляли открытыми волосы и теменную часть головы, имели форму венка, обруча или повязки. А женщины, которые вышли замуж они полностью покрывали голову платком. Вспоминая свою бабушку, не могу припомнить ее без платка – казалось, она никогда его не снимала.
(Слайд № 6-8) - Самые дорогие – это репсовые платки (из шелковой ткани, лицевая и изнаночная стороны покрыты рубчиками) конца XIX – начала XX века, их привозили купцы из Ирана, Индии, Сирии и Пакистана. В будни же носили простые хлопчатобумажные или холщовые платки, которые нарезали из тканей, привозимых с ярмарок. Платки всегда были самым желанным подарком для женщин. Ижемские женщины берегли платки как зеницу ока. Чтобы не испортить, их даже никогда не стирали. А чтобы платок оставался чистым, его просто выветривали. Яркие праздничные платки, приобретенные давно, как семейные реликвии передаются из поколения в поколение. Купить такой платок сегодня практически невозможно. И в моей семье есть такой платок, который моей маме подарила её мама, моя бабушка. (Показ платка).
- Шали встречаются разных расцветок: сине-оранжевые, зелено - розовые, сине-желтые, розово-алые и другие. Традиционные рисунки репсовых платков это цветы, листья, завитки. Крупные цветы располагались по центру или по углам платка. А цветок окружали веточки, на которых было много листиков. По краям шаль обшита бахромой. Скажите, а в подарок для мамы мы можем сделать платок? (Ответы детей).
Педагог:- А из чего мы можем выполнить этот подарок? (Ответы детей).
2. Постановка цели.
Педагог: - Сегодня мы с вами попробуем сделать платок из бумаги. Перед тем как выполнять работу мы поделимся на две группы. Тот, кто любит рисовать восковыми карандашами и акварельными красками - это первая группа, а тот, кто любит выполнять аппликацию - это вторая группа.
3. Практическая работа.
Задание для первой группы.
Педагог:- Внимательно рассмотрите платок, обратите внимание на то, как составлен узор. Цветы, завитки, листы на бумаге будете прорисовывать восковыми карандашами, а фон платка нанесете акварельной краской. Приступайте к работе.
Задание для второй группы.
Педагог:- Для работы нам понадобятся цветная бумага, шаблоны, клей, ножницы. Что мы должны помнить при работе с ножницами? (Ответы детей).
Педагог:- Для того чтобы получилось два одинаковых цветка, нужно бумагу сложить вдвое, наложить шаблон и обвести по контуру. Вырезать полученную
4
заготовку. Также выполните остальные элементы аппликации. Затем из полученных деталей составляете композицию платка и приклеиваете.
Педагог:- Ребята, а мы можем сделать бахрому на бумаге? А как мы можем это сделать? (По краю листа через небольшие промежутки делаем надрезы. Ответы детей).
Дети выполняют работу самостоятельно. Педагог оказывает помощь, контролирует.
4. Анализ работ.
Педагог:- Я приглашаю ребят, которые рисовали платки. Расскажите о своей работе. (Представление детьми своей работы).
Педагог:- А сейчас о своей работе расскажут ребята, которые выполнили аппликацию. (Представление детьми своей работы).
5. Рефлексия.
Педагог: - Ребята, продолжите предложение.
Сегодня я узнал (а….
Мне было интересно…
На занятие мне было трудно….
Теперь я смогу….
Педагог: - Мне очень понравилось, как вы сегодня трудились, выполнили сложную, но интересную работу. Я уверенна, что мамам очень понравятся ваши подарки.
2
Ход НОД:
1. Организационный момент.
Мимический этюд «Хорошее настроение».
Воспитатель приветствует ребят и предлагает поделиться друг с другом хорошим настроением. Дети вместе с воспитателем встают в круг, берутся за руки и, проговаривая стихотворение, дарят друг другу улыбку и хорошее настроение.
«Собрались ребята в круг, я - твой друг и ты – мой друг.
Вместе мы пойдем направо, а теперь пойдем налево.
В центре круга соберемся, и друг другу улыбнемся». (Все выполняют движения в соответствии с текстом).
Педагог: - Ребята, скажите мне, пожалуйста, как называется страна, в которой мы живем? (Ответы детей).
Педагог:- Правильно, а как называется главный город нашей Родины? (Ответы детей).
Педагог: - А как называется округ, в котором мы с вами живем? (Ответы детей).
Педагог: - Молодцы, ребята. А столицей нашего округа является? (Ответы детей)
Педагог: - Правильно, ребята. Округ наш небольшой, но в нем проживают люди разных национальностей. Можете ли вы их назвать? (Ответы детей).
Педагог:- И все мы живем между собой дружно.
(Слайд № 2). - Ребята, посмотрите на слайд и скажите, кого вы видите? Как вы думаете, они одной национальности? А почему вы так решили? (Ответы детей).
Педагог: - Это девушки разных национальностей, они в красивых костюмах, но что их костюмы объединяет? (Ответы детей)
Педагог: (Слайд № 3). - Как вы думаете, о чём мы будем сегодня говорить? (Ответы детей)
- Я сама по национальности коми и хочу рассказать немного о культуре коми народа. А именно о таком элементе костюма, как платок. Платок является неотъемлемой частью женского русского, украинского, белорусского костюма. Даже женщины - ненецкой национальности летом тоже покрывают свою голову платком, хотя традиционным головным убором ненецкого костюма является шапка.
(Слайд № 4, 5)- Уже не первый век традиционным элементом костюма коми - ижемки являются яркие платки.
3
Для ижемок характерны два вида головных уборов – девичий и женский. Девичьи оставляли открытыми волосы и теменную часть головы, имели форму венка, обруча или повязки. А женщины, которые вышли замуж они полностью покрывали голову платком. Вспоминая свою бабушку, не могу припомнить ее без платка – казалось, она никогда его не снимала.
(Слайд № 6-8) - Самые дорогие – это репсовые платки (из шелковой ткани, лицевая и изнаночная стороны покрыты рубчиками) конца XIX – начала XX века, их привозили купцы из Ирана, Индии, Сирии и Пакистана. В будни же носили простые хлопчатобумажные или холщовые платки, которые нарезали из тканей, привозимых с ярмарок. Платки всегда были самым желанным подарком для женщин. Ижемские женщины берегли платки как зеницу ока. Чтобы не испортить, их даже никогда не стирали. А чтобы платок оставался чистым, его просто выветривали. Яркие праздничные платки, приобретенные давно, как семейные реликвии передаются из поколения в поколение. Купить такой платок сегодня практически невозможно. И в моей семье есть такой платок, который моей маме подарила её мама, моя бабушка. (Показ платка).
- Шали встречаются разных расцветок: сине-оранжевые, зелено - розовые, сине-желтые, розово-алые и другие. Традиционные рисунки репсовых платков это цветы, листья, завитки. Крупные цветы располагались по центру или по углам платка. А цветок окружали веточки, на которых было много листиков. По краям шаль обшита бахромой. Скажите, а в подарок для мамы мы можем сделать платок? (Ответы детей).
Педагог:- А из чего мы можем выполнить этот подарок? (Ответы детей).
2. Постановка цели.
Педагог: - Сегодня мы с вами попробуем сделать платок из бумаги. Перед тем как выполнять работу мы поделимся на две группы. Тот, кто любит рисовать восковыми карандашами и акварельными красками - это первая группа, а тот, кто любит выполнять аппликацию - это вторая группа.
3. Практическая работа.
Задание для первой группы.
Педагог:- Внимательно рассмотрите платок, обратите внимание на то, как составлен узор. Цветы, завитки, листы на бумаге будете прорисовывать восковыми карандашами, а фон платка нанесете акварельной краской. Приступайте к работе.
Задание для второй группы.
Педагог:- Для работы нам понадобятся цветная бумага, шаблоны, клей, ножницы. Что мы должны помнить при работе с ножницами? (Ответы детей).
Педагог:- Для того чтобы получилось два одинаковых цветка, нужно бумагу сложить вдвое, наложить шаблон и обвести по контуру. Вырезать полученную
4
заготовку. Также выполните остальные элементы аппликации. Затем из полученных деталей составляете композицию платка и приклеиваете.
Педагог:- Ребята, а мы можем сделать бахрому на бумаге? А как мы можем это сделать? (По краю листа через небольшие промежутки делаем надрезы. Ответы детей).
Дети выполняют работу самостоятельно. Педагог оказывает помощь, контролирует.
4. Анализ работ.
Педагог:- Я приглашаю ребят, которые рисовали платки. Расскажите о своей работе. (Представление детьми своей работы).
Педагог:- А сейчас о своей работе расскажут ребята, которые выполнили аппликацию. (Представление детьми своей работы).
5. Рефлексия.
Педагог: - Ребята, продолжите предложение.
Сегодня я узнал (а….
Мне было интересно…
На занятие мне было трудно….
Теперь я смогу….
Педагог: - Мне очень понравилось, как вы сегодня трудились, выполнили сложную, но интересную работу. Я уверенна, что мамам очень понравятся ваши подарки.