Ирина Бархаткина
Конспект занятия в области естественных наук для детей с ограниченными возможностями здоровья «Наука вокруг нас»
▼ Скачать + Заказать документы
Методическая разработка в области естественных наук для детей с ограниченными возможностями здоровья «Наука вокруг нас»
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 80» города Чебоксары
Бархаткина Ирина Валерьевна (воспитатель) (МБДОУ «Детский сад № 80» Города Чебоксары) 2018
Введение.
Публикация «Конспект занятия в области естественных наук для детей с ограниченными возможностями здоровья „Наука вокруг нас“» размещена в разделах
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- Конспекты занятий. Все конспекты
- ОВЗ. Конспекты занятий, НОД
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Темочки
Одним из методов психотерапии, который позитивно влияет на эмоциональное самочувствие детей и это делает его прекрасным средством для профилактики и коррекции агрессивных проявлений ребенка. Актуальность обусловлена тем, что опытно-экспериментальные исследования с песком развивают интеллект ребенка, тактильную чувствительность более интенсивно и гармонично происходит развитие познавательных процессов, существенно повышается мотивация ребенка к занятиям, а если учесть, что песок обладает замечательным свойством «заземлять» негативную психическую энергию, то в процессе образовательной работы происходит и гармонизация психоэмоционального состояния ребенка.
Изначально принцип «терапии песком» был предложен еще Карлом Густавом Юнгом, замечательным психотерапевтом, основателем аналитической терапии. Естественная потребность человека «возиться» с песком и сама его структура подсказали великому Юнгу эту идею. Ведь песок состоит из мельчайших крупинок, которые только при соединении образуют любимую нами песочную массу. Многие психологи видят в отдельных крупинках символическое отражение автономности человека, а в песочной массе воплощение Жизни во Вселенной.
Основная часть
Цель: Познакомить со свойством песка.
Задачи:
• развивать познавательно-исследовательские способности детей при ознакомлении с окружающим миром.
• дать представления о свойствах песка
• учить детей делать самостоятельные умозаключения по результатам обследования
• через опыты учить детей определять физические свойства песка
• развивать мыслительную активность, сообразительность, умение сравнивать.
• развивать мелкую моторику рук и тактильные ощущения
• способствовать положительному влиянию экспериментов с песком на эмоциональное состояние ребенка
Предварительная работа
• беседы с детьми об объектах живой и неживой природы, о мерах осторожности во время игр с песком
• работа с песочными часами
• наблюдения и игры с песком на прогулке; «Забавные отпечатки», «Узоры на песке», «Секретики», «Волшебное превращение» и др.
• рисование на песке палочками, пальчиком
• сюжетно-ролевые игры: «Строители», «Дом», «Дорога», «День рождения куклы»
• чтение стихов Т. Люшнина «Песчаный дом», Л. Квитко «На песке», С. Маршак «Желтая страница», В. Берестов «Песочница», Н. Дилакторской «Песочная страна»
• чтение сказки «Песок и солнечный свет»
• просмотр фильма «Рисование песком. Сказка»
Материалы и оборудование:
• сухой чистый песок
• формочки и ведерки для игры в песке
• пластиковые тарелки
• Мерные ложки, весы
• пробирки, колбы с водой, штатив
• влажные салфетки
• аудио записи.
Методы и приемы:
• практические: проведение опытов, для определения свойств песка.
• наглядные: наблюдение.
• словесные: беседы, д/и, объяснение, обсуждение.
Словарная работа:
• обогатить речь детей прилагательными : «сыпучий», «липкий», «мокрый», «сухой»
Ход занятия:
Умка:
Привет ребята! Сегодня я пришел к вам с холодного Севера, где дуют сильные ветра, где постоянно мерзлота и много, много снега, который никогда не тает. Мне моя подружка мартышка — Анфиска прислала посылку с жаркой, вечно солнечной Африки. К посылке прилагалась записка, в ней сказано, что ее сможет открыть тот, кто сумеет разгадать хитрые задачки.
Я думаю, что один не справлюсь, и поэтому пришел к вам!
Ребята, вы поможете мне это сделать?
Воспитатель:
Ну, что ж пришло время.
Заниматься нам пора,
Но не лепкой и не чтеньем
Ждёт нас опыт и игра.
Итак, мои славные исследователи, надели халаты и очки. Эти очки нас отправят в волшебную комнату.
(Звучит музыка для перемещения в волшебную комнату)
Вспомним технику безопасности:
• не брать песок в рот
• не обсыпаться песком
• не тереть глаза грязными руками.
Воспитатель читает:
Интересно, что же написано в записке от Анфиски?
Для того, чтобы открылась посылка, необходимо несколько электронных ключей, а они находятся в волшебной комнате. А для того, чтобы оказаться там, нам нужно надеть волшебные белые халаты. Ребята, вы готовы к отправке?
Дети:
(ответы)
Воспитатель:
Читаю первую задачку! Перед вами стоят весы и два ведерка с песком и мерной ложкой, колба с водой. Ваша задача: на одну чашу весов вам необходимо положить три мерных ложки сухого песка и три мерных ложки мокрого песка на другую чашу весов. А как сделать так, чтоб песок стал мокрым? Если вы отгадаете, то получите первый электронный ключ.
Ребята, перед нами есть сухой песок и вода, как вы думаете, что нам надо сделать, чтобы песок стал мокрым?
(Ответы детей)
Физминутка.
А теперь пришло время отдохнуть, где наши песочные часы.
Мы песчинки, мы песчинки
Покружиться мы не прочь.
Мы песчинки, мы песчинки
Танцевали б день и ночь.
(Звучит музыка, танец детей).
Воспитатель:
Молодцы! Правильно, мы добавили воду из колбы в ведро с сухим песком и он стал мокрым! А теперь мы положим три мерные ложки мокрый песок на чашу весов и посмотрим, что же произойдет?
(Звучит аудио звук поворота электронного механизма)
Умка:
А я и не знал, что песок бывает и сухой и мокрый! Молодцы ребята, мы только что получили первый электронный ключ. Вы слышали, как он открылся?
Воспитатель:
Читаю второе задание. Перед вами стоит штатив с пробирками и одно ведро с сухим песком и одно с мокрым песком. Вам необходимо определить каким песком легче и быстрее наполнить пробирку сухим или мокрым?
Ребята, возьмите сухой песок в кулачок и поднесите его к пробирке, потихоньку разжимайте кулачок так, чтоб начал сыпаться песок. Песок должен заполнить пробирку. А теперь попробуем сделать так же с мокрым песком.
Умка:
Ух, ты, как вы быстро и легко заполнили пробирку с сухим песком!
Ребята, а почему вам труднее было работать с мокрым песком?
Дети:
(ответы)
Воспитатель:
Да, все потому, что сухой песок — сыпучий. Он легко сыпется, потому что в нем нет воды.
Итак, мы выяснили, что песок может быть сухим, сыпучим и мокрым, который не рассыпается.
(Звучит аудио звук поворота электронного механизма)
Умка:
Ура, вы слышите, как отпирается механизм второго электронного ключа.
Воспитатель:
Молодцы ребята, вы вновь справились с поставленной задачей.
Читаю третье задание:
Воспитатель:
Перед вами лежат формочки, нужно насыпать туда песок и сделать куличики. Попробуйте догадаться, какими еще свойствами обладает песок?
Ребята, работайте осторожно, аккуратно насыпайте песок в формочки, утрамбуйте его, переверните формочку, а теперь ее снимите.
(Дети выполняют задания)
Воспитатель
Получились куличики? (Ответы детей)
Умка:
Почему не получились?
(Ответы детей)
Воспитатель:
Да, песок сухой.
Воспитатель:
Протрите руки салфеткой. Что мы можем еще сказать о песке?
(Ответы детей)
Воспитатель:
Правильно, мокрый песок липкий, держит форму, а сухой песок нет.
(Звучит аудио звук поворота электронного механизма, открывшейся посылки)
Умка:
Ура, ура, ура! Я знал, что вы мне поможете открыть мою посылку от мартышки Анфиски! Так не терпится посмотреть, что же прислала Анфиса. А что это?
Воспитатель:
Дорогой Умка! Тебе Анфиска прислала «чудо-подарок» — это волшебный стол для рисования песком. С помощью этого стола, ты научишься рисовать песком. Этот песок будет тебе напоминать о твоих лучших друзьях.
Воспитатель: Ребята, нам пора возвращаться обратно в группу.
(Звучит музыка для перемещения в волшебную комнату)
Снимите очки и давайте вспомним, чем мы с вами занимались в волшебной комнате, я буду начинать фразу, а вы ее заканчивать.
Я узнал, что песок, бывает сухой и … (мокрый)
Сухой песок сыпучий, а мокрый. (липкий)
Из сухого песка нельзя лепить, а из мокрого … (можно)