Получи документы

Методическая разработка занятия «Красота моя — золотая шаль!»

Светлана Новосёлова
Методическая разработка занятия «Красота моя — золотая шаль!»
▼ Скачать + Заказать документы

Пояснительная записка.

Приобщение детей к истокам региональной культуры, развитие интереса к национальным традициям является очень актуальным вопросом современности. Формирование чувства толерантности у ребенка, невозможно без обращения к историческим корням и национальным истокам своего народа. Возрождение культурного наследия нашей страны начинается с воспитания чувства гордости и любви к своей Родине, своей национальности у подрастающего поколения. В настоящее время не менее важно воспитывать толерантное отношение детей различных национальностей к представителям других народов. Передавая знания детям, необходимо учитывать, что они должны иметь воспитательную ценность, способствовать формированию нравственных чувств. И сегодня очень важно не упустить крупицы народной мудрости, народных традиций и обычаев; сохранить, приумножить и передать их будущим поколениям. Основной задачей работы по этнокультурному воспитанию является формирование духовно-нравственного отношения к своей семье, городу, стране, к природе родного края, к культурному наследию своего народа.

Публикация «Методическая разработка занятия „Красота моя — золотая шаль!“» размещена в разделах

Цель:

1. Приобщать детей к материальной и духовной культуре народов, населяющих территорию Ненецкого автономного округа, к их традициям, обычаям, нравственно- эстетическим ценностям.

Для реализации поставленной цели нам необходимо решать следующие задачи.

Образовательные:

1. Создать условия для получения детьми знаний о традициях народа коми, элементе костюма- платке.

2. Закрепить умение вырезать, используя разнообразные приемы: по прямой, по изогнутой линии, из бумаги, сложенной в двое.

3. Развивать умения рисовать и составлять узоры из растительных элементов на листах бумаги квадратной формы восковыми карандашами и цветной бумаги.

Развивающие:

1. Продолжать развивать внимание, память, воображение, речь, мелкую моторику.

Воспитательные:

1. Формировать интерес к истории культуры коми, желание изучать культуру коренных народов.

1

2. Воспитывать уважение к людям разной национальности, их обычаям и традициям.

Планируемые результаты:

1. Ребенок должен знать: традиции коми народа; последовательность выполнения аппликации и рисование восковыми карандашами и акварелью.

2. Ребенок должен уметь: организовать рабочее место; выполнять работу самостоятельно, анализировать свою работу.

Данное занятие можно использовать с детьми подготовительной группы, адресовать воспитателям, специалистам дошкольного воспитания. А также родителям для организации работы с детьми дома.

Оборудование: белый лист, простой карандаш, восковые карандаши, акварельные краски, цветная бумага, ножницы, кисточки, фотографии платков, платки, куклы в национальных костюмах.

ТСО: проектор, экран.

Литература: Фотоальбом «Традиционная одежда коми - ижемцев Ненецкого автономного округа». ГБУК «Этно - культурный центр Ненецкого автономного округа».

Интернет- ресурс: https://www.gazeta-respublika.ru/article.php/47364

Ход НОД:

1. Организационный момент.

Мимический этюд «Хорошее настроение».

Воспитатель приветствует ребят и предлагает поделиться друг с другом хорошим настроением. Дети вместе с воспитателем встают в круг, берутся за руки и, проговаривая стихотворение, дарят друг другу улыбку и хорошее настроение.

«Собрались ребята в круг, я - твой друг и ты – мой друг.

Вместе мы пойдем направо, а теперь пойдем налево.

В центре круга соберемся, и друг другу улыбнемся». (Все выполняют движения в соответствии с текстом).

Педагог: - Ребята, скажите мне, пожалуйста, как называется страна, в которой мы живем? (Ответы детей).

Педагог:- Правильно, а как называется главный город нашей Родины? (Ответы детей).

Педагог: - А как называется округ, в котором мы с вами живем? (Ответы детей).

Педагог: - Молодцы, ребята. А столицей нашего округа является? (Ответы детей)

Педагог: - Правильно, ребята. Округ наш небольшой, но в нем проживают люди разных национальностей. Можете ли вы их назвать? (Ответы детей).

Педагог:- И все мы живем между собой дружно.

(Слайд № 2). - Ребята, посмотрите на слайд и скажите, кого вы видите? Как вы думаете, они одной национальности? А почему вы так решили? (Ответы детей).

Педагог: - Это девушки разных национальностей, они в красивых костюмах, но что их костюмы объединяет? (Ответы детей)

Педагог: (Слайд № 3). - Как вы думаете, о чём мы будем сегодня говорить? (Ответы детей)

- Я сама по национальности коми и хочу рассказать немного о культуре коми народа. А именно о таком элементе костюма, как платок. Платок является неотъемлемой частью женского русского, украинского, белорусского костюма. Даже женщины - ненецкой национальности летом тоже покрывают свою голову платком, хотя традиционным головным убором ненецкого костюма является шапка.

(Слайд № 4, 5)- Уже не первый век традиционным элементом костюма коми - ижемки являются яркие платки.

3

Для ижемок характерны два вида головных уборов – девичий и женский. Девичьи оставляли открытыми волосы и теменную часть головы, имели форму венка, обруча или повязки. А женщины, которые вышли замуж они полностью покрывали голову платком. Вспоминая свою бабушку, не могу припомнить ее без платка – казалось, она никогда его не снимала.

(Слайд № 6-8) - Самые дорогие – это репсовые платки (из шелковой ткани, лицевая и изнаночная стороны покрыты рубчиками) конца XIX – начала XX века, их привозили купцы из Ирана, Индии, Сирии и Пакистана. В будни же носили простые хлопчатобумажные или холщовые платки, которые нарезали из тканей, привозимых с ярмарок. Платки всегда были самым желанным подарком для женщин. Ижемские женщины берегли платки как зеницу ока. Чтобы не испортить, их даже никогда не стирали. А чтобы платок оставался чистым, его просто выветривали. Яркие праздничные платки, приобретенные давно, как семейные реликвии передаются из поколения в поколение. Купить такой платок сегодня практически невозможно. И в моей семье есть такой платок, который моей маме подарила её мама, моя бабушка. (Показ платка).

- Шали встречаются разных расцветок: сине-оранжевые, зелено - розовые, сине-желтые, розово-алые и другие. Традиционные рисунки репсовых платков это цветы, листья, завитки. Крупные цветы располагались по центру или по углам платка. А цветок окружали веточки, на которых было много листиков. По краям шаль обшита бахромой. Скажите, а в подарок для мамы мы можем сделать платок? (Ответы детей).

Педагог:- А из чего мы можем выполнить этот подарок? (Ответы детей).

2. Постановка цели.

Педагог: - Сегодня мы с вами попробуем сделать платок из бумаги. Перед тем как выполнять работу мы поделимся на две группы. Тот, кто любит рисовать восковыми карандашами и акварельными красками - это первая группа, а тот, кто любит выполнять аппликацию - это вторая группа.

3. Практическая работа.

Задание для первой группы.

Педагог:- Внимательно рассмотрите платок, обратите внимание на то, как составлен узор. Цветы, завитки, листы на бумаге будете прорисовывать восковыми карандашами, а фон платка нанесете акварельной краской. Приступайте к работе.

Задание для второй группы.

Педагог:- Для работы нам понадобятся цветная бумага, шаблоны, клей, ножницы. Что мы должны помнить при работе с ножницами? (Ответы детей).

Педагог:- Для того чтобы получилось два одинаковых цветка, нужно бумагу сложить вдвое, наложить шаблон и обвести по контуру. Вырезать полученную

4

заготовку. Также выполните остальные элементы аппликации. Затем из полученных деталей составляете композицию платка и приклеиваете.

Педагог:- Ребята, а мы можем сделать бахрому на бумаге? А как мы можем это сделать? (По краю листа через небольшие промежутки делаем надрезы. Ответы детей).

Дети выполняют работу самостоятельно. Педагог оказывает помощь, контролирует.

4. Анализ работ.

Педагог:- Я приглашаю ребят, которые рисовали платки. Расскажите о своей работе. (Представление детьми своей работы).

Педагог:- А сейчас о своей работе расскажут ребята, которые выполнили аппликацию. (Представление детьми своей работы).

5. Рефлексия.

Педагог: - Ребята, продолжите предложение.

Сегодня я узнал (а….

Мне было интересно…

На занятие мне было трудно….

Теперь я смогу….

Педагог: - Мне очень понравилось, как вы сегодня трудились, выполнили сложную, но интересную работу. Я уверенна, что мамам очень понравятся ваши подарки.

2

Ход НОД:

1. Организационный момент.

Мимический этюд «Хорошее настроение».

Воспитатель приветствует ребят и предлагает поделиться друг с другом хорошим настроением. Дети вместе с воспитателем встают в круг, берутся за руки и, проговаривая стихотворение, дарят друг другу улыбку и хорошее настроение.

«Собрались ребята в круг, я - твой друг и ты – мой друг.

Вместе мы пойдем направо, а теперь пойдем налево.

В центре круга соберемся, и друг другу улыбнемся». (Все выполняют движения в соответствии с текстом).

Педагог: - Ребята, скажите мне, пожалуйста, как называется страна, в которой мы живем? (Ответы детей).

Педагог:- Правильно, а как называется главный город нашей Родины? (Ответы детей).

Педагог: - А как называется округ, в котором мы с вами живем? (Ответы детей).

Педагог: - Молодцы, ребята. А столицей нашего округа является? (Ответы детей)

Педагог: - Правильно, ребята. Округ наш небольшой, но в нем проживают люди разных национальностей. Можете ли вы их назвать? (Ответы детей).

Педагог:- И все мы живем между собой дружно.

(Слайд № 2). - Ребята, посмотрите на слайд и скажите, кого вы видите? Как вы думаете, они одной национальности? А почему вы так решили? (Ответы детей).

Педагог: - Это девушки разных национальностей, они в красивых костюмах, но что их костюмы объединяет? (Ответы детей)

Педагог: (Слайд № 3). - Как вы думаете, о чём мы будем сегодня говорить? (Ответы детей)

- Я сама по национальности коми и хочу рассказать немного о культуре коми народа. А именно о таком элементе костюма, как платок. Платок является неотъемлемой частью женского русского, украинского, белорусского костюма. Даже женщины - ненецкой национальности летом тоже покрывают свою голову платком, хотя традиционным головным убором ненецкого костюма является шапка.

(Слайд № 4, 5)- Уже не первый век традиционным элементом костюма коми - ижемки являются яркие платки.

3

Для ижемок характерны два вида головных уборов – девичий и женский. Девичьи оставляли открытыми волосы и теменную часть головы, имели форму венка, обруча или повязки. А женщины, которые вышли замуж они полностью покрывали голову платком. Вспоминая свою бабушку, не могу припомнить ее без платка – казалось, она никогда его не снимала.

(Слайд № 6-8) - Самые дорогие – это репсовые платки (из шелковой ткани, лицевая и изнаночная стороны покрыты рубчиками) конца XIX – начала XX века, их привозили купцы из Ирана, Индии, Сирии и Пакистана. В будни же носили простые хлопчатобумажные или холщовые платки, которые нарезали из тканей, привозимых с ярмарок. Платки всегда были самым желанным подарком для женщин. Ижемские женщины берегли платки как зеницу ока. Чтобы не испортить, их даже никогда не стирали. А чтобы платок оставался чистым, его просто выветривали. Яркие праздничные платки, приобретенные давно, как семейные реликвии передаются из поколения в поколение. Купить такой платок сегодня практически невозможно. И в моей семье есть такой платок, который моей маме подарила её мама, моя бабушка. (Показ платка).

- Шали встречаются разных расцветок: сине-оранжевые, зелено - розовые, сине-желтые, розово-алые и другие. Традиционные рисунки репсовых платков это цветы, листья, завитки. Крупные цветы располагались по центру или по углам платка. А цветок окружали веточки, на которых было много листиков. По краям шаль обшита бахромой. Скажите, а в подарок для мамы мы можем сделать платок? (Ответы детей).

Педагог:- А из чего мы можем выполнить этот подарок? (Ответы детей).

2. Постановка цели.

Педагог: - Сегодня мы с вами попробуем сделать платок из бумаги. Перед тем как выполнять работу мы поделимся на две группы. Тот, кто любит рисовать восковыми карандашами и акварельными красками - это первая группа, а тот, кто любит выполнять аппликацию - это вторая группа.

3. Практическая работа.

Задание для первой группы.

Педагог:- Внимательно рассмотрите платок, обратите внимание на то, как составлен узор. Цветы, завитки, листы на бумаге будете прорисовывать восковыми карандашами, а фон платка нанесете акварельной краской. Приступайте к работе.

Задание для второй группы.

Педагог:- Для работы нам понадобятся цветная бумага, шаблоны, клей, ножницы. Что мы должны помнить при работе с ножницами? (Ответы детей).

Педагог:- Для того чтобы получилось два одинаковых цветка, нужно бумагу сложить вдвое, наложить шаблон и обвести по контуру. Вырезать полученную

4

заготовку. Также выполните остальные элементы аппликации. Затем из полученных деталей составляете композицию платка и приклеиваете.

Педагог:- Ребята, а мы можем сделать бахрому на бумаге? А как мы можем это сделать? (По краю листа через небольшие промежутки делаем надрезы. Ответы детей).

Дети выполняют работу самостоятельно. Педагог оказывает помощь, контролирует.

4. Анализ работ.

Педагог:- Я приглашаю ребят, которые рисовали платки. Расскажите о своей работе. (Представление детьми своей работы).

Педагог:- А сейчас о своей работе расскажут ребята, которые выполнили аппликацию. (Представление детьми своей работы).

5. Рефлексия.

Педагог: - Ребята, продолжите предложение.

Сегодня я узнал (а….

Мне было интересно…

На занятие мне было трудно….

Теперь я смогу….

Педагог: - Мне очень понравилось, как вы сегодня трудились, выполнили сложную, но интересную работу. Я уверенна, что мамам очень понравятся ваши подарки.

Публикации по теме:

Методическая разработка занятия в подготовительной группе «Подарок папе»Методическая разработка занятия в подготовительной группе «Подарок папе» Направление: художественно-эстетическое. Образовательная область: аппликация Интеграция образовательных областей: «Познание», «Коммуникация»,.

Методическая разработка конспект занятия «Сказочный лес». Конспект занятия «Сказочный лес».Программное содержание: Образовательная область «Художественно-эстетическое»: закреплять умение ритмично.

Методическая разработка конспекта занятия «Подводное царство»Методическая разработка конспекта занятия «Подводное царство» Цель занятий: Познакомить детей с различными видами рыб и животных, наблюдение за основными частями рыб, расширение словарного запаса слов,.

Методическая разработка занятия по рисованию в нетрадиционной технике «Осенние мотивы» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад общеобразовательного вида №16» Методическая разработка.

Методическая разработка занятия рисованию «Медведь»Методическая разработка занятия рисованию «Медведь» Методическая разработка НОД по художественному творчеству на тему «Рисование медведя с помощью кругов и овалов» (Группа – подготовительная.

Методическая разработка практического занятия «Изготовление розы из кленовых листьев» Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования станция юных натуралистов муниципального образования Усть-Лабинский район.

Методическая разработка практического занятия «Значение семян» Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования станция юных натуралистов муниципального образования Усть-Лабинский район.

Методическая разработка проекта с детьми средней группы «Мамочка моя»Методическая разработка проекта с детьми средней группы «Мамочка моя» Проект «Мамочка моя»» Проект по социально-коммуникативному, познавательному, художественно-эстетическому, речевому, развитию детей направленный.

Методическая разработка занятия по познавательному развитию во второй младшей группе Непосредственно-образовательная деятельность по познавательному развитию на тему: «Волшебный сундучок» для детей второй младшей группы.

Педагогическая находка. Методическая разработка занятия в старшей группе.Педагогическая находка. Методическая разработка занятия в старшей группе. Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Методическая разработка занятия «Красота моя — золотая шаль!»
Опубликовано: 26 марта 2017 в 21:14
+5Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Методическая разработка занятия «Красота моя — золотая шаль!»» (включая файлы) размещена пользователем Светлана Новосёлова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев


Получи документы
РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД