Иванютина Людмила Борисовна
Экологическое воспитание старших дошкольников в условиях детского сада
▼ Скачать + Заказать документы
1. ПРЕДИСЛОВИЕ
Данная методическая разработка предназначена для использования в работе педагогов с детьми старшего дошкольного возраста 5-7 лет, в совместной деятельности с родителями, ведь так важно в ребёнке воспитать любовь к природе с раннего возраста. Основной целью данного материала является формирование основы экологического сознания, экологической культуры у детей дошкольного возраста, ознакомить, расширить и закрепить знания о природе.
Темочки:
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Природа, планета Земля, экология
- Старшая группа
- Экология, природа. Консультации для педагогов
- Темочки
Формирование экологического сознания осуществляется путем решения ряда задач, которые позволяют ребенку выработать экологически правильное поведение. Одной из важных задач является развитие мотивации детей к самостоятельной познавательной реализации через понятия и представления о разнообразных природных явлениях и объектах природы, поэтому необходимо постоянно показывать, что в природе всё взаимосвязано.
С помощью разнообразных авторских дидактических материалов таких, как: игра - викторина «Знатоки природы», лэпбуков «Экология», «Вода – источник жизни», дети могут прослеживать взаимодействие огромного и цельного мира природы с человеком, что является важным для воспитания в ребёнке полноценной, здоровой личности. Ребята начинают понимать, что под воздействием внешних факторов происходят изменения в одном звене природы, тем самым, как по цепочке происходят изменения и во многих других её звеньях, приводя к нежелательным, и зачастую вредным последствиям и для природы, и для самого человека.
В красочно оформленных наглядных пособиях дети могут наглядно увидеть отрицательные воздействия человека на природу и раскрыть её целостность, таким образом прививается устойчивая потребность заботливого и бережного отношения ко всему окружающему миру, желание сохранять и преумножать его богатства с раннего детства. Игра закрепляет такие потребности у детей, помогает формировать у них основы экологической культуры, что является частью общей культуры личности челoвекa. В процессе игровой деятельности развивается речь детей. Дошкольникам нравится придумывать рассказы на экологические темы.
Практичность и доступность пособия позволяет педагогам и родителям использовать его в общении с ребёнком, формировать их представление о природе. При систематической работе у детей старшего возраста вырабатываются познавательно-логические стимулы, которые помогают узнавать и положительно реагировать на окружающий мир.
Предлагаемые материалы являются средством ознакомления с окружающим миром, с природой. Педагоги и родители имеют возможность направить внимание детей на те явления, которые ценны для расширения кругозора и экологических представлений.
2. Пояснительная записка
Экологическое воспитание дошкольников - непрерывный процесс обучения, воспитания и развития ребенка, направленный на формирование его экологической культуры, которая проявляется в эмоционально –положительном отношении к природе, к окружающему миру, в ответственном отношении к своему здоровью и состоянию окружающей среды, в соблюдении определенных моральных норм, в системе ценностных ориентаций.
В. A. Сухомлинский считал природу главным источником всестороннего развития ребенка. К. Д. Ушинский называл природу великой воспитательницей : «Побудить в детях живое чувство природы – значит возбудить одно из самых благодетельных, воспитывающих душу влияний».
Проблема экологического воспитания детей дошкольного возраста является актуальной. До определенного времени воздействие человека сглаживалось процессами, происходящими в биосфере, но в настоящее время человек стоит на грани экологического кризиса. Именно поэтому так важен в экологическом воспитании начальный этап дошкольного обучения, когда они получают первые знания о культуре взаимоотношений с природной средой.
Любовь к природе можно воспитать лишь на основе знаний о растениях и животных, условиях их жизни, основных потребностях, а также навыков и умений по уходу за растениями и животными. Формированию бережного отношения к природе способствует и ее эстетическое восприятие. Кроме того, у детей всех возрастных групп необходимо воспитывать познавательное отношение к природе, желание узнать о ней как можно больше.
Актуальность и педагогическая целесообразность разработки основана на самостоятельности и инициативы воспитанников, их познавательных интересах и способностях, особенностях интеллектуального развития на основе практических действий, развития творческого потенциала в игровой деятельности.
Ценность материалов заключается в том, что они используется в работе педагогов, в самостоятельной деятельности детей, а также позволяет родителям находить идеи для творческого участия в образовательном процессе детского сада и в семье.
Основным видом деятельности детей дошкольного возраста является игра и поэтому, процесс обучения не может проходить без неё. Тактильные ощущения, мелкая моторика, мыслительные операции развиваются в детской игре. Работа с ребёнком должна быть в игровой форме, динамичной, эмоционально-приятной, неутомимой и разнообразной. А это объективно подталкивает к поискам как традиционных, так и нетрадиционных игровых приёмов, и средств в работе с детьми.
Данная разработка ориентирована на детей дошкольного возраста, которое целесообразно использовать в образовательной деятельности, на индивидуальных и подгрупповых занятиях по разным направлениям работы.
Цель разработки - воспитание экологической культуры и экологической грамотности воспитанников 5-7 лет через организацию игровой деятельности.
Актуальной и эффективной в экологическом воспитании детей дошкольного возраста является - игра, так как игра - ведущий вид деятельности в развитии мотивации детей к самостоятельной реализации. И благодаря игре появляется возможность формировать у детей экологические знания, правила и нормы взаимодействия с природой, воспитывать сопереживания к окружающей природе, активности в решении экологических проблем.
Игра – это прежде всего эмоциональная деятельность. В ходе проведения игры ребенок находится в хорошем расположении духа, активен и доброжелателен. Всё, что нравится детям, все, что их впечатлило, преобразуется в практику сюжетной или кaкой-либо другой игры.
Практика подтверждает, что именно эта игра позволяет удовлетворить детскую любознательность, вoвлечь ребенка в активное освоение окружающего мирa, помочь ему овладеть способами познания связей между предметами и явлениями. Игра оказывает на маленького ребенка развивающее воздействие и является эффективным средством воспитания детей, а именно:
развивает познавательные способности и речь ребенка, способствует становлению личности, сохранению здоровья;
доставляет ребенку положительные эмоции, поэтому понимание природы и общение с ней, проходящее на фоне игры, будут особенно эффективны;
ставит взрослого и ребенка в партнерские отношения;
в игровой комплекс включаются игры на развитие разных анализаторских систем (слух, зрение, осязание, обоняние и др.);
знания по экологии, полученные в игре, вызывающие положительные эмоции у детей, лучше войдут в их самостоятельную игрoвую деятельность, чем знания, воздействие которых затрагивает лишь интеллектуальную сторону личности ребенка;
позволяет развивать у детей самые разнообразные положительные качества: воспитываются дружеские взаимоотношения между детьми, развивается чувство взаимопомощи, товарищества, воспитывается культурa поведения и общения.
Единого рецепта в осуществлении экологического воспитания в условиях дошкольной образовательной организации, к сожалению, нет. Современный педагог находится в постоянном поиске идей, эффективных методов и форм работы. Использование в работе игр-викторин, квестов, авторских наглядных пособия; оформление лэпбуков, экологических газет, листовок, памяток способствует накоплению ребёнком познавательных представлений, знакомит с природными явлениями, объектами природы.
Цель экологического образования — на сегодняшний день очень важно формирование человека с новым типом экологического мышления, способного осознавать последствия своих действий по отношению к окружающей среде и умеющего жить в относительной гармонии с природой.
К основным задачам относятся:
1. Развитие у воспитанников представлений и элементарных понятий о взаимосвязях и взаимоотношениях человека и природы;
2. Формирование эмоционально – ценностного отношения к природе;
3. Осознание своего собственного «Я» как части природы;
4. Систематизация приобретенных детьми знаний и впечатлений от взаимодействия с природой, окружающим миром.
Целесообразно в работе по экологическому воспитанию использовать : целевые прогулки, виртуальные экскурсии на природу, конкурсы детских рисунков, создание гербария, выставки поделок из природного материала.
Данные материалы обладают практической направленностью, достаточным образовательным и воспитательным потенциалом. В процессе образовательной деятельности, проходящей в виде игры, дошкольники ощущают повышенную потребность. Игра позволяет обеспечить возможность усвоения экологических представлений; пробудить интерес к природе и развить ценностное отношение к ней; формировать мотивы и практические умения экологически целесообразной деятельности; предоставить возможности для проявления самостоятельности, инициативности, сотрудничества, ответственности и способности принимать правильные решения; контроля и оценки результатов собственной экологически ориентированной деятельности.
Практические материалы, подтверждающие результативность проводимой работы, представлены в материалах приложения и содержат серию конспектов образовательной деятельности, анкетирование родителей, консультации, памятки по указанной теме.
Следует отметить, что проводимая работа способствует повышению уровня знаний у родителей и детей об экологии родного города и района, охране природы, а также увеличению непосредственного участия родителей и детей в организации и проведении различных экологических мероприятий.
Дети дошкольного возраста — начальное звено системы непрерывного образования, и именно в детском саду закладываются научные основы понимания закономерных связей в системе Природа - Общество – Человек. Элементарные экологические знания, полученные детьми в младшем возрасте, помогут им в дальнейшем осваивать предметы экологической направленности.